Валентина Соколова. «Газета не шаурма» («Южный Урал», №40, 2019)

Доклад для международной научно-практической конференции «Молодёжь. Наука. Будущее»

«Особенности региональной колумнистики»

Р. Н. Матвеев

 

Колумнистика – это сравнительно новое явление современной качественной прессы. Появившись в конце прошлого столетия, авторская колонка, называемая сегодня колумнистикой на западный лад, стала особо популярной, в связи с чем она привлекает внимание многих исследователей жанровой классификации современной качественной печатной прессы. В связи с тем, что колумнистика – это достаточно новое явление, оно еще не основательно разработано в современных науках.

Под колумнистикой понимают авторские высказывания по злободневным темам, с определенной регулярностью, появляющиеся в одном и том же издании и размещающиеся, как правило, в одном и том же месте очередного газетного или журнального выпуска.

Журналистская колонка начинала как элемент выделения текста в газете, необходимый для удобочитаемости. После она переросла в рубрику, в которой печатались тексты с ярко выраженным авторским «я», в том числе эссе, комментарий или обозрение. Схожие элементы этих жанров объединились в новый жанр – колонка. Большинство отечественных исследователей не согласны с последним преобразованием колонки и не признают ее самостоятельным жанром.

Ю.А. Гордеев выделил формальные характерные признаки авторской колонки для печатных СМИ:

· Периодичность появления на страницах печатного издания. Чаще всего раз в неделю в заранее известный день.

· «Свое» постоянное место в номере.

· Определенный объем текста.

· Размещение в рубриках типа «Мнения и комментарии» или в авторской рубрике с оригинальным названием.

· Обязательный визуальный указатель на авторский характер материала (портрет автора, подпись автора в заголовочном комплексе, пометка о том, что мнение автора может не совпадать с позицией редакции СМИ).

 

Помимо формальных признаков у колонки есть и содержательные особенности:

· Свободный выбор тематики материала, при условии, что редакция СМИ признает предложенную тематику.

· Отражение в материале не только фрагмента действительности, но и личных переживаний автора о нем.

· Индивидуальная авторская позиция отображенная в материале, которая может не совпадать с позицией редакции.

· Авторская конструкция текстов. Автор сам выбирает жанр/жанровую комбинацию для своего материала.

· Использование публицистических средств, направленных на установление диалогических отношений с читателем.

· Авторский стиль письма.

· Авторская интонация общения с аудиторией.

 

Сергей Чупринин выделяет три типа колумнистов:

1. В первом случае это публичные знаменитости, как правило, не владеющие специальными познаниями по той теме, по которой они высказываются, но располагающие, по мнению редакции, кредитом доверия у публики; в силу чего их высказывания, – по оценке теоретика журналистики С. А. Михайлова, – «читаются и публикуются из-за имени, а не из-за того, что они говорят».

2. Во втором случае обязанности колумнистов исполняют присяжные остроумцы и/или авторы, обладающие опознаваемо ярким стилем и талантом занимательно говорить обо всем на свете и даже как бы ни о чем.

3.  И наконец, в третьем случае на роль колумнистов приглашаются признанные специалисты, эксперты.

 

Рассмотрим несколько колонок из газеты «Южный Урал» за 2019 год.

Колонка публикуется на второй полосе, но появляется она не в каждом номере, что нарушает принципы колонки (в выпусках №2, №4, №5, №6, №7, №9, №10, №28, №29, №34, №37, №39 и №51 колонка отсутствует). Бывают случаи, когда ее вытесняют другие материалы или же обращения первых лиц города. Колонка выходит под рубрикой «Акцент недели» и занимает четверть полосы. Согласно формальным характеристикам колонки, в данной рубрике присутствует портрет и имя автора, что указывает на авторскую субъективность и помогает читателю ассоциировать колонку с человеком на портрете.

Колонка не закреплена за определенным человеком, но преимущественно ее пишут два автора: редактор отделов политики и экономики Валентина Соколова и корреспондент Евгения Богданова. Мы рассмотрим в данной работе лишь Валентину Соколову.

Как было ранее сказано, Валентина Соколова редактор нескольких отделов в редакции, а также работает в сфере журналистики с 1995 года, что говорит о ее стаже. Исходя из этого, Валентина Соколова – колумнист-эксперт.

Для колонки свойственна формула «факт + мнение». Чтобы доказать соответствие этому критерию, мы приведем примеры отображения фактов в материалах Валентины Соколовой:

«Президент в своем Послании Федеральному Собранию заявил, что благосостояние граждан должно неуклонно расти. Не прошло и нескольких дней, как Оренбургстат проинформировал: по итогам 2018-го среднемесячная начисленная заработная плата жителей области достигла 30 523 рублей, на 10,8 процента превысив показатель года предыдущего.«Но как выглядят наши условные 30 тысяч на фоне современных экономических реалий? Если эту сумму зарабатывает все тот же среднестатистический гражданин, обремененный ипотекой, растущими тарифами ЖКХ, ценами на продукты и услуги и имеющий на содержании минимум одного ребенка? Предположим, его вторая половина трудится в нефтяной или газовой сфере, тогда еще жить (а не выживать) можно. а если супруг работает в легкой промышленности или, скажем, в сфере культуры? В этом случае 30 тысяч в качестве основы семейного бюджета вряд ли кому покажутся достаточной суммой».

«Открыла сайт регионального минздрава – и ужаснулась. В разделе, где граждане могут оставлять свои обращения, нескончаемый поток жалоб. Причем большинство связано с поликлиниками. Не записали на прием к узкому специалисту, не дали талон на УЗИ, а то и просто нахамили…

Чего уж греха таить – все видели, что «король» голый. свое расследование с неутешительными выводами проводил на территории Оренбуржья общероссийский народный фронт. но изо всех сил некоторые чиновники и депутаты пытались доказать обратное».

В колонке на первое место всегда выходит авторское начало. Разберем несколько материалов на предмет выражения этого авторского «Я».

Валентина Соколова. «Газета не шаурма» («Южный Урал», №40, 2019).

В этом материале поставлена проблема – смещение/ликвидация газетных киосков. Вместе с различными ларьками с едой под руку городских властей попадают и киоски, к чему автор относится отрицательно. Валентина Соколова находит аргументы, укрепляющие ее позицию.

Во-первых, в газетных киосках можно купить газету заметно дешевле, чем по подписке, ведь на нее нет почтовой накрутки.

Во-вторых, высокий процент покупателей периодики – пенсионеры, а им, по мнению автора, весьма полезно выбираться на прогулку.

В-третьих, люди по своей природе консервативны и привыкли покупать в определенных местах. В этом же аргументе автор снова вспоминает пенсионеров, которым сложно добираться в другое место. По отдельности второй и третий аргумент весьма сильные, но вместе, причем так рядом, они звучат взаимоисключающе. С одной стороны, автор находит пользу в прогулках для пенсионеров, а с другой, утверждает, что им они даются нелегко. Напрашивается вывод, что автор печется скорее не о пенсионерах, а о выгоде печатных изданий.

В-четвертых, внешний облик города. По мнению автора, киоски не только выглядят «нейтрально», а даже гармонично вписываются в антураж города.

Чтобы укрепить свою позицию и окончательно убедить читателя в своей правоте, автор берет комментарий директора ООО «Новости прессы Оренбуржья» Ольги Крутовой. Та, в свою очередь, приводит еще аргументы против смещения/ликвидации киосков.

Подведем итог, автор с против такого расклада событий и относится к такой деятельности власти с иронией: «Но чего не сделаешь ради красоты родного Оренбурга. Раз уж пивнушки пока не по зубам, для начала город хотят освободить от павильонов с фастфудом, мороженым, шаурмой и колбасой».

Можем сделать вывод, в газете «Южный Урал» авторская колонка соответствует содержательным стандартам, но при этом имеет формальные недостатки: она не персонифицирована и имеет не нарушенную периодичность.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: