Какими способностями должен обладать учитель начальных классов?

Проверочный тест по теме «Психические познавательные процессы человека»

В-І

   1. Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются

  А) психическими образованиями

  Б) познавательными психическими процессами.

  В) эмоциональными психическими процессами

  Г) волевыми психическими процессами

 

  2. Соотнесите понятие и его характеристику

Воображение А) есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент
Внимание Б) психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств
Мышление В) направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других
Восприятие Г) форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания
Ощущение Д) психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи
Память Е) процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира

 

Какие экстерорецепторы называют: 

контактными             дистантными  


А) обонятельные

Б) вкусовые

В) зрительные

Г) слуховые

Д) осязательные


    



Какая закономерность ощущения проявляется в данном примере?

Бабушка ищет очки, не замечая, что они у неё на лбу


А) адаптация

Б) сенсибилизация

В) взаимодействие ощущений

Г) синестезия


 



Какая особенность восприятия проявляется в данном примере?

Мелодия остаётся такой же, независимо от того исполняет её симфонический оркестр или один рояль, или просто кто-то напевает эту мелодию


А) предметность

Б) целостность

В) константность

Г) избирательность


 



Какая закономерность процесса восприятия проявляется в следующем примере

Незнакомый офицер будет ярче воспринят в группе солдат, чем в группе других офицеров


А) осмысленность

Б) избирательность

В) константность

Г) предметность


 



Какое свойство внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме


А) объем

Б) концентрация

В) распределение

Г) устойчивость

Д) отвлекаемость (колебания)

Е) переключение


 



С каким свойством внимания связано явление персеверации


А) объем

Б) концентрация

В) распределение

Г) устойчивость

Д) отвлекаемость (колебания)

Е) переключение


 



Какие факторы влияют на произвольное внимание?


А) мотивация

Б) эмоциональное состояние

В) личностные особенности (например, склонность волноваться или тревожиться)

Г) интенсивность стимула

Д) значимость стимула или ситуации

Е) все ответы верны

 Ж) нет верных ответов


 



Распределите виды памяти по следующим группам

По содержанию психической активности По степени волевой регуляции По продолжительности закрепления и сохранения материала

А) кратковременная Г) словесно-логическая    Ж) эмоциональная

Б) образная               Д) оперативная                  З) долговременная

В) непроизвольная   Е) произвольная                И) двигательная

 

Какая память доминирует у ребенка в описанной ситуации?

Ребёнок пересказывает материал учебника, вспоминая расположение текста на листе, порядок следования предложений, наличие картинок


А) слуховая

Б) зрительная

В) двигательная

Г) эмоциональная




Какая память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков


А) образная

Б) словесно-логическая

В) двигательная

Г) эмоциональная




Каково время сохранения информации в кратковременной памяти?


А) информация хранится всю жизнь

Б) от 20-30 секунд до 10 минут

В) доли секунд

Г) 15-17 лет


 



Что является примером словесно-логической памяти?


А) запоминание теоремы  

      Пифагора

Б) запоминание запаха

     лимона

В) запоминание движения в   

танце

 

 

Г) переживание чувства гордости

при воспоминании ситуации     

успеха


 





Определите мыслительные операции

Для понимания особенностей какого-либо растения ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные  части: корень, стебель, листья, цветы, а потом представляет растение в целом


А) анализ

Б) синтез

В) обобщение

Г) абстрагирование

Д) сравнение


 





Определите вид мышления в описанной ситуации

Любознательные дети часто ломают свои игрушки именно с целью выяснить, «что там внутри».


А) наглядно-действенное

Б) наглядно-образное

В) абстрактно-действенное

Г) словесно-логическое


 





О каком виде мышления идет речь в описанной ситуации?

При этой форме мышления у человека (обычно это дети младшего школьного возраста) в уме выстроен ряд образов - последовательных этапов предстоящей деятельности. План решения мыслительной задачи выработан заранее, известно, как приступать к работе, что делать в дальнейшем. В построении плана решения задачи обязательно участвует и логика, хотя еще и не достигшая совершенства.


А) наглядно-действенное

Б) наглядно-образное

В) абстрактно-действенное

Г) словесно-логическое


 





Определите вид умозаключения

    Все металлы куются

Золото – металл

Золото - куется


А) аналогия

Б) дедукция

В) индукция

Г) абстрагирование


 

19. Какой приём воображения используется в карикатуре?   


А) агглютинация

Б) акцентирование

В) гиперболизация

Г) типизация

Д) схематизация


 

 







Определите вид воображения: воссоздание читателем образа личности, описываемой в художественном произведении


А) пассивное

Б) репродуктивное

В) творческое

Г) антиципирующее


 



Решите следующие задачи

Задача 1

Даны несколько видов деятельности и перечень психических свойств. Определите, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности. Какие из свойств являются стержневыми, почему? Аргументируйте свой ответ.

Виды деятельности:

- математическая деятельность;

- деятельность музыканта;

- техническое творчество;

- изобретательская деятельность;

- чтение художественных текстов.

Свойства личности:

- способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»);

- способность к комбинированию пространственных образов, пространственное изображение;

- хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;

- целостность восприятия, т. е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями;

- полнота, яркость представлений наглядных образов;

- способность к слуховому представлению сочетаний музыкальных звуков;

- умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов;

- многообразный подход к решению вопроса;

- умение оценивать соотношение пропорций и размеров;

- легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию;

- способность переживать и чувствовать эмоциональную выразительность музыки;

- острота наблюдательности за работой и устройством механизмов;

- легкое переключение от одной умственной операции к другой;

- точность восприятия цветовых оттенков;

- чуткость к языковым особенностям;

- способность тонко различать звуки по высоте;

- последовательность, обоснованность, логичность рассуждения;

- точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений;

- эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и сочувствовать другому человеку;

- способность к абстрактным рассуждениям;

- изобретательность, находчивость в решении вопроса;

- умение передавать свои мысли и чувства с помощью наглядных образов;

- способность к анализу и синтезу образного материала.

Какими способностями должен обладать учитель начальных классов?

Задача 2

Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:

а) Уверенность в себе.

б) Общительность.

в) Высокая критичность по отношению к окружающим.

г) Самостоятельность.

д) Стремление манипулировать другим человеком.

е) Искренность.

ж) Склонность выбирать работу полегче.

з) Любовь к лести.

и) Недоверчивость.

Для каких из вышеперечисленных свойств позитивной самооценки педагог может создать условия для их формирования, развития или воспитания у детей младшего школьного возраста на уроках? Ответ обоснуйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: