Особенности литературы XX века

Особенности литературы XIX века

XIX век как культурная эпоха начинается в календарном XVIII веке с событий Великой Французской революции 1789–1793 года. Это была первая буржуазная революция мирового масштаба (предыдущие буржуазные революции XVII века в Голландии и Англии имели ограниченное, национальное значение). Французская революция знаменует окончательное падение феодализма и торжество буржуазного строя в Европе, а все стороны жизни, с которыми соприкасается буржуазия, имеют свойство ускоряться, интенсифицироваться, начинать жить по законам рынка.

XIX век — эпоха политических потрясений, перекроивших карту Европы. В социально-политическом развитии на авансцене исторического процесса стояла Франция. Как последствия Французской революции следует рассматривать и наполеоновские войны 1796–1815 годов, и попытку реставрации абсолютизма (1815–1830 гг.), и череду последующих революций (1830 г., 1848 г., 1871 г.).

Ведущей мировой державой XIX века была Англия, где ранняя буржуазная революция, урбанизация и индустриализация привели к расцвету Британской империи и господству на мировом рынке. Глубокие перемены происходили в социальной структуре английского общества: исчез класс крестьянства, шла резкая поляризация богатых и бедных, сопровождавшаяся массовыми выступлениями рабочих (1811–1812 гг. — движение разрушителей станков, луддитов; 1819 г. — расстрел демонстрации рабочих на поле Святого Петра под Манчестером, вошедший в историю как "битва при Питерлоо"; движение чартистов в 1830–1840 гг.). Под напором этих событий правящие классы пошли на известные уступки (две парламентские реформы — 1832 г. и 1867 г., реформа системы образования — 1870 г.).

Германия в XIX веке мучительно и запоздало решала задачу создания единого национального государства. Встретив новый век в состоянии феодальной раздробленности, после наполеоновских войн Германия превратилась из конгломерата 380 карликовых государств в союз сначала 37 самостоятельных государств, а после половинчатой буржуазной революции 1848 года канцлер Отто фон Бисмарк взял курс на создание единой Германии "железом и кровью". Единое германское государство было провозглашено в 1871 году и стало самым молодым и агрессивным из буржуазных государств Западной Европы.

Соединенные Штаты Америки на протяжении XIX столетия осваивали бескрайние просторы Северной Америки, и по мере увеличения территории рос и промышленный потенциал юной американской нации.

В литературе XIX века два главных направления — романтизм и реализм. Романтическая эпоха начинается в девяностые годы восемнадцатого столетия и охватывает всю первую половину века. Однако основные элементы романтической культуры полностью определились и раскрыли возможности потенциального развития к 1830 году. Романтизм — это искусство, рожденное кратким историческим мигом неопределенности, кризиса, сопровождавшего переход от феодальной системы к системе капиталистической; когда к 1830 году очертания капиталистического общества определились, на смену романтизму приходит искусство реализма. Литература реализма на первых порах была литературой одиночек, да и сам термин "реализм" возник лишь в пятидесятых годах XIX века. В массовом общественном сознании современным искусством продолжал оставаться романтизм, на деле уже исчерпавший свои возможности, поэтому в литературе после 1830 года романтизм и реализм сложно взаимодействуют, в разных национальных литературах порождая бесконечное разнообразие явлений, не поддающихся однозначной классификации. В сущности, романтизм не умирает на протяжении всего девятнадцатого столетия: прямая линия ведет от романтиков начала века через поздний романтизм к символизму, декадансу и неоромантизму конца века. Последовательно рассмотрим обе литературно-художественные системы ХIX века на примерах их наиболее ярких авторов и произведений.

ХIX век — век сложения мировой литературы, когда убыстряются и интенсифицируются контакты между отдельными национальными литературами. Так, русская литература XIX века питала горячий интерес к произведениям Байрона и Гете, Гейне и Гюго, Бальзака и Диккенса. Многие их образы и мотивы прямо отзываются в русской литературной классике, поэтому выбор произведений для рассмотрения проблем зарубежной литературы XIX века продиктован здесь, во-первых, невозможностью в рамках краткого курса дать должное освещение различных ситуаций в разных национальных литературах и, во-вторых, степенью популярности и значимости отдельных авторов для России.

Особенности литературы XX века

Культура Запада ХХ века прошла две основные стадии. Первая соответствует позднему империализму, эпохе массового конвейерного производства и тоталитарного сознания. Это первая половина века, годы 1918–1945, время, когда в результате научно-технической революции возникли новые формы культуры — радио и кинематограф, потеснившие литературу в сознании людей. Вторая стадия — период после 1945 года, когда становится очевидно, что буржуазное общество, несмотря на мрачные прогнозы Маркса и Ницше, жизнеспособно, и в нем происходит глубокая внутренняя перестройка: возникают современные системы радикальной демократии, оформляется “общество потребления”, идут процессы глобализации мировой экономики. Информационная революция конца ХХ века вообще меняет отношение человека к печатному слову, книги все чаще читают с экранов дисплеев, и в развитых странах Запада роль литературы в общественном сознании неуклонно падает при все возрастающей конкуренции со стороны кино и рок-музыки.

Литературное развитие в ХХ веке ускоряется, общепризнанной единицей членения литературного процесса становится уже не отрезок времени длиной в столетие, как это было раньше, а десятилетие. Каждое десятилетие ХХ века порождало новые направления в литературе, создавались громкие манифесты, провозглашались новые школы. Под этой бурной поверхностью, за самой интенсивностью поисков не всегда легко разглядеть внутренний смысл и закономерности смены литературных направлений.

Реализм в ХХ веке представлен множеством имен в свое время знаменитых писателей, но сегодня видно, что, какова бы ни была их прижизненная популярность, реалистический роман в ХХ столетии существовал в основном в силу инерции. Реализм как устремленность к научному анализу мира и человека исходит из уверенности в познаваемости мира, из оптимистической убежденности, что слово — идеальный и объективный инструмент познания действительности, что социальные пороки, выявленные в слове, подлежат исправлению. Катастрофическая действительность ХХ века окончательно подорвала мировоззренческую основу реализма — исторический оптимизм и веру в прогресс, поэтому, хотя формы реалистического повествования сохранились, они воспринимались эстетически развитым читателем как пережиток прошлого.

Только когда писатели-реалисты соприкасались с другими направлениями, их произведения становились подлинными событиями.

Формы реалистического повествования нашли применение в новом феномене литературы ХХ века — в массовой литературе. Это литература, создаваемая в расчете на массового читателя по четким рецептам, непритязательная в художественном смысле, идеологически направленная на поддержание существующего миропорядка. Это литературный товар, подчиняющийся всем законам рынка, ориентированный на разные категории потребителей. Так, разные серии любовных романов могут предназначаться для юных девушек, молодых женщин, делающих карьеру, для женщин старшей возрастной группы и т.д. Жанры массовой литературы — детектив, сентиментальный роман, триллер, фэнтэзи, научная фантастика — количественно преобладают в литературе ХХ века, но в силу своего откровенно коммерческого характера, развлекательной функции и высокой степени предсказуемости, “формульности”, они попадают в поле зрения критиков скорее как явления из области социологии литературы. О художественности этих произведений-однодневок никто не говорит всерьез, их чтение не требует работы ума и сердца, но дает отдых после монотонного рабочего дня, становится формой релаксации. Все жанры конформистской массовой литературы скользят по поверхности современной жизни, характеры в них созданы по давно испытанным формулам, подчеркнутая достоверность деталей, непременный моральный урок и многое другое заимствованы из реалистического романа. Однако сам удельный вес массовой литературы превратился в фактор, оказывающий обратное влияние на “высокую” литературу. Серьезные писатели ХХ века все чаще использовали в своих произведениях приемы сюжетосложения и стилевые штампы массовой литературы, разумеется, полностью переосмысляя их в русле собственных задач. Так или иначе, массовая литература играет все возрастающую роль в культуре ХХ века.

Эпоха 20 века в литературе сложна и противоречива, она отразила в себе весь трагизм этого времени. И реализм, и романтизм из 19 века шагнули в 20, так и идут параллельно, изменяясь во времени и пространстве, приобретая новые черты. Романтизм и реализм – продуктивные творческие методы, они создают целые художественные системы.

Важнейшим для литературы 20 века является провозглашение принципа гуманизма – отношения к человеку как к величайшей ценности. Это объяснимо: весь 20 век планету сотрясали кровопролитные войны.

История 20 века отмечена глубочайшими потрясениями: 2 мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, революция, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых наро­дов, создание атомного и водородного оружия, полоса "холод­ной войны",распад колониальной системы, поражение социа­листической системы, наметившийся с 1980 года решительной поворот в сторону мирного сосуществования, начавшееся об­щее движение многих государств в русле демократии и ре­форм.

Социальные конфликты развертывались на фоне вели­чайших открытий в области науки, медицине, кибернетике и др. Все это существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования и получило сложное, неоднозначное отражение в культуре и искусстве, которые ха­рактеризуются исключительным многообразием индивидуаль­ностей, богатством художественных стилей, новаторскими по­исками в области формы, средств выражения, содержания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: