Игры и упражнения, рекомендованные педагогом-психологом воспитателям и родителям будущих первоклассников
Недостаточная мотивационная готовность к обучению в школе
· Чтение книг о школе, проведение бесед с участием учителей.
· Рассказы родителей из личного опыта «Как я пошел в школу», формирующие позитивный образ школы, учителя.
Снижение общей познавательной активности
Ø Игры типа «Почемучки» - выражение своих мыслей в устной форме.
Ø «Назови наоборот», «Задом наперед», «Что напутал художник?», «Эхо», требующие правильного построения высказывания.
Ø Проектная, исследовательская, экспериментальная деятельность.
Ø Совместное со взрослым планирование деятельности (исследование, изучение объектов окружающего мира).
Ø Развитие диалогической речи с помощью вопросно-ответной деятельности. («Интервью»)
Ø Упражнения на развитие слухового восприятия: неречевые звуки, узнавание сходных неречевых звуков, звуков природы.
Ø Упражнения на восприятие особых свойств предметов (температура, тяжесть, вкус, запах, звук).
|
|
Проблемы понимания инструкции и следования установленным правилам
· Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики» (словесные инструкции: «Иди вперед, у березы поверни направо, пройди еще 2 шага, повернись кругом и т.д.»).
· Выполнение детьми заданий на смену темпа, направления движений, поиску предметов по словесной инструкции.
· Игры типа: «Жмурки», «Дойти до цели с закрытыми глазами».
· Включение элемента соревнования в проводимые игры и упражнения.
· Выкладывание из палочек по образцу (домик, стол, окно).
· Игры типа «Разложи, как я скажу», «Конструирование предметов из заданных частей».
· Шашки, шахматы.
Низкая работоспособность и недостаточный уровень произвольности в деятельности
Ø Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек.
Ø Игры типа «Найти отличия», «Найди картинки с изображение предметов, по форме напоминающих квадрат, круг, треугольник».
Ø Выкладывание мозаики по образцу.
Ø Игры типа «Море волнуется».
Ø Задания типа «Где цифры, где буквы?»,»Составь слово»
Ø Задания на узнавание предмета по словесному описанию.
Ø Описание предмета по схеме – алгоритму.
Ø Задания на поиск неточностей «Правильное - неправильное зеркало», «Ошибки», и т п..
Нарушения пространственного восприятия
Ø Освоение схемы тела; формирование представлений о собственном теле, его положении в пространстве.
Ø Анализировать части лица и их расположение по отношению друг к другу (над, под, сбоку от); расположение частей собственного тела по вертикальной оси (над, под, между; выше, чем; ниже, чем).
|
|
Ø Зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.
Ø Игры типа «Парные картинки» (например: найди парные карточки, руководствуясь признаком пространственного расположения изображения предметов, или нужную карточку по описанию).
Ø Ориентирование на тетрадном листе должно строиться по этапам:
Ø а) анализ готового рисунка и его воспроизведение (фигурка неопределенной формы, вычерченная по клеточкам);
Ø б) выполнение заданий под диктовку;
Ø в) составление рисунков по замыслу, их чтение, диктовка детьми друг другу порядка изображения.
Ø Игры на развитие умения распознавать эталоны формы в разных пространственных положениях.
Ø Игры на развитие умения осуществлять слуховую ориентировку в пространстве: определять направление и степень удаленности, местонахождение источника звука.
Нарушение графомоторных функций и зрительно-моторной координации
· Обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство (предваряющее ориентировочное действие).
· Графические диктанты
· Изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц, пальчиковая гимнастика, «Ладушки».
· Написание различных фигур в клеточной, линейной основе.
· Игры типа «Соединим точки».
· Упражнение в обведении по контуру (глазами, рукой, карандашом).
· Обведение предмета на некотором расстоянии от контура.
· Обводить трафареты, шаблоны; раскрашивать изображение с соблюдением его границ; проводить линии заданной формы («дорожки»); рисовать прямые и волнистые линии, круги и овалы; рисовать по клеточкам; штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях; копировать линии («палочки»), разные по длине, высоте, цвету; копировать геометрические фигуры, их ряды.
· Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка и др.
Несформированность способов логического мышления, проблемы в процессе установления закономерностей
Ø Игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Ø Преобразование слов путем замены или добавления букв: ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т.д. Верь - дверь – зверь; Езда - звезда - поезда
Ø Игра со словом, н-р, КОЛОБОК – это кол, лоб, бок, око, кок, блок, колок.
Ø Группировка изображения по 1-2 признакам.
Ø «Продолжи орнамент», «Дорисуй узор».
Недостаточный уровень развития способов наглядно-образного мышления, воображения
Ø Различной сложности лабиринты, игры типа «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Камушки на берегу», «Что за фигура?» (зашумленный фон) и др..
Ø Деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую, «Танграм» и др.
Ø Игры типа «Узнай предмет» (в фас, профиль, полупрофиль), «Найди тень» (соотнесение реального изображения предмета с его силуэтом), опознание изображений, частично перекрытых другими изображениями, «Кто спрятался?» (опознание изображения в условиях маскировки - прямые, ломанные, волнистые линии).
Ø «Зашей коврик», «Поставь заплатку» (опознание разноцветных изображений по отдельной части.
Ø Упражнения с элементами изотерапии: «Волшебные фигуры», «Разноцветные дорожки», «На что похожа клякса»…