Основы изобразительной композиции

 

 

Шрифтовая композиция – это композиционное графическое сочинение

состоящее из букв различных гарнитур, элементов букв, слов сочетания

слов, цифр.

 

Таким образом, шрифтовая композиция – это:

– графическая форма смыслообразование в которой достигается не

путем выявления словесно-лингвистического значения, а композиционно-

созидательным способом, когда смысловую нагрузку несет найденная в

ходе композиционного поиска художественная структура;

 

– находки в композиционном поиске, которые включают в себя работу

с самим «шрифтовым пятном», образованным шрифтовым «материалом»,

и пространством листа бумаги, в котором оно создается.

Каллиграмма – это стихотворение, фраза или слово, записанная таким образом, что образует графический рисунок.

 

Каллиграмма — это графическая загадка, стимулирующая образное мышление, развивающая наблюдательность, умение сосредоточиться.

Слово «каллиграмма» придумал французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде рисунков, составленных из слов и выражающих тему стихотворений.


Этот жанр (когда буквы или слова изображают то, что они значат) называется в общем виде идеограммой и имеет вековые традиции. В Древнем Китае на миниатюрных каменных печатях умещались целые афоризмы и поучения, да еще и красиво оформленные. Искусство каллиграфии — изысканного, украшенного письма — ценилось в Китае даже выше, чем искусство художника. И в наши дни от созерцания великолепно выписанного иероглифа китаец получает такое же удовольствие, как европейский эстет от картин Рембрандта или Леонардо да Винчи.

В европейской, в частности в русской культуре, каллиграфия хотя и не получила такого значения, как на Востоке, но занимала заметное место среди прикладных искусств – вспомнить хотя бы вензеля, монограммы, виньетки, разнообразные заставки и буквицы в летописях.

 

Буквица Б древнерусского письма. Б (буки) сложным переплетением орнамента, напоминающим травы, деревья с вплетенной внутрь него человеческой фигурой, символизирует собой природу.


И все же каллиграфия осталась в Европе уделом одиночек. Причиною тому — разница в типах письменности. На Востоке иероглифическое письмо позволяет выразить слово или даже фразу единым графическим символом. А на Западе возникла другая система: когда слова складываются из отдельных «кирпичиков»-букв.

Кстати, не исключено, что именно письменность и отличия в принципах построения языка стали причиной сложившейся разницы типов мышления. На Востоке иероглифическая письменность стимулировала развитие образного, интуитивного мышления. На Западе непрерывное, буквенное письмо в большей степени развило логико-аналитическое мышление. Каллиграммы — это некое связующее звено между двумя видами письменности.


Если попробовать «иероглифизировать» традиционный буквенный текст, сжав его по горизонтали, как гармошку, и сплотив по вертикали, получится каллиграмма, нечто вроде китайской печати.

 

Построенные на основе буквенного письма, каллиграммы несут в себе многие черты иероглифов.


Трудную каллиграмму («чтобы никто не прочитал») составить достаточно просто. Значительно труднее найти и графически выразить связь между зрительным образом надписи и ее содержанием, соблюсти соответствие стиля и смысла.

В этих каллиграммах зашифрованы строки из поэмы И.Петрова «Календарь»
Автор каллиграмм – Сергей Орлов


"Мы живём под мухой."

"Коты истошно исполняют "Мурку"

"Тушить звезду плевком."

"...имея сзади цену."

"А мы в путях окольных срезаем угол, превращая круг своих знакомств в любовный треугольник."

"Прекрасная пора по женским ножкам наблюдать за модой."

"Правою ногой была похожа на одну певицу."

"Не место в вечности, но место в чьём-то сердце."

 

                           

 

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: