Тема 7. Русская философия

Содержание

1. Особенности русской философии

2. Основные течения в отечественной философии XIX века

3. Философия всеединства В.С.Соловьева

4. Серебряный век: «Религиозно-философское возрождение в России

7.1. Особенности русской философии

Русская философия, то есть мировоззренческие идеи и концепции, выдвигавшиеся оте­чественными мыслителями, является неотъемлемым элементом мировой культуры. Она органично вплетена во всеобщий историко-философский процесс, вместе с тем русская философия обладает рядом специфических особенностей. (Рис. 7.1.)-

1. Начало разработки мировоззренческих представлений на Руси датируют обычно X ве­ком и связывают с принятием византийского православия. Отечественная философия имела преимущественно религиозный характер.

2. В Древней Руси мировоззренческая проблематика освещалась не в специальных фи­лософских трактатах, а в религиозных сочинениях, летописях и «Житиях святых», в «Поучениях» и произведениях искусства (особенно иконописи), а в XVIII - XIX веках -философские вопросы поднимались художественной литературой и литературной критикой.

3. Для российской философии в целом не характерно создание всеобъемлющих закон­ченных систем (подобных, например, системе Гегеля). Особый интерес отечественных авторов всегда вызывали два круга проблем:

а) философское осмысление истории, судьбы и предназначения России (историософия),

б) философское понимание человека как нравственного существа (религиозно-философская антропология).

4. Решение данных проблем в значительной степени основывалось на диалектическом синтезе идей западной философии и представлений восточного христианства.

5. Результатом этого стало оформление характерных для отечественной философии ми­ровоззренческих установок:

а) рассмотрение реальности - мира, общества, человека - как целостности (всеединство, соборность),

б) утверждение представлений об ограниченности западного рационализма, высокая оценка интуитивных форм познания и эмоционального восприятия мира (интуитивизм),

в) обращенность к познанию космоса и представление об особом космическом пред­назначении человека (космизм),

г) убежденность в способности человека к нравственному совершенствованию и сближению на этом пути с Богом (антропологизм),

д) разработка идеи особого исторического призвания России, которой суждено стать духовным лидером и спасительницей мира (мессианизм).

Рис. 7.1. Особенности русской философии.

2. Основные течения в отечественной философии XIX века

В XIX веке философия в России все в большей степени превращалась в самостоятельную область знания. Особое значение для ее развития имели:

- становление славянофильства и западничества,

- формирование отечественного материализма,

- обоснование русского космизма,

- разработка В.С.Соловьевым философии всеединства.

 

Существенное значение для оформления позиций славянофильства и западничества имело творчества П.Я.Чаадаева (1794-1836). Он считал, что мировая история предопределена свыше (Божественным Провидением), ее сущность - духовное развитие человечества, а движущая сила - христианская нравственность. В центре внимания Чаада­ева был вопрос о судьбе России. Отставание страны от западных государств и бедственное положение русского народа он объяснял различием в религиях. Католицизм, как считал философ, несет в себе дисциплинирующее и объединяющее начало. Он способствует развитию инициативности, формированию рационального отношения к миру и обществен­ной жизни. Все это обеспечивает становление характерного для Запада политического уклада, утверждение идей долга, справедливости, права. Что же касается России, то принятие православия обусловило ее изоляцию от европейского развития, способствовало формированию покорности, бездеятельности, пассивности. Следствием этого стало утверждение самодержавия и крепостничества, задержка социально-политического развития страны. (Рис. 7.2).

 

Рис.7.2. Россия и Запад (В концепции П.Я. Чаадаева).

Сo временем, однако, Чаадаев пришел к выводу, что бесплодность национальной истории и отсутствие традиций имеют позитивное значение: данное обстоятельство позволит России в будущем осуществить мировой религиозный синтез. В этом Чаадаев усмотрел историческое предназначение России.

 

Опираясь на некоторые идеи Чаадаева и вместе с тем серьезно критикуя его взгляды, славянофилы (А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевские, К.С.Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.) предложили иной взгляд на развитие России. Как и Чаадаев, они связывали различия Запада и России с неодинаковостью религий. С точки зрения славянофилов, однако, католицизм обусловил утверждение индивидуализма, рационализма (приоритета знания перед верой), а значит, взаимной враждебности людей и внутренней раздвоенности каждого человека. Православие же способствовало формированию высокой духовности и нравственности, основанной на глубокой вере. Главное достоинство русского ума и характера многие славянофилы усматривали в «цельности» и «соборности». Цельность выражается в способности соединять все духовные силы личности: разум, эмоции, совесть, любовь, бес­корыстное стремление к истине и веру. Результатом этого становится способность к мистической интуиции и постижению Бога. Цельность человека обеспечивает возможность формирования цельного общества. С таких позиций славянофилы высоко оценивали крес­тьянскую общину. Они считали, что общинная организация жизни способствовала формированию соборности - внутреннего религиозно-духовного единства людей. Именно поэтому христианство, с их точки зрения, нашло в России единственную по-настоящему адекватную ему основу (Табл. 7.1.).

Таблица

7.1. Сравнительный анализ Запада и России (по И.В.Киреевскому)

Стороны общественной жизни Запад Россия
Опора богословия Абстрактный рационализм Стремление к цельности
Пути возникновения государства Насилие и завоевание Естественное развитие национальной жизни
Отношения классов Враждебность Единодушие
Значение земельной собственности Основа групповых отношений Случайное выражение личных отношений
Законность Формальная Вытекает из жизни
Основы образованности Рационализм и дуализм (двойственность) Цельность и разумность
Основные различия Раздвоение духа, нации, государства, классов, семьи Стремление к цельности бытия, «память об отношениях человеческого к божественному»

Такие рассуждения привели славянофилов к выводу, что Россия не должна ориентироваться на западный опыт. Более того, недостатки отечественной истории они объясняли как раз тем, что в результате прозападных петровских реформ Россия в значительной степени отказалась от национальных традиций. Необходимо восстановить их и вернуться на собственный путь развития. Славянофилы были убеждены в том, что России предстоит сыграть особую - избранническую, мессианскую - роль в мировой истории: со временем она станет духовным вождем других стран. (Рис. 7.3.).

 

Рис. 7.3. Россия и Запад (в концепции славянофилов).

 

Теоретическими противниками славянофилов были западники (Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, А.И.Герцен, Н.П.Огарев и др.). Они были убеждены в том, что мировая история - это единый процесс и, следовательно, развитие разных стран подчиняется одним и тем же законам. Поэтому в условиях социального отставания России от европейских стран ей следует использовать западный опыт и ориентироваться на западный путь развития. Западники скептически относились к исторической роли православия, они выступали за отмену крепостного права (сходясь в этом со славянофилами), за обеспечение демократических свобод. При этом многие западники не исключали радикальных методов борьбы против существующих в России порядков. (Рис. 7.4).

Рис. 7.4. Славянофилы и западники о пути исторического развития России.

Так, например, А.И.Герцен (1812-1870) рассматривал историю как закономерный процесс, обусловленный стремлением людей к самопознанию и свободе. Мыслитель, веривший в будущее социализма, саму философию (диалектику) оценивал с точки зрения возможности ее практического применения в качестве «алгебры революции». Примечатель­но, что в поздний период своего творчества Герцен критиковал буржуазный путь развития Западной Европы. Он пришел к выводу, что русская крестьянская община с ее коллективной земельной собственностью, уравнительными отношениями и самоуправлением содержит в себе зачатки социализма. Поэтому Россия, с его точки зрения, раньше, чем Запад, перейдет к новому общественному строю.

 

Формирование философского материализма в России было связано с творчеством А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, Д.И.Писарева и др. Опираясь на фейербаховский материализм, отечественные мыслители вместе с тем распространили ряд диалектических идей на понимание мира и человека. Большинство из них придерживалось революционно-демократических ориентации.

Особое значение имело творчество Н.Г.Чернышевского, разработавшего следующие представления (Рис 7.5):

мир материален, материя первична по отношению к сознанию;

мир познаваем, причем теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт;

природа развивается от низшего к высшему, человек - часть природы;

основной принцип нравственного поведения - разумный эгоизм: человек руководствуется индивидуальными склонностями, но личное счастье должно согласовываться с общим благополучием;

общество - это множество взаимосвязанных людей, законы социума производны от законов частной жизни. Трудящиеся классы, то есть большинство населения (в России -крестьянство) заинтересованы в коренных общественных преобразованиях. Крестьянская революция в России приведет к ликвидации помещичьей собственности, позволит избежать западного капитализма и перейти прямо к социализму;

«прекрасное есть жизнь», искусство призвано отражать ее. В соответствии с художественным методом критического реализма, искусство должно подвергать критике несправедливые общественные порядки, предлагать социальный и нравственный идеал.

Рис. 7.5. Основные положения учения Н.Г.Чернышевского.

 

Важное событие в философии XIX века - теоретическое оформление русского космизма, связанное с деятельностью Н.Ф.Федорова (1829-1903). Этот мыслитель оценивал мир с религиозных позиций. При этом, однако, он утверждал, что во Вселенной царствует хаос, разрушение, смерть. Их торжество - результат действия слепой силы природы, а стала она слепой потому, что человек, совершивший грехопадение, относится к природе утилитарно.

Первыми проявлениями человеческого сознания Федоров считал постижение смертности, скорбь по умершим и чувство виновности. Именно неприятие «смерти отцов» оценивалось им как родовая черта человека, а неспособность смириться со смертью - как движущая сила истории. Ее целью и смыслом поэтому оказывалась «патронификация», то есть достижение бессмертия для всех когда-либо живших поколений, воскрешение предков «в духе и плоти».

Однако в фактической истории отсутствуют попытки воскрешения, в обществе царствуют «небратство», «неродственность». Это значит, что необходим переход к новому - проективному - этапу истории. Смысл данного этапа - активная практическая деятельность, направленная на:

достижение бессмертия и воскрешение,

утверждение родственных отношений между людьми,

регуляцию природы, то есть превращение ее в дружественную, не несущую смерти силу.

Такая деятельность оценивалась Федоровым как «общее дело», в котором должно объе­диниться все человечество - ученые и неученые, верующие и неверующие. Регуляция природы означает, что человек перейдет от утилизации природы к овладению ею. Он будет использовать атмосферные процессы и новые источники энергии, научится управлять движением планет и звездных систем. И, конечно, человеку предстоит населить все миры, а то, что жизнь возникла на одной планете - Земле - как раз и обеспечит родственность будущих обитателей Вселенной. Преобразованная в соответствии с нравственными принципами, она превратится из хаоса в космос, сознание станет силой, управляющей эволюцией. Это будет означать переход к новому - сознательному - этапу развития мира. (Рис. 7.6).

Идеи Федорова непосредственно повлияли на исследования К.Э. Циолковского, В.И.­Вернадского, многих религиозных философов начала XX века, на художественное творчество В.Брюсова, М.Горького, М.Пришвина, А.Платонова и др.

Рис. 7.6. Основные этапы истории (по Н.Ф.Федорову).

3. Философия всеединства В.С.Соловьева

Творчество В.С.Соловьева (1853-1900) оказало огромное воздействие как на его совре­менников, так и на мыслителей XX века.

Учение о бытии. Софиология. Всеединство - это Абсолют (Сущее, Бог). Он несет в себе духовное содержание («замысел о мире»), которому еще предстоит воплотиться в реальном - материальном - мире. Соответственно, сам материальный мир - это «всеединство б состоянии становления», целостный, развивающийся организм. Соловьев выделял пять стадий развития мира - «царства» минеральное, растительное, животное, природного человечества, богочеловечества. (Рис. 7.7).

Рис. 7.7. Основные стадии эволюции мира (по B.C. Соловьеву).

При этом сам процесс возникновения и становления мира объяснялся им с позиций особой концепции - софиологии (учения о Софии). София - Премудрость Божия, как раз и представляет собой «замысел о мире». Она отделяется от Бога и оказывается в хаосе материи. София направляет эволюцию мира, всегда присутствует в нем и одушевляет его. Поэтому София предстает как Душа и Хранительница мира, а вместе с тем - как совершенная Личность и Вечная Женственность. София - то лучшее, что есть в любом явлении и любом существе, включая человека.

Антропология и этика. Природное человечество (от его возникновения до современного состояния) свободно и разумно стремится к улучшению своей жизни, используя для этого науки, искусства, общественные учреждения. Постепенно люди понимают умом и принимают сердцем идею Бога как начала и творца мира, как безусловного совершенства. Бог - Абсолют предстает в концепции Соловьева как единство Добра, Истины. Красоты. Формирование таких представлений о Боге стимулирует стремление человека к нравственному совершенствованию, которое возможно лишь при благодатной помощи Божией. На этом пути в условиях взаимной любви и совместной деятельности Бога и человека оказывается возможным переход к богочеловеческому царству

Такая постановка проблемы обусловила интерес Соловьева к этическим вопросам. Он считал, что нравственный смысл жизни человека - служение добру. Именно в способности сознательно руководствоваться идеей Добра философ усматривал отличие человека от всех других живых существ.

Соловьев выделял три природных основы нравственности - стыд, жалость и благоговение. Стыд выражает отношение к низшему - к «животности, грубой чувственности». На этой основе формируется принцип аскетизма. Жалость связана с отношением к равному (другим людям и вообще всему живущему). Она предполагает активную помощь страдающим. Так формируется принцип альтруизма. Благоговение раскрывает отношение человека к высшему, определяет формирование принципа богопочетания. (Рис. 7.8). Основой нравственного развития человека Соловьев считал его стремление к «цельности бытия». В связи с этим он придавал большое значение любви, рассматривая ее как путь к преодолению эгоизма, как форму самореализации личности.

Рис 7.8. Основы нравственности (по В.С.Соловьеву).

Гносеология. Идеал развития познания для Соловьева - «цельное знание» («свободная теософия»), объединяющая теологию, философию, науку.

Учение об обществе. Переход к богочеловечеству предполагает, согласно Соловьеву, не только нравственную и познавательную, но и практическую совместную деятельность людей в справедливо устроенном обществе. Социальный идеал русского мыслителя - «свободная теократия», в которой верховная власть принадлежит первосвященнику, светская власть -царю, духовная власть, основанная на праве совета с Богом - пророкам. Стремясь к целос­тности во всем, Соловьев придавал большое значение будущему объединению христианских церквей - католичества, православия, протестантизма - во «Вселенской Церкви».

Общефилософская позиция определила понимание Соловьевым судьбы России. Он выделял «три силы» мировой истории:

Восток, где осуществляется подчинение человечества единому началу, подавляется личная свобода;

Запад - здесь отрицается значение единого общего начала, что ведет к индивидуализму, эгоизму, анархии;

Россию, способную совместить уважение к единому высшему началу с утверждением свободы индивидуальных личностей и, таким образом, сыграть особую роль в мировой истории.

Немаловажное значение мыслитель придавал и искусству, будущее которого усматривал в возникновении «свободной теургии». Это - творчество по воле Бога, призванное одухотворить жизнь, воплотить в ней идеи Добра, Истины, Красоты. (Табл. 7.2.).

Таблица 7.2.

Понятие всеединства в концепции В.С. Соловьева

Аспекты всеединства Содержание всеединства
Онтологический Всеединство реальное – Абсолют (Бог), Всеединство в становлении - мир
Гносеологический Свободная теософия (цельное знание) – единство теологии, философии, науки
Антропологический Единство добра, истины, красоты как ориентиров человеческой жизни
Социологический Свободная теократия (власть первосвященника, царя, пророка), объединение церквей

4. Серебряный век: «религиозно-философское возрождение» в России

Начало XX века - время тяжелых испытаний и потрясений в России. Возрастание интереса к поискам социальной правды и изменению жизни обусловило, с одной стороны, развитие «русского марксизма» (см. тему 6). а с другой, - формирование модернистских учений религиозно-философского плана. К числу таких учений относятся концепции Е.Н. и С.Н.Трубецких, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, Л.С.Франка, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.В.Рóзанова, Н.А.Бердяева, Л. Шéстова, В.Ф.Эрна и других авторов. Авторы такого рода концепций, как раз и представляющих философию Серебряного века, обращались к религиозному вероучению, рассматривая его как источник обновления и совершенствования философии. При этом, однако, считалось необходимым переосмысление самого христианства: возвращение к его истокам, обогащение христианства идеями античности, а на этой основе - переход к новому этапу его развития (к «религии Третьего Завета»).

Создававшиеся в течение Серебряного века философские концепции были достаточно разнообразны. Обратим внимание на некоторые из них:

непосредственно развивавшие философию всеединства;

исследовавшие человека в качестве духовно-телесного существа, живущего в материальном мире;

социально анализировавшие проблему уникальности и свободы личности.

Философия всеединства XX века представлена в творчестве П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка и др. Основываясь на идеях В.С.Соловьева, эти авторы уделяли особое внимание софиологии и вопросам нрааственного развития человека.

Так, П.А.Флоренский (1887-1937) утверждал, что София является: идеальной основой и Ангелом-Хранителем сотворенного мира; душою всего существующего; идеальной личностью. В человеке софийность проявляется, прежде всего, как любовь, ведущая к объединению людей. Истина для Флоренского - абсолютная сверхреальность, то есть Бог. Она сверхразумна, а потому представляется человеку полной неразрешимых противоречий. Поэтому постижение Истины возможно только с помощью мистической интуиции, своего рода слияния человека с познаваемой реальностью.

 

Совершенно иной характер носила концепция В.В.Розанова, в центре внимания которого был человек в качестве телесного существа, обладающего полом. Пол и жизнь для Розанова тождественны. Все в человеке оказывается пронизанным половым началом. В ходе жизни пол «вибрирует», делая людей живыми и отличающимися друг от друга. Именно пол формирует индивидуальность, тело и душу, он создает личность. На основе этих рассуждений Розанов сформулировал свой центральный антропологический принцип: «человек есть только трансформация пола».

Розанов высоко оценивал древние языческие религии, имевшие культы половой любви и плодородия. Отношение же его к христианству большую часть жизни носило критический характер. Розанов считал, что христианский аскетизм ведет к образованию особой психики, а утверждение монашества с его обетом безбрачия - к формированию «людей лунного света», людей «третьего пола». Поскольку же для Розанова пол и жизнь тождественны и, сле­довательно, потеря пола тождественна потере жизни, то христианство оценивалось им как религия отрицания всякой плоти, религия смерти. Впрочем, Розанов допускал и иное прочтение христианства: есть религия Голгофы, но может быть и религия Вифлеема, «свято умереть, но свято и родиться». Однако подлинное отражение эта сторона христианства нашла не в Церкви, а в семье и браке. Поэтому Розанов считал необходимым их религиозное освящение.

 

Специфический взгляд на человека был предложен другим русским мыслителем - Н.А.­Бердяевым. Он подчеркивал, что философия вовсе не должна сосредотачиваться на традиционных абстрактных вопросах - о сущности бытия, законах мира и т.п. Ее задача -обращение к личности и жизненным проблемам, ее предназначение - помочь человеку прожить жизнь.

Личность для Бердяева - уникальная, духовная и абсолютно ценная реальность. Она не может рассматриваться как часть какой-либо целостности (общества, коллектива). Ее важнейшая характеристика - свобода. В разные периоды творчества Бердяев выделял три вида свободы:

первичная, иррациональная свобода - коренится в «ничто», из которого Бог, согласно Библии, создал мир. Такая свобода абсолютна, никто, даже Бог не властен над ней. Однако именно в силу своей безграничности она может превращаться в произвол. Человек при этом обретает способность выбирать, творить не только добро, но и зло;

рациональная свобода - выражается в осмысленном и добровольном отказе от зла и под­чинении, моральному закону. Однако это фактически означает ограничение свободы, появление элемента принудительности;

свобода, пронизанная любовью к Богу. Именно это - подлинная свобода.

Высшее воплощение свобода находит в творчестве, которое оценивалось Бердяевым с этической точки зрения. Он выделил три этапа нравственной эволюции человечества:

«этика закона» (Ветхого Завета) - имеет повелительный характер, позволяет различать добро и зло, приспособлена к требованиям общественной и повседневной жизни;

«этика искупления» (Нового Завета) - выражает трагическую любовь Бога к человеку, предполагает раскаяние и покаяние;

«этика творчества» - основана на свободной любви человека к Богу. Бог есть творец, и уподобление ему предполагает именно творчество, которого Бог ждет от человека. Творчество искупает все грехи, оно позволяет преобразить мир. (Рис. 7.9.).

Рис. 7.9. Основные этапы нравственной эволюции человечества (по Н.А.Бердяеву).

В поздних работах Бердяев, фиксируя внимание на уникальности человека, пришел к выводу, что нет ничего значимее отдельной личности. Руководствуясь любовью к Богу, она самостоятельно принимает любые решения, которые никто не вправе оспорить.

Таким образом, специфика русской философии в значительной степени определялась осуществлением специфического синтеза и переосмыслением идей восточного мистического христианства и западной рационалистической философии. Разработанные отечественными мыслителями учения имели важное значение для понимания всемирно-исторического процесса и роли в нем России, для углубления представлений о человеке, его свободе и ценностных установках, его нравственно самосовершенствовании и жизненном предназначении.

Предложенные здесь решения во многом дополняли трактовки, характерные для западной философии, но во многом были альтернативными по отношению к ним. Именно поэтому русская философия сыграла важную роль в обогащении мировой философии, а выдвинутые в ее рамках идеи сохраняют философское значение и s наши дни, по-прежнему влияют на мировоззренческие поиски как отечественных, так и зарубежных исследователей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: