Экономических санкций в Крыму

ИСТОРИОГРАФИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Григор Д.В.

к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и аудита

АНО ОВ УЭУ, г. Симферополь Республика Крым, Россия

Аннотация. В настоящей статье рассматривается хронология принятия санкций, наложенных непосредственно на Республику Крым, анализируется состояние внешнеэкономической деятельности в республике, выявляются перспективные направления развития интеграционных отношений с зарубежными странами.

Ключевые слова. Внешнеэкономическая деятельность, внешняя торговля, импорт, ограничения, санкции, товарооборот, экспорт.

 

Прошло уже более 6 лет со времени вхождения Крыма в состав Российской Федерации. С точки зрения истории и экономических процессов это очень мало, а с позиции жителей Крыма, его экономики и тех экономических, и структурных преобразований и достижений это значительный этап, характеризующийся небывалыми изменениями. Чтобы осмыслить современные реалии, необходимо представлять, что же было в основе.

Рассмотрим хронологию запретов Запада на экономику Крыма. Первыми крымскими компаниями, попавшими под санкции ЕС с 12 мая 2014 года были "Черноморнефтега з" и Феодосийская нефтебаза, а с 26 июля 2014 года ограничительные меры распространили еще на девять крымских компаний. Среди них Керченская переправа, Керченский и Севастопольский морской торговый порт, "Универсал-Авиа", НПО "Массандра", Завод шампанских вин "Новый свет". Все эти компании осуществляли активную внешне-экономическую деятельность со странами Евросоюза. С 30 июля 2014 года Евросоюз запрещает к импорту все товары, произведённые в Крыму, и не имеющие украинской лицензии, и вводит запрет на свой экспорт в Крым товаров и технологий для крымских компаний, работающих в сфере транспорта, телекоммуникаций и энергетики (в том числе связанных с добычей и производством полезных ископаемых).

Далее с19 декабря 2014 года вводится запрещение любой инвестиционной и торговой деятельности, в том числе, торгово- посредническая деятельность с недвижимостью, туристам запрещено посещать Крым, вводятся дополнительные ограничения на экспортирование любых комплектующих для теплоэнергетического сектора, технологическое эмбарго, телекоммуникационные услуги и множество других ограничений.Кроме того, страны Евросоюза накладывают запрет на выдачу въездных виз владельцам российских загранпаспортов, полученных в Крыму.

Грузовым, пассажирским и круизным судам, ходящим под флагами стран Евросоюза, США, Канады и других стран, присоединившихся к санкциям запретили заходить в порты Крыма (Севастополь, Керчь, Ялту, Феодосию, Евпаторию, Черноморск и Камыш-Бурун), а самолетам - совершать посадку в аэропортах полуострова за исключением экстренных ситуаций.

Изначально западные страны вводили свои санкции на 12месяцев, но затем процесс получил перманентный характер. Без сомнения, запрещение импорта крымских товаров отрицательно сказался на экономике полуострова, так как удельный вес вывозимых в Европу промышленных товаров на некоторых промышленных предприятиях достигал более 35%. Так в первом полугодии 2014 года доля экспорта из Крыма в Евросоюз сократилась почти на 20,5% к по сравнению с первым полугодием 2013 года. При этом доля поставок в ЕС от общего объема крымского экспорта составила 15,1%. Кроме того, под запретом оказались услуги по страхованию грузоперевозок из Крыма [1].

Результатом введённых санкций стал процесс активизации развития отечественного производства в области импорто замещения как в целом по всей России, так и в Республике Крым. При этом вопрос развития и расширения отечественного производства и импортозамещения для Крыма, являлся особенно актуальным во все времена, так как импорт превышал экспорт и до 2014года.

Импорт поступает из стран, не поддерживающих санкции, так как Крым в силу многих причин испытывает недостаток во многих видах продовольствия и сельхозпродукции то его ввозят в Республику и в 2017 году он доля этих товаров составила— 38,6 процента (январь-декабрь 2016 этот показатель был 36,4 процента), на втором месте стоят машины и оборудование, на долю которых пришлось 33,5 процента (в 2016-м — 46,8 процента), трете место занимают — металлы и изделия из них, импорт которых за год вырос с 5,8 до 15,8 процента.

В 2017 году экспорт из Крыма в страны дальнего зарубежья зачительно снизился по сравнению с 2016 годомпочти на40 % и составил около 30 млн. долл. По данным статистической службы крымские предприятия экспортируют в страны дальнего зарубежья продукцию химической промышленности, на долю которой приходится 46 процентов (в 2016 году было 28 процентов), машины и оборудование — 40 процентов (33 процента), продовольствие и сельскохозяйственное сырье — 10 процентов

В страны Содружества Крым поставляет машины и оборудование — 36 процентов экспорта, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье — 30 процентов и продукцию химпрома — 19 процентов.

В Крыму более 200-х промышленных предприятий имеют большой экспортный потенциал, оцениваемый в один миллиард долларов, но использовать его на полную мощность пока они не могут, сказываются санкционные ограничения. НО с каждым годом торговых партнёров, среди стран, не присоединившихся к санкциям, у Крыма становится всё больше. 

Так в 2017 году у полуострова уже было в партнёрах 60 стран, а в 2016 году их было 57, экспортировали крымскую продукцию в 26 стран мира, а в 2016 году в 23, импортировали товары из 52 стран, было49 стран, то есть положительная динамика налицо.

Из стран Таможенного Союза главным торговым партнёром для Республики Крым стала Республика Беларусь, которая занимает 21,7 процента от стоимостного объема товарооборота, а также Китай (16,4 процента), Украина (15,8 процента), Италия (10,3 процента) и Индия (5,5 процента). На них приходится 69,7 процента стоимостного объема внешнеторгового оборота.В 2016 году пятерку ведущих стран-партнеров возглавлял Китай (20 процентов от стоимостного объема товарооборота), Беларусь была на втором месте (14,8 процента), далее шли Украина (14,3 процента), Италия (7,9 процента) и Турция (7,6 процента)

Формально Крым переживает катастрофическое падение внешней торговли, но в реальности полуостров завален импортными товарами, а местные заводы, в том числе государственные, без проблем продают свою продукцию за границу. Поскольку в Крым не ходят иностранные суда, а самолеты с полуострова не летают за границу, почти весь импорт и экспорт идет в обход санкций — через порт Новороссийск, расположенный в материковой части России. Несмотря на сильное формальное уменьшение внешнеторговой активности Крыма, она остается весьма уверенной в условиях санкций.

Западные санкции направлены и на ключевые отрасли экономики, в том числе и топливно-энергетический комплекс, конкретнее на нефтегазовую отрасль, так как основные поступления в бюджет Республики Крым приносит деятельность ГУП РК «Черноморнефтегаз». На самом деле, санкции, которые были введены против основного нефтегазодобывающего предприятия ГУП РК «Черноморнефтегаз», не отразились на его развитии. Проблемные вопросы, связанные с поставками оборудования и комплектующих, произведённых в странах ЕС и США были решены с помощью импортозамещения. Топливно-энергетический комплекс Республики Крым продолжает стабильно работать и развиваться. Особенно неприятным оказался тот факт, что санкции, по сути, косвенно поддержали и отдельные известные российские компании. Например, системы переводов вроде «Золотой Короны» ушли из Крыма (по словам сотрудников местных банков, они не хотели лишаться украинского рынка). Так и не появились на полуострове отделения «Сбербанка» и других крупных российских финучреждений (опасающихся перспективы введения против них адресных западных санкций). Не стали заходить в Крым крупнейшие российские торговые сети и строительные компании. Однако время расставило многое по своим местам. Основные российские операторы формально заходить на полуостров не стали, вместо этого в Симферополе и Севастополе появились офисы региональных компаний, оказывающих соответствующие услуги. Заход в Крым основных российских торговых сетей и «Сбербанка» волнует сегодня большинство жителей нового российского региона куда больше, чем инвестиционные или визовые ограничения Евросоюза. И если бы федеральные власти предприняли бы реальные шаги для разрешения и этой проблемы и понудили хотя бы бизнес-учреждения, подконтрольные государству, открыть свои представительства, то это позволило бы экономике Республики Крым использовать свой потенциал в гораздо в большем объёме.

Что же касается «прямых» санкций ЕС и США против Крыма, то даже западные журналисты уже признают, что они сегодня существуют только на бумаге.

 

Список использованных источников

1. Герасимова С. В. Оценка эффективности инвестиций, направленных на обеспечение информационной безопасности предприятий / С. В. Герасимова, Е. В. Бойко // Сборник научных трудов II Междунар. науч. — практ. конф., Гурзуф, 25-27 февраля, 2016.

2. Борщ Л. М. Воздействие государственного регулирования инвестиционной деятельности // Сборник научных трудов II Междунар. Науч. — практ. конф., Гурзуф, 25-27 февраля, 2016. — С. 11-16.

3. https://news.rambler.ru/economics/39403135/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: