Основная единица педагогического процесса

Структура педагогического процесса

 По методике Н.В. Кузьмина педагогический процесс состоит из пяти элементов:

· для чего учить;

· чему учить;

· как учить;

· преподаватель;

· ученик.

Характерной чертой этой большой системы является наличие горизонтальных и вертикальных связей. В. Я. Свирский, например, говорит о педагогической системе как интеллектуальном взаимодействии с результатом процесса, а также собственной деятельности преподавателя и ученика.

Е.Л. Белкин считает, что педагогическая система является частью социальной системы и состоит из шести элементов:

· цель воспитания и обучения;

· содержание воспитания и обучения;

· методы, формы и приемы обучения и воспитания;

· организационные формы;

· педагог;

· учащийся.

 

Структура педагогического процесса одна – цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Цель – это конечный результат педагогического взаимодействия, а содержание является частью опыта поколений, передаваемого учащимся для достижения цели.

Однако каждый учащийся имеет свою цель обучения, свои методы и средства. В течение даже одного занятия цель учителя и цели учеников могут расходиться. Педагогические цели имеют самые разные виды – это и нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся, методические цели, организационные цели. Содержание передается учащимся и воспринимается ими с помощью методов, которыми пользуется педагог.

 В тесном единстве с методами используются средства, как предметные способы работы с содержанием, а формы организации придают педагогическому процессу логическую завершенность. При взаимодействии педагогической, методической, психологической структур достигается динамичность педагогического процесса. Педагогический процесс имеет и свою методическую структуру, для создания которой цель разбивается на ряд задач. Поставленные задачи определяют последовательность этапов деятельности учителя и учащихся.

Методическая и педагогическая структура педагогического процесса взаимосвязаны. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая структура, которая включает такие процессы, как восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение полученной информации. Проявленный интерес учащихся к данной информации, их склонности, мотивация учения и динамика эмоционального настроя. Также к психологической структуре относится подъем и спад физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

В результате психологическая структура урока будет состоять из трех психологических подструктур – познавательных процессов, мотивации, напряжения.

Основная единица педагогического процесса

Динамика педагогического процесса обуславливается взаимодействием учителя и учащихся, поэтому проследить переход этого процесса из одного состояния в другое можно при определении его основной единицы. Основная единица педагогического процесса развивается во времени и по ней можно судить о течении процесса.

Единица педагогического процесса должна быть общей при реализации педагогических целей и наблюдаться в любом реальном процессе – данным условиям соответствует педагогическая задача. Органично выстроенный их ряд позволяет решить тактические и стратегические задачи.

 Объединяются они на основе алгоритма, предполагающего анализ ситуации и постановку педагогической задачи, варианты решений и выбор наиболее оптимального для конкретных условий, реализацию плана решения задачи на практике и общий анализ результатов решения.

 В ходе взаимодействия учителя и учеников могут возникнуть разнообразные ситуации, если в те или иные педагогические ситуации привнести цели, то взаимодействие будет целенаправленное, поэтому педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её реализации, и будет педагогической задачей.

Движение педагогического процесса к более сложным и ответственным задачам происходит тогда, когда объективные педагогические противоречия имеют научно-обоснованное разрешение, а субъективные педагогические противоречия своевременно устраняются, как следствие ошибочных решений.

Объективные внутренние противоречия возникают тогда, когда реальные возможности обучаемых не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны общества. Завышенные или заниженные требования тормозят движение обучаемого к намеченной цели, а значит и движение всей педагогической системы. Интерес и потребность решения вызывают задачи, ориентированные на завтрашний день развития. Главное противоречие имеет ряд частных противоречий – это, прежде всего, общественные интересы и интересы личности, противоречие между коллективом и личностью, между сложной общественной жизнью и недостатком детского опыта для их понимания. Сложным частным противоречием является огромный поток информации и возможность учебно-воспитательного процесса.

 Субъективные противоречия возникают между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию. Возникают они между отставанием интеграции знаний и умений и необходимостью применения обобщенных знаний и умений, а также между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на словесное воспитание. К субъективным относятся противоречия между необходимостью духовного развития и ограниченностью школьных возможностей, а также огромным воспитательным потенциалом содержания образования с одной стороны и неэффективным его использованием, с другой.

 

Задание. дополнить конспект ответами на вопросы:

1. Этапы педагогического процесса

2. Функции педагогического процесса

(ответы должны быть полными и развернутыми, полностью отображать суть вопроса)

 

Готовую работу присылаем на почту kirikova.08@mail.ru либо со-общением в ВКонтакте до 7.05.2020 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: