Беседа по содержанию картины

Сообщение о художнике

Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832г в г. Елабуга Вятской губернии, в небогатой купеческой семье. Отец его, человек образованный и разносторонних интересов, хотел дать сыну приличное образование, поэтому сначала Ваня учился у частных учителей, затем в уездном училище, а позже 4 года в Казанской гимназии. С детства Ваня имел две страсти - чтение и рисование, чем и занимался дни и ночи напролёт, неохотно отзываясь на приглашения участвовать в семейных делах. Рисовал на всём, что попадалось под руку. Летом бродил по красивым окрестностям Елабуги, делал зарисовки в альбомчик, впитывал в себя ту красоту Родины, которой не изменил всю свою долгую и многотрудную жизнь.

-Как вы думаете, кем стал этот мальчик, когда вырос?

Стал он великим художником - пейзажистом.

Русский художник Иван Шишкин - автор замечательных картин-пейзажей: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещённые солнцем», «Зимний лес». Все они посвящены изображению родной природы и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем её величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полей, лугов и мощью сказочно-загадочных дремучих лесов. Мастерство этого живописца неизменно вызывает чувство восхищения, но Шишкин ещё превосходно владел карандашом, а также другими графическими материалами.

- Сегодня мы на уроке будем готовиться к сочинению - опи­санию одной из наиболее известных картин художника «Утро в сосновом лесу», созданной в 1889 году.

Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, вы­дающимся художником Константином Аполлоновичем Савицким (1844 -1905 г.), который нарисовал в картине семью медведей по эскизу Шишки­на, так как сам Шишкин всегда писал лес и только лес. Фигуры животных, птиц и других живых существ ему не удавались.

».

Беседа по содержанию картины.

1) Работа над образом соснового леса.

- Что вы видите на этой картине? (Лес, сосновый бор, сосны, овраг, туман, медвежат, медведи­цу, поваленное дерево.)

-Что вы знаете о сосне? Опишите ее. (Сосна- вечнозелёное хвойное дерево с длинными иглами и округлыми шишками. Сосна растёт в наших краях. Она высокая, стройная, ствол коричневый. В бору чистый свежий воздух.)

- Сосновый лес можно назвать другим словом - бор. Послушайте описание соснового леса у И. С.Соколова-Микитова. Постарайтесь запомнить слова, которые помогут вам описать лес на картине Шишкина.

«Очень хорош и красив чистый сосновый бор. Идёшь или едешь, бывало по старому сосновому бору - точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев. Через высокие, унёсшиеся в небо зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев, покрытых потрескавшейся толстой корою. Пахнет смолою и землёю. Тихо в старом сосновом бору. Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел. В высоком небе купаются зелёные кедровые вершины».

- Какое время года изображено на картине? (На картине изображено лето. Мы видим зелёные макушки сосен, зелёные кустарники.)

- Какое время дня описывает художник? ( Это раннее утро. Из оврага поднимается голубой туман. Первые лучи солнца освещают верхушки сосен, пытаются проникнуть в глубь леса).

- Только ли огромные, величавые сосны растут в сосновом бору? (рядом с огромными соснами растут и тянут­ся к солнцу молодые сосенки.)

 

Словарная работа (записи в тетрадях)

Лессосны

густой вековые

непроходимый раскидистые

таинственный могучие

сказочный прямые

дремучий столетние

-Что изображено на переднем плане картины? (Сломанная, очевидно, бурей огромная старая сосна. Мы ви­дим могучие корни этой сосны, вырванные из земли.)

- Сломанный ствол старого дерева привлёк семейство бу­рых медведей. А почему художник для своей картины выбрал именно такую глушь? ( Только здесь медвежата могут играть беззаботно. Их покой охраняет дремучий густой лес, сюда не ступала нога человека.)

Работа над образом медвежат

-Ребята, а что вы знаете о бурых медведях, где они обитают? Чем питаются? (Бурые медведи живут в русских лесах, они «хозяева» леса. Любят лакомиться мёдом, малиной, едят личинки. Медведь - хищный зверь, сильный, опасен для людей,).

- В «Толковом словаре» С. Ожегова даётся следующее описа­ние медведя.«Медведь - крупное хищное млекопитающее с длинной шер­стью и толстыми ногами, а так же его мех».

- Послушайте отрывки из рассказов В. Бианки «Медвежонок» и Г. Скребицкого «Неожиданное знакомство». Запомните их описание.

-«Медвежата весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят - мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые».

«Ну и потеха! Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки... медвежонок тянет к ней лапу. Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Мишка принимает это за игру. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Так они добираются до ближайшей лужи. Лягушка прыгает в воду, медвежонок суёт туда лапу, отдёргивает, трясёт ею и с удивлением смотрит, куда же девался его новый приятель..

Я не могу оторвать глаз - до чего же хорош. Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый... \ Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с кутёнком. Не верится, что это дикий зверь...»

 

 

Словарная работа.

медвежата: косолапые, мохнатые, неугомонные, игривые, шаловливые,

любознательные, беззаботные

- Каких мы видим медвежат на картине? Давайте расскажем о каждом медвежонке. (Два медвежонка залезли на ствол поваленной бурей, ста­рой сосны. Один - любитель поесть, он отыскивает в коре ли­чинку. Второй медвежонок внимательно следит своими ка­рими глазками за движениями братишки. Третий, видимо, очень любознательный: он не полез на сломанную сосну, а встал на задние лапы, замер на месте и жадно вглядывается вдаль. Склонив голову набок, прислушивается к звукам просыпающе­гося леса.)

- А что же медведица? Спокойна ли она или тревожится за своих малышей? (Медведица - строгая мать. Она находится около своих мед­вежат, любовно сторожит своих непосед. Она скалит белые острые зубы, грозно рычит, как только шалуны её чересчур разойдутся.)

Словарная работа.

медведица: заботливая,строгая, рычащая, внимательная.

 

Работа над изображением утра

- Так проходит утро медвежьей семейки.Как вы думаете, почему картина названа не «Мишки в сосновом лесу», а «Утро в сосновом лесу»?

-На картине большое внимание художник уделяет изобра­жению утра в лесу, показывает состояние природы в утренние часы, а медведи лишь удачно дополняют картину раннего летнего утра в сосно­вом лесу.

-Какие признаки наступившего утра вы увидели на картине? (Небо покрыто нежными розовыми облаками. Первые лучи солнца освещают вершины сосен и золотят их. Розовеет заря. Беловатый туман поднимается из оврага

Словарная работа
Небо
туманоблака

Светлое беловатый розовые

Солнечное густой нежные

Яркое мягкие

Составим план сочинения-описания по картине И.И. Шиш­кина «Утро в сосновом лесу».

I.Раннее летнее утро.

II.В лесной глуши

а) описание деревьев;

б) описание медведей;

III. Мои чувства и отношение к картине.

 Работа над раскрытием замысла картины.

- Ещё раз внимательно рассмотрите картину.Какова же основная мысль картины «Утро в сосновом лесу»?

Художник хотел показать не только красоту родной природы, прелесть летнего солнечного утра, он отобразил кусочек жизни соснового леса, жизни во всей её красоте. У каждого предмета свой образ и своё назначение. Первоначально на картине не было медвежат, художник нарисовал всё это гораздо позднее, тем самым он оживил свою картину, она наполнилась не только светом и цветом, но ещё и звуками. Он показал, что даже в такой глуши есть жизнь. Всё живёт. Ничего нельзя нарушать в этом мире, пусть он будет таким же прекрасным и полным тайн.Только так и можно любить Родину.

 





double arrow
Сейчас читают про: