Вопрос 2. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплина: Литература.

Тема: Ф.И.Тютчев. Жизненный и творческий путь. Лирика поэта.

План:

1.Жизнь и творчество.

2. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева.

3.Художественные особенности лирики поэта.

Вопрос 1. Жизнь и творчество.

23 ноября 1803 — Федор Тютчев родился в родовитой дворянской семье в селе Овстуг Орловской губернии (ныне Брянская область)

1810 — Тютчевы переехали в Москву, Федору они наняли воспитателя — поэта и переводчика С. Е. Раич. Учитель привил Федору Ивановичу страсть к литературе и поэзии, и уже в 12 лет Тютчев переводил Горация

1812 — При оккупации Москвы Наполеоном семья Тютчевых временно переехала в Ярославль, а после снова вернулась в Москву

1819 Опубликована первая работа Федора Тютчева – перевод «Послания Горация к Меценату». Осенью будущий великий русский поэт поступает в Московский университет на словесное отделение

1821 — Тютчев становится кандидатом словесных наук. Его приглашают на работу в Европу в качестве сверхштатного чиновника

1822 — В июле Тютчев уезжает в Мюнхен, где живет следующие 22 года. В Баварии он активно занимается переводами произведений таких писателей, как Гейне и Шиллер.

1826 — В марте Тютчев женился на графине Ботмер (была на 4 года старше его, и имела 4 детей от первого брака). Вместе они были 12 лет, в этом браке родились три дочери. Жалование Федора Тютчева на тот момент было очень скромное, жили бедно.

1828 — Стихотворение «Люблю грозу в начале мая»

1829 — стихи «Летний вечер», «Бессонница» и «Видение»

1830 — создан шедевр мировой литературы Silentium!, а также «Осенний вечер»

1833 — Познакомился с 22-летней Эрнестиной Денберг, сестрой публициста Пфеффеля, в которую влюбился. Законная жена узнала о измене мужа и даже хотела покончить жизнь самоубийством, но в итоге простила Тютчева. Этот роман был очень скандальным, дошло даже до того, что Федора Ивановича перевели из Мюнхена в Турин

1836 — Пушкин в своем журнале «Современник» напечатал стихи Федора Ивановича

1838 — 28 августа его жена Элеонора скончалась

1839 — Федор Тютчев решает обвенчаться со своей пассией Эрнестиной, несмотря на то что их роман вызвал скандал в обществе. В браке Эрнестина рожает поэту 2 сыновей

1841 — Поэта лишили звания камергера, он был отстранен от государственной службы

1843 — Тютчев пишет преимущественно политические статьи: «Россия и Германия», «Россия и Революция», работает над произведением ««Россия и Запад»

1844 — поэт вернулся в Россию и начал принимать активное участие в светской жизни страны

1848 — Политические статьи вернули к нему доверия императора. Тютчеву вновь присвоили звание камергера и взяли на работу в Министерство иностранных дел в Петербурге

1850 — Федор влюбляется в Елену Денисьеву, которая работала классной дамой в Смольном институте, в котором проходили обучение дочери поэта. В то же время продолжая любить Эрнестину, Тютчев решает жить на 2 дома. Елена Денисьева также страстно влюбляется в Тютчева. Она родила поэту двух сыновей и дочь, которые впоследствии имели трагическую в то время жизнь «незаконнорожденных»

1851 — пишет стихотворение «Как весел грохот летних бурь», «О, как убийственно мы любим»

1854 — Выходит в печать первый сборник стихотворений Федора Тютчева. В дополнении к «Современнику» опубликовали 92 стиха поэта. Стихотворение «Последняя любовь», посвященное Денисьевой.

1864 — Елена Денисьева заболела туберкулезом и скончалась. После этого Тютчев возвращается к своей жене Эрнестине.

1868 — В печати появляется второй прижизненный сборник Федора Тютчева

1 января 1873 — Тютчев вышел на прогулку, но в скором времени его привезли назад, половина его тела была поражена параличом

15 июля 1873 — Тютчев скончался в Царском Селе-

Вопрос 2. Философская, общественно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева.

 

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.
Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе.

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: