Принцип ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть)
Это этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия, является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Ненасилие может пониматься и как особый вид сопротивления, борьбы за «права и достоинства».
Учеными сформулированы главные принципы ненасильственного общения педагога с воспитанником:
- Открытость педагога.
- Свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора воспитаннику.
- Умение педагога увлечь детей творчеством.
- Умение преодолеть у детей тревогу, страх, чувство неполноценности.
- Умение разрешить конфликт между педагогом и воспитанником.
- Умение педагога опираться на личность ребёнка.
Принцип уважения ребенка в процессе педагогических действий
Уважение к ребенку проявляется:
- через опору на положительное. Ребёнку, которому часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых. Выявляя в детях положительное и опираясь на него, доверяя ребенку, педагог предвосхищает процесс положительного становления личности.
- Доверие ребенку. Без видимых причин нельзя подвергать сомнению слова и дела детей.
- Создание атмосферы защищенности ребенка в коллективе. Защищенным себя ребенок чувствует в том случае, если он уверен в том, что его не обидят, выслушают, вникнут в душевное состояние, помогут, но и одновременно потребуют нужного поведения.
Уважение к ребенку проявляется в духовной щедрости педагога. Щедрость души воспитателя выражается в адекватной и даже несколько завышенной оценке воспитанников.
|
|
3.Принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику
Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.
Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу.
Способы выражения любви к ребенку:
- Визуальный (контакт глаз) - предполагает умение педагога смотреть прямо в глаза воспитаннику, когда он общается с учеником. Любящий взгляд стимулирует и окрыляет ребенка, воодушевляет и эмоционально поддерживает его в трудных начинаниях. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.
- Кинестетический (физический контакт) - выражение любви к воспитаннику с помощью ласкового прикосновения (к руке, можно обнять за плечи, погладить по голове и т. д.) в зависимости от ситуации, возраста, индивидуальных особенностей ученика. Не следует использовать вульгарные и панибратские формы воздействия.
- Психологический - проявляется в пристальном внимании к воспитаннику. Терпеливое выслушивание просьб ученика, полное сосредоточение на проблемах воспитанника во время общения с ним. Умение педагога вовремя прореагировать на душевный дискомфорт ученика.
- Педагогический - любовь проявляется в умении педагога оценить по достоинству действия воспитанника, в умении радоваться искренне вместе с ребенком его успехам и огорчаться в случае неудач. Настоящая любовь к ученику строга и требовательна.
Принцип оптимальной требовательности и уважения
|
|
Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны.
Их единство емко выразил Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.
Важно следовать определенной системе в предъявлении требований:
- сначала воспитатель выдвигает более простые требования,
- затем – более сложные;
- наряду с предъявлением новых требований нужно напомнить воспитанникам о ранее усвоенных;
- нельзя предъявлять много требований сразу;
- предъявив требование, необходимо настойчиво и систематично приучать детей к его выполнению.
Принцип опоры на положительное в ребенке
Отрицательные качества в ребёнке, такие как: лень, лживость, грубость могут соседствовать и с положительными качествами. Необходимо, находить положительные качества, на которые можно опереться в ребенке.
Нельзя начинать процесс воспитания с конфликта и поиска отрицательных качеств воспитанника.
Педагог должен:
- Выявлять и развивать положительные качества личности.
- Выявлять положительные интересы учащегося и с помощью их решать задачи воспитания.
- Создавать положительный воспитательный фон, спокойную деловую обстановку.
- Учить детей не только учиться, но и отдыхать
- Замечать и поддерживать в ребёнке положительное, т.е. хвалить его больше, доверять ему, оказывать поддержку при неудачах.
«Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов.»
Принцип компромиссности спорных решений
Конфликтные ситуации — неотъемлемая часть жизни любого человека, и детский сад не становится исключением.
Конфликтные ситуации в ДОУ можно разделить на несколько типов:
- конфликты между членами педагогического коллектива,
- воспитателей и родителей,
- между родителями,
- между детьми.
Существует 5 способов разрешения конфликтов в ДОУ:
- Конкуренция — каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах.
- Уклонение — не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера.
- Компромисс — обе стороны идут на уступки.
- Приспособление — учет интересов другого человека в ущерб собственным.
- Сотрудничество — позволяет учесть интересы обеих сторон.
Наиболее эффективными способами выхода из конфликта выступают сотрудничество и компромисс.
Рассмотрим наиболее часто встречающийся конфликтную ситуацию в детском саду.
Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.
Как вести себя педагогу?
Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем что-то взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», тогда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени.
|
|
Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен.
Правила «Педагогического общения»
(памятка для педагогов ДОУ)
- Входи в группу детей с улыбкой.
- Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
- Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
- Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
- Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
- Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
- В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
- Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
- Учись у своих коллег, родителей, детей.
- Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
- Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
- Живи интересами детей и их надеждами.
- Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
- Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
- Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
- Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.