Недостаточный уровень развития способов наглядно-образного мышления, воображения

Игры и упражнения, рекомендованные педагогом-психологом воспитателям  и родителям будущих первоклассников

 

Недостаточная мотивационная готовность к обучению в школе

· Чтение книг о школе, проведение бесед с участием учителей.

· Рассказы родителей из личного опыта «Как я пошел в школу», формирующие позитивный образ школы, учителя.

Снижение общей познавательной активности

Ø Игры типа «Почемучки» - выражение своих мыслей в устной форме.

Ø «Назови наоборот», «Задом наперед», «Что напутал художник?», «Эхо», требующие правильного построения высказывания.

Ø Проектная, исследовательская, экспериментальная деятельность.

Ø Совместное со взрослым планирование деятельности (исследование, изучение объектов окружающего мира).

Ø Развитие диалогической речи с помощью вопросно-ответной деятельности. («Интервью»)

Ø Упражнения на развитие слухового восприятия: неречевые звуки, узнавание сходных неречевых звуков, звуков природы.

Ø Упражнения на восприятие особых свойств предметов (температура, тяжесть, вкус, запах, звук).

Проблемы понимания инструкции и следования установленным правилам

· Игры типа: «Найди письмо», «Разведчики» (словесные инструкции: «Иди вперед, у березы поверни направо, пройди еще 2 шага, повернись кругом и т.д.»).

· Выполнение детьми заданий на смену темпа, направления движений, поиску предметов по словесной инструкции.

· Игры типа: «Жмурки», «Дойти до цели с закрытыми глазами».

· Включение элемента соревнования в проводимые игры и упражнения.

· Выкладывание из палочек по образцу (домик, стол, окно).

· Игры типа «Разложи, как я скажу», «Конструирование предметов из заданных частей».

· Шашки, шахматы.

Низкая работоспособность и недостаточный уровень произвольности в деятельности

Ø Решение задач на геометрические построения и перестроения при помощи палочек.

Ø Игры типа «Найти отличия», «Найди картинки с изображение предметов, по форме напоминающих квадрат, круг, треугольник».

Ø Выкладывание мозаики по образцу.

Ø Игры типа «Море волнуется».

Ø Задания типа «Где цифры, где буквы?»,»Составь слово»

Ø Задания на узнавание предмета по словесному описанию.

Ø Описание предмета по схеме – алгоритму.

Ø Задания на поиск неточностей «Правильное - неправильное зеркало», «Ошибки», и т п..

Нарушения пространственного восприятия

Ø Освоение схемы тела; формирование представлений о собственном теле, его положении в пространстве.

Ø Анализировать части лица и их расположение по отношению друг к другу (над, под, сбоку от); расположение частей собственного тела по вертикальной оси (над, под, между; выше, чем; ниже, чем).

Ø Зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала.

Ø Игры типа «Парные картинки» (например: найди парные карточки, руководствуясь признаком пространственного расположения изображения предметов, или нужную карточку по описанию).

 

Ø Ориентирование на тетрадном листе должно строиться по этапам:

Ø а) анализ готового рисунка и его воспроизведение (фигурка неопределенной формы, вычерченная по клеточкам);

Ø б) выполнение заданий под диктовку;

Ø в) составление рисунков по замыслу, их чтение, диктовка детьми друг другу порядка изображения.

Ø Игры на развитие умения распознавать эталоны формы в разных пространственных положениях.

Ø Игры на развитие умения осуществлять слуховую ориентировку в пространстве: определять направление и степень удаленности, местонахождение источника звука.

Нарушение графомоторных функций и зрительно-моторной координации

 

· Обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство (предваряющее ориентировочное действие).

· Графические диктанты

· Изображение пальчиками предметов, фигур, животных, птиц, пальчиковая гимнастика, «Ладушки».

· Написание различных фигур в клеточной, линейной основе.

· Игры типа «Соединим точки».

· Упражнение в обведении по контуру (глазами, рукой, карандашом).

· Обведение предмета на некотором расстоянии от контура.

· Обводить трафареты, шаблоны; раскрашивать изображение с соблюдением его границ; проводить линии заданной формы («дорожки»); рисовать прямые и волнистые линии, круги и овалы; рисовать по клеточкам; штриховать фигуры прямыми линиями в основных и диагональных направлениях; копировать линии («палочки»), разные по длине, высоте, цвету; копировать геометрические фигуры, их ряды.

· Упражнения с пальчиковыми тренажерами: застегивание – расстегивание пуговиц, завязывание узелков, шнуровка и др.

Несформированность способов логического мышления, проблемы в процессе установления закономерностей

Ø Игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Ø Преобразование слов путем замены или добавления букв: ГРАЧ - ВРАЧ; ДОЧКА - ТОЧКА - КОЧКА - БОЧКА; ПЕЧКА - ПАЧКА - ПОЧКА и т.д. Верь - дверь – зверь; Езда - звезда - поезда

Ø Игра со словом, н-р, КОЛОБОК – это кол, лоб, бок, око, кок, блок, колок.

Ø Группировка изображения по 1-2 признакам.

Ø «Продолжи орнамент», «Дорисуй узор».

Недостаточный уровень развития способов наглядно-образного мышления, воображения

 

Ø Различной сложности лабиринты, игры типа «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы», «Камушки на берегу», «Что за фигура?» (зашумленный фон) и др..

Ø Деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую, «Танграм» и др.

Ø Игры типа «Узнай предмет» (в фас, профиль, полупрофиль), «Найди тень» (соотнесение реального изображения предмета с его силуэтом), опознание изображений, частично перекрытых другими изображениями, «Кто спрятался?» (опознание изображения в условиях маскировки - прямые, ломанные, волнистые линии).

Ø «Зашей коврик», «Поставь заплатку» (опознание разноцветных изображений по отдельной части.

Ø Упражнения с элементами изотерапии: «Волшебные фигуры», «Разноцветные дорожки», «На что похожа клякса»…

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: