Стадии законодательного процесса

Семинар. Тема №5 Законодатели и законодательный процесс

 

Понятие и значение законодательного процесса в РФ

Стоит начать с определения того, что такое законодательный процесс. Законодательный процесс – это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и в итоге принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу данных нормативно-правовых актов.

Конституцией РФ предусмотрено три вида законов РФ:

1) Федеральные законы;

2) Федеральные конституционные законы;

3) Законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Необходимость адекватного и полного выражения воли народа в законе, обеспечение в нем должного баланса интересов различных социальных групп, публично-территориальных образований, учет всех возможных положительных и отрицательных последствий введения законодательного регулирования, формирование уже на стадии принятия законодательного решения условий для как можно более полного достижения его целей в последующей правоприменительной практике, защита от принятия произвольных (несправедливых, несоразмерных, непропорциональных) законов настоятельно требуют сотрудничества всех органов государственной власти в законодательном процессе при их подчиненности общим конституционным целям.

Конституция РФ четко определила трёх основных участников законодательного процесса: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума. Согласно Конституции РФ, право принятия федеральных и федерально-конституционных законов принадлежит исключительно Федеральному Собранию, состоящему из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

 

 

А значение законодательного процесса следующее:

§ Выявление и устранение неэффективных нормативно-правовых актов;

§ Приостановка, и локализация нормативно-правовых актов, не учитывающих сложности экономических, политических, религиозных и национально этнических противоречий; которые могут получить особое обострение в период кризиса;

§ Оперативное введение, и принятие востребованного обществом, в соответствии со сложившейся экономической ситуацией нормативно-правовой акт;

§ Привлечение широкого спектра мнений политического вида с целью максимального обеспечения интересов различных социальных групп;

§ Создание эффективных механизмов контроля деятельности высших органов государственной власти непосредственно в процессе законотворчества.

 

Принципы законодательного процесса

 

Есть достаточно количество принципов законодательного процесса, и вот как, например, это видят Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская:

Законность – у каждого вида нормативных правовых актов есть своя закреплённая в правовых предписаниях процедура принятия. И законотворческий процесс должен осуществляться в строгом соответствии с данными требованиями, это является условием действительности акта. Поскольку смысл данных требований – это обеспечение правового характера нормативного правового акта.

Демократизм – законотворческий демократизм обеспечивает органическую связь между законодателями и их деятельностью с одной стороны и народом, и его интересами с другой. Придерживаясь данного принципа, законодатели отграничивают себя от разрыва с реальностью и возможности увлечься не связанными с общественной жизнью народа экспериментами. Исключение народа и широких масс населения из числа субъектов, оказывающих влияние на законотворчество, грозит волюнтаризмом, отрывом от реальных социальных процессов, и соответственно, как результат приведёт к недостижению цели или целей законотворчества.

Гласность – гласность законотворческого процесса означает то, что о всех его стадиях общество должно быть своевременно проинформировано. При этом, нужно освещать не только сам процесс работы над законопроектами в парламенте. Это позволит населению иметь представление о правовом регулировании и о грядущих изменениях в законодательстве, а также позволит верхушке общества оказать содействие данному процессу, предоставляя гос. органам рекомендации и помощь в нахождении решения сложных законотворческих проблем. Помимо этого, гласность законотворчества позволяет народу, как носителю гос. суверенитета контролировать работу своих представителей, а при необходимости – оказать на неё влияние в определённой законом форме.

Научная обоснованность – предполагает тщательный учёт экономических, социально-политических, исторических, национальных и других факторов развития, определённых конкретной сферой жизнедеятельности общества, регулируемой создаваемыми нормативными правовыми актами. Непосредственно при разработке проектов данных актов стоит базироваться на научных разработках, заключениях и выводах, что в свою очередь означает необходимость исследования в ходе законотворчества самой разнообразной литературы, посвящённой регулируемым отношениям.

 

Стадии законодательного процесса

Стадии законодательного процесса составляют совокупность процедур, то есть это относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что исполнение всех его составляющих предоставляет возможность для перехода к следующему этапу.

В субъектах РФ можно выделить следующие стадии законодательного процесса:

v Всё начинается с подготовки проекта закона и внесения его в Гос. Думу. Инициаторами внесения новых законов, согласно 104 статье Конституции РФ могут быть: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Гос. Думы, Правительство РФ, и представительные органы гос. власти субъектов РФ. Но при этом, правом инициативы внесения новых законов обладают Конституционный суд РФ и Верховный Суд РФ.

v Далее следует рассмотрение законопроекта в Гос. Думе, обычно оно проходит в три чтения. В ходе данного рассмотрения принимается решение о принятии или отклонении законопроекта; Принятые Гос. Думой законы в течение пяти дней в обязательном порядке передаются далее на рассмотрения Совету Федерации;

v После этого идёт одобрения или же отклонение Советом Федерации проекта закона, принятого Гос. Думой. После одобрения Советом Федерации конституционного закона, он получает статус «принятого» и подлежит дальнейшему подписанию Президентом РФ. Федеральные законы одобряются Советом Федерации.

v На четвёртой стадии Президент РФ подписывает федеральный конституционный закон и федеральный закон, согласно Конституции РФ и с учётом Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции РФ». Сама же статья 107 предусматривает то, что принятый Гос. Думой и одобренный Федеральным Советом федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. А согласно 108 статье Конституции РФ Президент в течении 14 дней должен подписать и обнародовать закон. Отклонить же федеральный конституционный закон Президент РФ не может

v И наконец, наступает официально опубликование и вступление в силу федерального конституционного закона и федерального закона, подписанных Президентом. Опубликовываются новые законы согласно установленному Федеральному закону от 14 июня 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Официальное опубликование наступает тогда, когда закон опубликовывается на «Официальном Интернет-портале правовой информации», а также он может быть обнародован через печатные издания, ТВ, радио и т.д. Федеральные законы, федеральные конституционные законы вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, исключения составляют случаи, когда самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: