Правила «Педагогического общения»

Принцип ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть)

Это этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия, является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Ненасилие может пониматься и как особый вид сопротивления, борьбы за «права и достоинства».

Учеными сформулированы главные принципы ненасильственного общения педагога с воспитанником:

  • Открытость педагога.
  • Свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора воспитаннику.
  • Умение педагога увлечь детей творчеством.
  • Умение преодолеть у детей тревогу, страх, чувство неполноценности.
  • Умение разрешить конфликт между педагогом и воспитанником.
  • Умение педагога опираться на личность ребёнка.

Принцип уважения ребенка в процессе педагогических действий

Уважение к ребенку проявляется:

  • через опору на положительное. Ребёнку, которому часто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых. Выявляя в детях положительное и опираясь на него, доверяя ребенку, педагог предвосхищает процесс положительного становления личности.
  • Доверие ребенку. Без видимых причин нельзя подвергать сомнению слова и дела детей.
  • Создание атмосферы защищенности ребенка в коллективе. Защищенным себя ребенок чувствует в том случае, если он уверен в том, что его не обидят, выслушают, вникнут в душевное состояние, помогут, но и одновременно потребуют нужного поведения.

Уважение к ребенку проявляется в духовной щедрости педагога. Щедрость души воспитателя выражается в адекватной и даже несколько завышенной оценке воспитанников.

3.Принцип безусловной любви воспитателя к воспитаннику

Любить детей - это, прежде всего, понимать их и принимать их такими, какие они есть, со своими достоинствами и недостатками.

Педагог, который искусственно делит учащихся на «шалопаев», «перспективных», «трудных» и «обычных», может легко не разглядеть личность, не увидеть чью-то судьбу.

Способы выражения любви к ребенку:

  • Визуальный (контакт глаз) - предполагает умение педагога смотреть прямо в глаза воспитаннику, когда он общается с учеником. Любящий взгляд стимулирует и окрыляет ребенка, воодушевляет и эмоционально поддерживает его в трудных начинаниях. Ласковый взгляд снижает уровень тревожности, укрепляет чувство безопасности и уверенности в себе.
  • Кинестетический (физический контакт) - выражение любви к воспитаннику с помощью ласкового прикосновения (к руке, можно обнять за плечи, погладить по голове и т. д.) в зависимости от ситуации, возраста, индивидуальных особенностей ученика. Не следует использовать вульгарные и панибратские формы воздействия.
  • Психологический - проявляется в пристальном внимании к воспитаннику. Терпеливое выслушивание просьб ученика, полное сосредоточение на проблемах воспитанника во время общения с ним. Умение педагога вовремя прореагировать на душевный дискомфорт ученика.
  • Педагогический - любовь проявляется в умении педагога оценить по достоинству действия воспитанника, в умении радоваться искренне вместе с ребенком его успехам и огорчаться в случае неудач. Настоящая любовь к ученику строга и требовательна.

Принцип оптимальной требовательности и уважения

Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны.

Их единство емко выразил Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.

Важно следовать определенной системе в предъявлении требований:

  • сначала воспитатель выдвигает более простые требования,
  • затем – более сложные;
  • наряду с предъявлением новых требований нужно напомнить воспитанникам о ранее усвоенных;
  • нельзя предъявлять много требований сразу;
  • предъявив требование, необходимо настойчиво и систематично приучать детей к его выполнению.

Принцип опоры на положительное в ребенке

Отрицательные качества в ребёнке, такие как: лень, лживость, грубость могут соседствовать и с положительными качествами. Необходимо, находить положительные качества, на которые можно опереться в ребенке.

Нельзя начинать процесс воспитания с конфликта и поиска отрицательных качеств воспитанника.

Педагог должен:

  • Выявлять и развивать положительные качества личности.
  • Выявлять положительные интересы учащегося и с помощью их решать задачи воспитания.
  • Создавать положительный воспитательный фон, спокойную деловую обстановку.
  • Учить детей не только учиться, но и отдыхать
  • Замечать и поддерживать в ребёнке положительное, т.е. хвалить его больше, доверять ему, оказывать поддержку при неудачах.

«Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов.»

Принцип компромиссности спорных решений

Конфликтные ситуации — неотъемлемая часть жизни любого человека, и детский сад не становится исключением.

Конфликтные ситуации в ДОУ можно разделить на несколько типов:

  • конфликты между членами педагогического коллектива,
  • воспитателей и родителей,
  • между родителями,
  • между детьми.

Существует 5 способов разрешения конфликтов в ДОУ:

  1. Конкуренция — каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах.
  2. Уклонение — не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера.
  3. Компромисс — обе стороны идут на уступки.
  4. Приспособление — учет интересов другого человека в ущерб собственным.
  5. Сотрудничество — позволяет учесть интересы обеих сторон.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликта выступают сотрудничество и компромисс.

Рассмотрим наиболее часто встречающийся конфликтную ситуацию в детском саду.

Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.

Как вести себя педагогу?

Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем что-то взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», тогда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени.

Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен.

Правила «Педагогического общения»

(памятка для педагогов ДОУ)

  1. Входи в группу детей с улыбкой.
  2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
  3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
  4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.
  5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
  6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
  7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
  8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
  9. Учись у своих коллег, родителей, детей.
  10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
  11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
  12. Живи интересами детей и их надеждами.
  13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
  14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
  15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
  16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: