Обучение младшего школьника работе со словарями

А.Д. Якубова

О необходимости развития речи школьника, воспитания у него любви и уважения к языку говорили многие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский подчеркивал особую значимость развития «дара» слова, отмечая его ценность для формирования мышления ребенка и для дальнейшего развития и обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета».

Важнейшим компонентом процесса развития языковой личности является формирование умения пользоваться словарями в учебно-познавательной деятельности как источником знания и средством саморазвития. В письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 года № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации» сказано, что «формирование у школьников потребности в обращении к словарям и навыков работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным предметным областям, во внеурочной и внеклассной деятельности должно стать одной из норм образования», именно «в начальной школе закладываются потребности обращения к словарям и общеучебные умения пользования ими» [3]. Умение пользоваться словарями относится, безусловно, к универсальным учебным действиям, под которыми понимается «комплекс образовательных способов поведения учащихся, состоящих из планирования траектории достижения учебных результатов, анализа их параметров, выбора соответствующих учебным целям путей достижения, контролирования приобретенного опыта и сравнения его с ожидаемым результатом, а также коррекции и конструирования нового знания» [1, C. 30].

Стоит отметить, что означает сам термин «словарь». Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных по тому или иному принципу (например, по алфавиту), с теми или иными объяснениями [2, C. 94].

Словари, в свою очередь, делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические, каждый из которых имеют свои особенности. Особенностью энциклопедических словарей является то, что в них объясняются не слова, а предметы, явления, понятия и лица, которые описываются теми или иными словами. Слово «энциклопедия» родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение по всему кругу знаний».

Иначе строятся лингвистические словари. Их целью является объяснение лексического значения слов, их грамматическая, стилистическая, этимологическая, орфоэпическая и другая характеристика. В зависимости от этого, существуют различные типы лингвистических словарей русского языка: толковые, словообразовательные, орфоэпические, орфографические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, иностранных слов и многие другие. На базе этих словарей созданы специальные школьные словари с учетом психологических особенностей школьников, методики их обучения и т.д., которые дают самый разнообразный языковой материал.

На уроках русского языка в начальной школе предусмотрено частое обращение к словарям на разных этапах работы. В современных учебниках по русскому языку для начальной школы представлены различные виды лингвистических словарей, позволяющие адресовать к ним учеников в связи с обсуждением разных сторон языка и речи, а также система заданий, обеспечивающих как мотивацию и обучение пользованию тем или иным словарем, так и накопление соответствующего практического опыта, приучение к самостоятельному выполнению освоенных действий. Рассмотрим некоторые задания с различными словарями:

1) Сопоставление неизвестного термина с известным учащимся словом.

Пример: Как вы понимаете лексическое значение слова «заносчивость»? Объясните лексическое значение через подбор синонимов, при затруднении используйте толковый словарь и словарь синонимов.

2) Определение фразеологизма по иллюстрации.

Пример: Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках. Запишите эти фразеологизмы, определите, какие слова употреблены в переносном значении. А какое значение этих слов (прямое и переносное) изобразил художник?

3) Определение значения слова в контексте.

Пример: Объясните происхождение и смысл выражений. Определите лексическое значение устаревших слов, пользуясь толковым словариком: 1) За семь верст да киселя хлебать. 2) Родилась пригожа, да по нраву не гожа. 3) Ходит словно аршин проглотил. 4) Глаза человеку не вороги. 5) От горшка два вершка.

Разнообразны задания по орфоэпии, которым в учебном комплексе под редакцией Т.А. Ладыженской уделяется большое внимание. Они способствуют правильному произношению и словоупотреблению. Такая работа должна быть систематической, проводиться не только под руководством учителя, но и находить продолжение в самостоятельной работе.

Пример: Найдите в орфоэпическом словаре учебника не менее пяти слов с буквенными сочетаниями чн, чт. Выпишите слово с произносительными пометами. Произнесите правильно, без ошибок.

Пример: Откройте и отметьте в орфоэпическом словаре учебника слова, которые вы произносите неправильно. Прочитайте их верно.

Пример: В орфоэпическом словаре учебника, поясняющем произношение слов, найдите слова диалог, значимый, клала, положить, шофер. Обозначьте ударение, произнесите слова правильно вслух.

Пример: С помощью орфоэпического словаря определите правильное ударение в словах. Произнесите их правильно: «красивее, завидно, торты, принять, краны, начать, баловать, звонит, включит, свекла, повторит».

Интересное задание предлагает М.Р. Львов по работе со словарями синонимов и антонимов:

Пример: Расскажите, кого можно назвать этими словами (по каждому слову – отдельные объяснения):

· Друг, товарищ, приятель, дружище.

· Враг, недруг, неприятель, противник.

Кто такой друг, товарищ, приятель? К кому можно обратиться – «дружище»?

А кто такой – враг, недруг, неприятель? В каком случае можно употреблять слово «неприятель»?

Какие рассказы вы знаете про верного друга [4, C. 12]?

В заключение можно сказать, что в учебно-познавательной деятельности младших школьников обращение к словарям занимает одно из важных мест, поэтому необходимо организовывать грамотную работу с ними, так как формирование умения пользоваться детьми словарями является не только источником знания, но и средством всестороннего развития личности ребенка.


 


Список литературы

1. Леушина И. С., Темербекова А. А. Анализ основных подходов к определению понятия «универсальные учебные действия» в условиях Федерального государственного образовательного стандарта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 1 (178). С. 30.

2. Мухина М.А., Чистякова Н.Н. Словари как средство формирования у младших школьников умения осуществлять поиск информации //М.А. Мухина, Н.Н. Чистякова / Уфа: Новая наука: опыт, традиции, инновации. Изд-во Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований". С. 94.

3. Письмо Минобрнауки России от 06.05.2013 N 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (вместе с Методическими рекомендациями по формированию культуры работы со словарями школьников и педагогов общеобразовательных учреждений в целях реализации положений ФГОС)». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2020).

4. Саломатина Л.С. Словари М.Р. Львова и их использование в современной начальной школе // Л.С. Саломатина / М.: Начальная школа. Изд-во Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Начальная школа и образование». С. 12.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: