Список литературы и другие источники

Оглавление

Введение……………………………………………………..……………………….3

Необарокко…………………………………………………………………………...5

Неоренессанс…………………………………………………………………………9

Неоклассицизм……………………………………………………………………...13

Заключение………………………………………………………………………….17

Приложения…………………………………………………………………………18

 Список литературы………………………………………………………….…......32

 


 

 


Введение

Новые романтические веяния ускорили конец позднего классицизма и открыли эпоху историзма, или эклектики. Суть этого метода - в свободном выборе или соединении приемов и мотивов любых исторических стилей, ассоциативно выражавших современное назначение зданий. Как определенный стиль в архитектуре эклектика возникла в 1830-1890гг. Предпосылкой к появлению стиля эклектика, который смешал в себе различные большие стили, такие как барокко, ренессанс, классицизм и т.д., стало направление романтизма. Это направление в искусстве отвергало всяческие каноны традиционных стилей, и являлась свежим, как сегодня сказали бы, креативным движением тех времен. Призывая смешивать в интерьерах всевозможные предметы и мебель, которые являлись либо красивыми, либо комфортабельными, либо модными по тем временам.

Эклектика началась с обращения к средневековью в творчестве Александра Павловича Брюллова (1798-1877) и других архитекторов. Ведущий петербургский зодчий середины XIX века Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865) виртуозно варьировал в построенных им дворцах, особняках и парковых павильонах формы барокко и рококо, ренессанса и античности. Другой крупный мастер той поры Гаральд Андреевич (Эрнестович) Боссе (1812-1894), как и многие его современники, отдавал предпочтение неоренессансу. Он наиболее последовательно разрабатывал новаторские приемы свободной планировки и живописно-асимметричной композиции.

В архитектуре историцизма постепенно нарастала общая тенденция к измельчению форм, равнозначности частей и элементов, насыщению поверхности дробным декором. Эти особенности еще более сгустились в зрелой эклектике (1870-1890-е). Все чаще архитекторы прибегали к смешению разных исторических стилей в одной композиции. Однако преобладали классицистические варианты эклектики, опиравшиеся на ренессанс, барокко и «стиль Людовика XVI». Выделяются своей импозантностью великокняжеские дворцы и Музей барона Штиглица, возведенные Максимилианом Егоровичем Месмахером (1842-1906) в характере неоренессанса. Павел Юльевич Сюзор (1844-1919) и его последователи разрабатывали новый тип многоэтажного доходного дома с широкими витринами внизу, высокими эркерами и угловыми башнями, что задавало укрупненный ритм и масштаб жилой застройке.

Особо значимое место в ряду неостилей занял «русский стиль». В нем отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником и лидером национального направления выступал с 1830-х годов Константин Андреевич Тон (1794-1881), воскресивший в церковном строительстве образы старомосковского зодчества XV--XVII веков. Увы, почти все петербургские храмы Тона были снесены при советской власти, как и его же грандиозный собор Христа Спасителя в Москве, который недавно возведен заново. Одна из задач «русского стиля» заключалась в русификации европейского Петербурга. В конце прошлого века Альфред Александрович Парланд (1842-1920) и многие другие архитекторы обратились к яркой узорной архитектуре XVII века, как бы перекидывая мост от предпетровского времени к современности, минуя петербургскую эпоху.

Рационалистическую альтернативу внешней декоративности эклектики составлял так называемый «кирпичный стиль». Крупнейшие его представители - Виктор Александрович Шретер (1839-1901), известный также как строитель театров и банков, и Иероним Севастьянович Китнер (1839-1929). Сторонники этого направления, стремясь к правдивости и экономичности, отказывались от штукатурной «косметики», оставляя открытой саму кирпичную кладку или применяя долговечную керамическую облицовку.

При всем кажущемся разнообразии здания, возведенные во второй половине XIX века, угадываются по многим общим признакам: плоскостности фасадов, обилию декора, несогласованности пропорций, равномерности ритма. Следствием "многостилья" эклектики становится равнозначность, взаимозаменяемость деталей и элементов фасадов (в противоположность строгой иерархии классицизма). Ордер утрачивает вес, из композиционной основы здания превращается в одну из многих декоративных форм. Важное отличие эклектики – демократизм, выражавшийся по-разному: в свободе выбора стиля, в разнообразии типов зданий, нередко даже в похожести уникальных и рядовых сооружений. Широко применялись новые материалы – фигурный красный кирпич (стены), железобетон (перекрытия), формированный чугун (решетки, столбы, навесы), стальной прокат (оконные рамы, каркасы световых фонарей), большеразмерное стекло (витрины, витражи). Окна становятся крупнее, светлее, появляются магазинные витрины, над зданиями часто устраивается верхнее освещение. Резко поднимается этажность зданий, как жилых, так и производственных.

В интерьере основными отличительными признаками стиля эклектика являлись пластичные формы предметов, мягкая и комфортная мебель, необычайное обилие декоративных элементов, за что стиль эклектику обвиняли в отсутствии вкуса. Умело изогнутые формы деталей мебели, всевозможные завитки в спинках стульев и кресел, мягкие пышные пуфы, которые шли в дополнение к креслам, богато украшенные резьбой по дереву поверхности столиков и комодов использовалось в этом стиле.

Эклектика с присущей ей многостильностью была некой "золотой серединой" и поэтому в некотором смысле стеснила основные стили в архитектуре. Зодчим стиль эклектика давал свободу действий, широту творческой мысли, они создавали многие архитектурные сооружения именно в стиле эклектика в угоду моде того времени. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика "многостильна" в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная "краснокирпичная" архитектура). Это многообразие зданий и комплексов эклектики составило лицо большинства русских городов. Если классицизм дал им регулярную планировку, положил начало центрам, то эклектике они обязаны абсолютным большинством застройки, плотно насытившей жесткую сеть кварталов, завершением ансамблей центров, формированием городской среды. Внешняя броскость, подчеркнутая необычность первых проявлений эклектики со временем (по мере увеличения их количества) обернулась неким внутренним родством (общей задачей достижения максимального разнообразия).

Данную тему для своего исследования я выбрала именно из-за изменчивости и свободы эклектики. В ней нет определённых рамок как в предшествующих ей архитектурных стилях, так же это направление интересно для меня тем, что его формирование пошло по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, ведь именно так получилось создать что-то новое и интересное. Меня очень удивило то, что в среде профессиональных архитекторов термин «эклектика» носит негативный характер, потому что она не имеет канонов, хотя я считаю, что нельзя не отметить то, что подчас сочетания определённых стилей, сделанного со вкусом, можно создать уникальное произведение.

Целью моей работы является исследование основных стилей историзма в архитектуре, а также доказательство его немалого влияния на архитектуру Санкт-Петербурга.

 

Необарокко

Необарокко, один из ис­то­ри­че­ских сти­лей в ар­хи­тек­ту­ре, изо­бра­зи­тель­ном и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве 2-й тре­ти 19 – начала 20 вв. Воз­ник вслед­ст­вие рас­па­да це­ло­ст­ной сис­те­мы ев­ропейского клас­си­циз­ма и фор­ми­ро­ва­ния «ар­хи­тек­ту­ры вы­бо­ра». Ис­точ­ни­ком форм и мо­ти­вов необарокко стал стиль ев­ропейского ба­рок­ко 17 в., од­на­ко ар­хи­тек­ту­ра необарокко от­ли­ча­ет­ся бо­лее сво­бод­ной трак­тов­кой ар­хитектурного ор­де­ра, бо­га­тым уб­ран­ст­вом фа­са­дов, мно­го­об­ра­зи­ем и слож­но­стью де­ко­ра­тив­ных эле­мен­тов: скульп­тур­но­го уб­ран­ст­ва, гро­те­ск­ных форм и прочего. Окон­ча­тель­ное сло­же­ние необарокко про­ис­хо­дит в 1850-е гг. Необарокко вошло со­став­ной ча­стью в стиле Вто­рой им­пе­рии во Фран­ции, «стиль Ринг­штра­се» в Ав­ст­ро-Венг­рии, вик­то­ри­ан­ский стиль в Ве­ли­ко­бри­та­нии. Стиль необарокко ис­поль­зо­вал­ся для про­ек­тов круп­ных об­щественных зда­ний, до­ход­ных до­мов, куль­то­вых со­ору­же­ний, ре­же – в ча­ст­ном строи­тель­ст­ве. К клю­че­вым па­мят­ни­кам сти­ля от­но­сят­ зда­ние Па­риж­ской опе­ры (см.приложение 1). В 1880-е гг. в Анг­лии фор­ми­ру­ет­ся ва­ри­ант необарокко, под­ра­жа­ющий «анг­лий­ско­му ба­рок­ко» (твор­че­ст­во К. Ре­на, Дж. Ван­бру, Н. Хок­сму­ра): ар­хи­тек­то­ры Дж. Бел­чер, А. Б. То­мас и др. Национальный стиль объ­е­ди­нён­ной Ита­лии («стиль Ум­бер­то I») со­еди­нил в се­бе эле­мен­ты необарокко и не­оре­нес­сан­са (па­мят­ник Вик­то­ру Эм­ма­нуи­лу II (см.приложение 2), Дво­рец Юс­ти­ции (см.приложение 3).

В Рос­сии ар­хи­тек­ту­ра необарокко ин­тер­пре­тиру­ет фор­мы пет­ров­ско­го ба­рок­ко и ели­за­ве­тин­ско­го ба­рок­ко, от­ли­ча­ет­ся по­ли­хро­ми­ей фа­са­дов и мно­го­об­ра­зи­ем скуль­п­тур­но­го и леп­но­го де­ко­ра

Постепенно на домах начали появляться консоли, большие застекленные окна, железные проемы и косоуры лестниц. Необарокко в архитектуре начал активнее распространятся. Дома стали украшать колоннами с двойными каннелюрами, лучковыми фронтонами, фигурами богов и атлантов. Таким образом, стиль необарокко придавал зданиям изящество и, вскоре, полюбился современниками.

 

Дворец Белосельских-Белозерских (см.приложение 4), который был перестроен в 1847-1848 годах архитектором А.И Штакеншнейдером в Санкт-Петербурге, практически первым испробовал на себе новый стиль, приобретя современный вид. Здание после перестройки стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского. В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен. По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

 

 Позднее в этом направлении построили Мариинский дворец (см.приложение 5), облик которого подчеркнуто сдержан, спокоен и производит впечатление не обилием и разнообразием украшений, а внушительностью. В характере фасада легко узнать черты классицизма. Его центр и крылья выделены выступающими частями здания (ризалитами); первый этаж обработан рустом; второй и третий этажи объединены колоннами и пилястрами; центр здания особо акцентирован высоким аттиком и на уровне бельэтажа - просторным балконом-террасой с балюстрадой, декорированной шестью вазами. Под балконом расположен вынесенный вперед Главный подъезд с мощной аркадой, широкой гранитной лестницей со стороны площади и пологими пандусами по бокам. Фасад монументален и симметричен, уравновешен по вертикали и горизонтали, что придает ему величественное спокойствие. Все это присуще классическим традициям.

Штакеншнейдер, непревзойденный знаток архитектурных стилей, искусный их интерпретатор, использовал в наружности Мариинского дворца каноны классики вполне сознательно. Подобно великим предшественникам он всегда сообразовывал свою постройку с окружением, гармонично вписывал в городскую или природную среду, стремился создать ансамбль, сохранить его и дополнить. А доминантой еще полупустой Исаакиевской площади уже тогда служит собор. Классический облик собора требовал, чтобы фасад Мариинского дворца, второго по значимости здания на площади, носил родственные ему черты.

Подчеркнув стилистическое родство дворца с собором, Штакеншнейдер не остался копиистом, а в духе времени внес в рисунок фасада новые элементы, придав облику здания оригинальность. Руст первого этажа мельче обычного. Он получил название «бриллиантового», так как подражает огранке драгоценных камней. Впервые в Петербурге вертикальные желобки на поверхности колонн и пилястр (каннелюры) усложнены выпуклыми валиками. Вазы на балюстраде балкона характерны для ренессанса и барокко. Светильники Главного подъезда напоминают античные. Аттик отличается от обычного пропорциями и характером декора.

 

 Особняк Т.П. Дылёва (см.приложение 6) был построен по проекту, разработанному в 1849 году  И. А. Монигетти — молодым архитектором, тогда только начинавшим свою строительную деятельность, а впоследствии ставшим одним из ведущих мастеров русской архитектуры третьей четверти XIX века.  Нарядные фасады дома лепных и штукатурных дел мастера Т. Дылёва на набережной Обводного канала должны были служить эквивалентом наружной рекламы промышленника и свидетельством высокой квалификации мастера.

Рустовка, наличники окон и виньетки - имитация консолей под пилястрами, украшающие первый этаж, напоминают отделку нижнего яруса "Фонтанного дома" графов  Шереметевых.  В 1839-1846 гг. "лепные мастера" Ф. и П. Дылёвы работали там. Лишь лучковый фронтон над незначительным выступом в три оси по центру главного фасад, без нависающего карниза и с едва заметной раскреповкой, несколько отличаются от того, что демонстрируется в оригиналах С. И. Чевакинского и Ф. С. Аргунова. Но имеено эти детали обеспечивают дому Дылёва некторое сходство с усадьбой Саввы Яковлева на Фонтанке, построенной в начале 1960-х гг. и уничтоженной в 1915 г. Г. К. Лукомский считал считал здание "старинным домом растреллиевского стиля" и выражал явное недовольство размещением в нем трактира.

 

В 1850-х годах отделку фасадов в духе барокко стали получать вслед за особняками аристократов и некоторые доходные дома. Эта нарядная, но зато и более дорогая отделка применялась обычно в тех случаях, когда домовладелец желал привлечь состоятельных квартиросъемщиков. Импозантные фасады «á la барокко» подчеркивали высокое социальное положение обитателей лицевых корпусов и одновременно служили рекламой домовладельца, говоря о его «изящном вкусе».

Один из лучших образцов доходных домов такого типа — дом Н. П. Жеребцовой (урожденной княжны Гагариной) (см.приложение 7), занимающий обширный участок между Дворцовой набережной (дом № 10) и улицей Халтурина (дом № 11). Проект перестройки здания был разработан в 1860 году архитектором Л. Ф. Фонтана. Владелица, расширив свое наследственное владение приобретением соседних участков, распорядилась возвести обширный доходный дом, в лицевых корпусах которого были устроены нарядно отделанные барские квартиры (одну из них занимала она сама), а во внутренних флигелях — более скромные квартиры для жильцов «из средних классов». Облик дома Жеребцовой и его внутренняя структура сохранились очень хорошо.

Трехэтажный корпус, выходящий на Дворцовую набережную, внешне напоминает дворец елизаветинского вельможи. Отделка фасада импонирует чистотой стиля и тонкой проработкой деталей: это, несомненно, одна из лучших стилизаций середины XIX века «во вкусе Растрелли».  Южный фасад дома,  выходящий на улицу Халтурина  (быв. Миллионная),  архитектор Фонтана обработал тоже «под XVIII век», но в несколько ином характере. Его отделка построена на использовании мотивов французской архитектуры второй четверти XVIII века — так называемого «стиля Людовика XV». Характерной особенностью этого стиля была относительная сдержанность декоративного убранства фасадов: лепные детали были немногочисленны, окна обрамлялись несложными, но изысканно прорисованными наличниками (при этом верхняя грань оконного проема нередко выполнялась в виде пологой арки), поверхность стен членилась рустованными лопатками и пилястрами, а в нижней части обрабатывалась рустом. Изысканная сдержанность фасада подчеркивала красоту нарядных балконных решеток усложненного, рокайльного рисунка. Все эти черты, типичные для парижского «стиля Людовика XV», легко обнаруживаются в отделке фасада дома, выходящего на улицу Халтурина. Правда, общие пропорции этого, сравнительно длинного, здания и некоторая суховатость его штукатурной отделки заметно отличают его от особняков французских аристократов 1720-1740-х годов.

Внутренние дворовые корпуса дома Жеребцовой, как это и было принято в те годы, отделаны очень скупо, в том чисто деловом стиле, который родился в практике строительства доходных домов и не имел никаких исторических прототипов.

Таким образом, стиль необарокко в архитектуре жил вплоть до 1910-х годов.

 

Неоренессанс

Неоренессанс ори­ен­ти­ро­вал­ся на ху­дожественные фор­мы итальянского, французского и немецкого Воз­ро­ж­де­ния; в ча­ст­но­сти, в ка­че­ст­ве об­раз­цов ис­поль­зо­ва­лись по­строй­ки Ф. Бру­нел­ле­ски, Л. Б. Аль­бер­ти. Зда­ния в сти­ле неоренессанс  ха­рак­те­ри­зу­ют­ся чёт­кой сим­мет­ри­ей и по­ярус­ным оформ­ле­ни­ем фа­са­дов, дроб­но­стью ар­хитектурного де­ко­ра, ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем по­лу­цир­куль­ных арок, кар­ни­зов, рус­та и пи­лястр, ре­же – ор­дер­ных лод­жий (час­то за­стек­лён­ных). Де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты неоренессанса  не­ред­ко на­кла­ды­ва­лись на современные ме­тал­лические  кон­ст­рук­ции.

Среди ран­них об­раз­цов неоренессанса – зда­ние Шко­лы изящ­ных ис­кусств

в Па­ри­же (см.приложение 8), Ба­вар­ская государственная библиотека в Мюн­хе­не (см.приложение 9). Окон­ча­тель­ное сло­же­ние сти­ле­вой сис­те­мы неоренессанса свя­за­но с дея­тель­но­стью Г. Зем­пе­ра (зда­ние Дрез­ден­ской опе­ры, 1838–41, 1871–78, и др.), Ч. Бэр­ри (зда­ние Ате­не­ума в Ман­че­сте­ре, 1837–39, и др.), А. Лаб­ру­ста (зда­ние библиотеки Сент-Же­невь­ев, Па­риж, 1844–1851, и др.). Неоренессанс ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся для соз­да­ния ан­самб­лей улиц и пло­щадей, про­ек­ти­ро­ва­ния до­ход­ных до­мов, во­кза­лов, биб­лио­тек и боль­ниц. С 1850-х гг. в Гер­ма­нии яв­лял­ся основным сти­лем для оформ­ле­ния пуб­лич­ных зда­ний, с 1871 про­па­ган­ди­ро­вал­ся как национальный стиль Германской им­пе­рии (Ю. Май­ер, Г. Зем­пер, Л. Бон­штедт). В 1870-е гг. ев­ропейский и американский неоренессанс при­об­ре­та­ет большую де­ко­ра­тив­ность, вклю­ча­ет в се­бя чер­ты мань­е­риз­ма и ба­рок­ко (стиль бо­зар во Фран­ции и США, «стиль Ум­бер­то I» в Ита­лии). Для ин­терь­е­ров в сти­ле неоренессанс ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние ароч­ных про­ёмов и ниш, май­о­ли­ки, цвет­ных го­бе­ле­нов, тя­жё­лых плот­ных тка­ней, ме­бе­ли из тём­но­го де­ре­ва. Из­де­лия де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го искусства от­ли­ча­ет по­ли­хро­мия и ори­ен­та­ция на об­раз­цы итальянского при­клад­но­го искусства 15 в.

Стиль неоренессанса в России, связанный своими истоками не с древнерусскими, а с западноевропейскими традициями, стал исключительно столичным, петербургским явлением и про­сле­жи­ва­ет­ся с 1830-х гг. (особ­няк П. Н. Де­ми­до­ва в С.-Пе­тер­бур­ге, 1835–40, арх. О. Мон­фер­ран), позд­нее к не­му об­ра­ща­лись А. И. Шта­кен­шней­дер, А. П. Брюл­лов, К. М. Бы­ков­ский и др. По­след­ние по­строй­ки в сти­ле неоренессанс от­но­сят­ся к началу 1910-х гг. (Л. Н. Бе­нуа, Ф. Там­бу­ри­ни), но отдельные чер­ты неоренессанса  мож­но най­ти в ар­хи­тек­ту­ре по­сле­дую­щих де­ся­ти­ле­тий (ра­бо­ты И. В. Жол­тов­ско­го), ко­гда он смы­ка­ет­ся с нео­клас­си­циз­мом.

 

Особняк князя М.В.Кочубея на Конногвардейском бульваре (см.приложение 10) с большими арочными окнами, поясом машикулей венчающего карниза вызывает ассоциации с ренессансной Италией.

В 1840-х годах земельным участком на улице Сергиевской (современной Чайковского) владел Лев Кочубей, старший сын канцлера Виктора Павловича. В 1843—1844 годах новый хозяин заказал у архитектора Романа Кузьмина проект перестройки особняка, руководил строительством другой зодчий — Гаральд Боссе. Фасады здания, сложенные из пудостского известняка, были оформлены в стиле флорентийского неоренессанса с характерными окнами, арками, машикулями, выделяющимися цоколем и карнизом. Внутренние помещения были стилизованы под барокко и рококо и обильно декорированы лепниной и живописью.

В проекте Боссе декоративной доминантой внутренних помещений выступала трёхмаршевая парадная лестница, соединявшая гостиную первого этажа со столовыми на втором. Задачей Бенуа было создать парадный бальный зал и дооформить остальные комнаты. Заказчик уточнил, что стены залов требовалось украсить зеркалами в массивных золочёных ажурных рамах. Поставщиками и подрядчиками при строительстве выступили ведущие компании и мастера того времени, а в отделке использовались только дорогие и качественные материалы. Насыщенную лепнину в интерьерах выполнил мастер Иван Дылёв из знаменитой династии скульпторов, он же создал эскизы для резных панелей.

Живописное полотно Семирадского «Аполлон» нанесли на щит и закрепили на потолок главного зала, работой руководил французский мастер Маршом. Также для особняка Семирадский создал композиции «Аврора» и «Весна». Всего в интерьерах особняка находились несколько десятков живописных панно, несколько из них принадлежали кисти Ивана Айвазовского.  Леонтий Бенуа лично создал эскизы десюдепортов и плафонов.

 

Николаевский Дворец (см.приложение 11) был построен в 1853-61 гг. в стиле неоренессанс архитектором Штакеншнейдером для третьего сына Николая I и Александры Фёдоровны, великого князя Николая Николаевича-старшего («старшим» его называли, чтобы не путать с его сыном, Николаем Николаевичем-младшим). Здание похоже на итальянские дворцы XVI века — дворец декорирован лепниной, скульптурными элементами, над парадным крыльцом — просторный балкон. Фасад окрашен в красно-коричневый цвет, а колонны и декоративная лепнина белого цвета. Над зданием вьется флаг.

Парадный двор окружает красивая чугунная решетка. Широкие ионические пилястры украшают первый этаж, а второй — коринфские колонны. В декоре дворца использованы лепнина и орнаментальные скульптурные вставки. Архитектурные стили барокко и ренессанс определяют характер внутреннего убранства дворца. Исключительно хороши танцевальный зал с колоннами и хорами, парадная лестница.

 

Важным этапом в формировании ансамбля Исаакиевской площади было строительство двух зданий, расположенных по сторонам площади, между правым берегом Мойки и Большой Морской улицей (ныне улица Герцена). Проекты зданий были разработаны Николаем Ефимовичем Ефимовым (1799–1851) - одним из ведущих петербургских архитекторов тех лет. Он же руководил строительством зданий, причем, как писал он в рапорте начальству, на нем, как на "главном распорядителе работ", лежала обязанность "сочинять и составлять все чертежи различных конструкций и украшений, входящих в состав частей отделки, и иметь непосредственный надзор и ответственность за правильность и прочность строения и за чистоту и изящность отделки".

Здание, занявшее северо-восточную сторону Исаакиевской площади (дом № 4), предназначалось для размещения четырех департаментов Министерства государственных имуществ (см.приложение 12). Его проект был утвержден 10 августа 1844 года, и тогда же была назначена новая граница противоположной стороны площади - строго параллельно фасаду министерства. 6 февраля 1847 года был утвержден проект второго, противолежащего здания (Исаакиевская площадь, дом № 13), в котором разместилась резиденция самого министра, а также канцелярия, архив министерства и типография (см.приложение 13). Здание министерства было окончено летом 1850 года, дом министра - в 1853 году. Отделкой дома министра с 1852 года, после смерти Ефимова, руководил архитектор Л. Л. Бонштедт.

Дом министра государственных имуществ напоминает дворец: предписывалось, что "чистая отделка, по цели назначения его, должна быть произведена с большею роскошью и искусством". Общая стоимость здания достигала 400 тысяч рублей. В отделке дома министра принимали участие скульпторы А. И. Теребенев, Д. И. Иенсен и другие, "орнаментальную чугунную решетку", завершающую фасады, изготовил завод Берда. Биограф Н. Е. Ефимова в статье, помещенной в журнале "Зодчий" в 1872 году, отмечал, что дом министра государственных имуществ "может считаться у нас образцом изящного" как по своим общим пропорциям, так и по "грациозным деталям и по удачному общему расположению частей".

Фланкирующие Исаакиевскую площадь дома министра и Министерства государственных имуществ, одинаковые по высоте и близкие по композиционному решению фасадов, образуют уравновешенную, почти симметричную композицию. Масштаб зданий хорошо согласован с размерами площади. Ансамблевый, градостроительный подход к их проектированию можно рассматривать как прямое продолжение высокого взлета градостроительной мысли, которым отличалась эпоха классицизма.

Но стилистическое решение фасадов этих зданий уже достаточно далеко от норм классицизма. Поэтажное размещение ордера, арочные окна, специфическая форма наличников окон верхних этажей, построенная на сочетании арочного окна и прямоугольной рамки, завершенной сверху прямым сандриком, - все эти приемы заимствованы из арсенала форм итальянского ренессанса конца XV–XVI века.

Обработка фасадов противостоящих зданий близка, но не идентична: здание, предназначавшееся для размещения министерства, оформлено скромнее - пилястрами. Фасад дома министра обработан более пышно и пластично: в нем применены трехчетвертные колонны. Разная обработка зданий была продиктована прежде всего их назначением: резиденцию министра следовало выделить более нарядной, "дворцовой" отделкой фасада. Но в то же время пластика фасадов обоих зданий хорошо согласована и с их неодинаковой освещенностью: дом министра, ориентированный на северо-восток, освещен слабее, и его более выпуклая, более пластичная обработка придает общей ансамблевой композиции точно найденное равновесие.

Фасады обоих зданий по сравнению с постройками классицизма декорированы более обильно. За многочисленными лепными деталями почти исчезает сама плоскость стены: архитектор словно боится оставить ее неукрашенной, нерасчлененной (для сравнения напомним, как эффектно выглядит гладкая плоскость стены в произведениях Дж. Кваренги, И. Старова, К. Росси). Благородная простота классицизма уже не соответствовала художественным вкусам середины XIX века; напротив, обилие украшений стало восприниматься как один из главных критериев красоты.

 

Неоклассицизм

Неоклассицизм – стиль, опи­раю­щий­ся на об­раз­цы искусства и ар­хи­тек­ту­ры Древ­ней Гре­ции и Древ­не­го Ри­ма, а так­же на на­сле­дие Воз­ро­ж­де­ния и клас­си­циз­ма. В за­ру­беж­ной ис­то­рио­гра­фии тер­мин «неоклассицизм» при­ме­ня­ет­ся к клас­сическому на­прав­ле­нию в ар­хи­тек­ту­ре и искусстве по­след­ней тре­ти 18 – 1-й тре­ти 19 вв. (в от­ли­чие от клас­си­циз­ма 17 в.), а так­же к по­сле­дую­щим вол­нам об­ра­ще­ния к клас­сическим идеа­лам. В отечественной тра­ди­ции стили этих эпох при­ня­то на­зы­вать по­сле­до­ва­тель­но клас­си­циз­мом 18 в. и алек­сан­д­ров­ским клас­си­циз­мом или ам­пи­ром (во Фран­ции и соб­ст­вен­но в Рос­сии), а тер­мин «неоклассицизм» от­но­сит­ся лишь к направлению в ар­хи­тек­ту­ре и изобразительном искусстве конца 1900-х – 1910-х гг., а так­же 1920-х и 1930–50-х гг. (англо­язычный аналог – Neoclassical Revival). В по­след­нее вре­мя на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция пе­ре­хо­да к ме­ж­ду­народной тер­ми­но­ло­гии.

Неоклассицизм 20 в. воз­ник как ре­ак­ция на сво­бод­ное фор­мо­об­ра­зо­ва­ние сти­ля мо­дерн и «все­яд­ность» эк­лек­тиз­ма, в позд­ней­шие го­ды су­ще­ст­во­вал в ка­че­ст­ве аль­тер­на­ти­вы мо­дер­низ­му. Для ар­хи­тек­ту­ры неоклассицизма ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние форм и прин­ци­пов клас­сических ор­де­ров, чёт­кой, как пра­ви­ло, сим­мет­рич­ной ком­по­зи­ции, яс­но чи­тае­мо­го си­лу­эта и про­стран­ст­ва, ис­поль­зо­ва­ние ан­тич­ных де­ко­ра­тив­ных форм, а так­же стрем­ле­ние к соз­да­нию гра­до­стро­ительных ан­самб­лей. В начале 20 в. неоклассицизм про­явил­ся в ра­бо­тах та­ких ар­хи­тек­то­ров, как О. Пер­ре и Т. Гар­нье во Фран­ции, П. Бе­ренс в Гер­ма­нии, О. Ваг­нер и А. Лоз в Ав­ст­рии, Э. Г. Ас­п­лунд в Шве­ции, Э. Ла­ченс в Анг­лии, и др. В 1930-х гг. мо­дер­ни­зи­ро­ван­ный неоклассицизм стал официальным сти­лем ис­кус­ст­ва Третье­го Рей­ха в Гер­ма­нии (ар­хи­тек­то­ры А. Шпе­ер, П. Л. Трост и др.), фа­ши­ст­ско­го ис­кус­ст­ва в мус­со­ли­ни­ев­ской Ита­лии (ар­хи­тек­то­ры М. Пья­чен­ти­ни, А. Мад­зо­ни и др.) и в ста­лин­ском СССР, бла­го­даря че­му на­чал ас­со­ции­ро­вать­ся с то­та­ли­тар­ны­ми ре­жи­ма­ми и ут­ра­тил по­пу­ляр­ность в де­мо­кра­тических стра­нах. Од­на­ко чер­ты неоклассицизма эпи­зо­ди­че­ски про­яв­ля­лись и позд­нее, особен­но в ар­хи­тек­ту­ре США; в по­след­ней тре­ти 20 в. этот стиль влил­ся в пост­мо­дер­низм.

В си­лу различных ис­то­рических об­стоя­тельств осо­бен­но яр­ко неоклассицизм про­явил­ся в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии и СССР в 1-й пол. 20 в. Рас­про­стра­не­ние это­го сти­ля в 1910-е гг. от­час­ти свя­за­но с ши­ро­ким празд­но­ва­ни­ем 100-ле­тия Отечественной вой­ны 1812 и с осоз­на­ни­ем пе­рио­да кон. 18 – нач. 19 вв. как «зо­ло­то­го ве­ка» русской  куль­ту­ры. Про­па­ган­дой этой идеи и оз­на­ком­ле­ни­ем пуб­ли­ки с выс­ши­ми дос­ти­же­ния­ми русского искусства и ар­хи­тек­ту­ры то­го вре­ме­ни за­ни­мал­ся журнал «Апол­лон». Русские ар­хи­тек­то­ры-не­оклас­си­ци­сты «се­реб­ря­но­го ве­ка» вдох­нов­ля­лись пре­ж­де все­го тво­ре­ния­ми русских зод­чих «пер­во­го» клас­си­циз­ма. Боль­шую роль сыг­ра­ла пре­по­да­ва­тель­ская дея­тель­ность Л. Н. Бе­нуа, при­вивше­го лю­бовь к клас­си­циз­му сво­им уче­ни­кам, сре­ди ко­то­рых бы­ли Ф. И. Лид­валь, Г. Б. Бар­хин и бр. Вес­ни­ны (при­вер­жен­цы Н. до своего об­ра­ще­ния к кон­ст­рук­ти­виз­му в 1920-е гг.), а так­же И. А. Фо­мин, В. А. Щу­ко, С. Е. Чер­ны­шёв, В. Г. Гельф­рейх, Л. В. Руд­нев, Л. М. По­ля­ков и др. ар­хи­тек­то­ры, ра­бо­тав­шие в рус­ле неоклассицизма  как в пред­ре­во­люци­он­ные го­ды, так и в даль­ней­шем, в осо­бен­но­сти в 1930–50-х гг. Осо­бое ме­сто в ис­то­рии неоклассицизма  за­ни­ма­ет твор­че­ст­во И. В. Жол­тов­ско­го, рань­ше дру­гих на­чав­ше­го ра­бо­тать в тра­ди­ци­ях пал­ла­ди­ан­ст­ва и ос­та­вав­ше­го­ся пред­ста­ви­те­лем неоклассицизма вплоть до 1950-х гг. Пре­крас­ны­ми об­раз­ца­ми неоклассицизма ста­ли ран­ние про­из­ве­де­ния Фо­ми­на (дом А. А. По­лов­це­ва на Ка­мен­ном о., 1911–13, и про­ект за­строй­ки Туч­ко­ва Буя­на, 1913, оба в С.-Пе­тер­бур­ге, и др.), ра­бо­ты В. Д. Ада­мо­ви­ча и В. М. Мая­та (особ­няк Н. А. Вто­ро­ва в Мо­ск­ве, 1913–15), бр. Вес­ни­ных (дом Д. Си­рот­ки­на в Ниж­нем Нов­го­ро­де, 1913). От­дал дань неоклассицизму  и Ф. О. Шех­тель, хо­тя в его собственном особ­ня­ке на Б. Са­до­вой ул. в Мо­ск­ве (1909) мо­ти­вы неоклассицизма со­че­та­ют­ся с ком­по­зиционными приё­ма­ми мо­дер­на. В 1910-х гг. неоклассицизм на­ло­жил от­пе­ча­ток на об­лик круп­ных со­ору­же­ний – бан­ков (Азов­ско-Дон­ской банк в С.-Пе­тер­бур­ге, арх. Лид­валь, 1907–13), до­ход­ных до­мов (дом Тол­сто­го на на­бе­реж­ной р. Фон­тан­ка в С.-Пе­тер­бур­ге, Лид­валь, 1910–12), му­зе­ев (Му­зей изящ­ных ис­кусств в Мо­ск­ве, 1898–1912 (ны­не Му­зей изо­бра­зи­тель­ных ис­кусств име­ни А. С. Пуш­ки­на), арх. Р. И. Клейн), во­кза­лов (Брян­ский (Ки­ев­ский) во­кзал в Мо­ск­ве, архи­тек­то­ры И. И. Рер­берг, В. К. Ол­тар­жев­ский, 1914–18), мос­тов (Бо­ро­дин­ский мост в Мо­ск­ве, Клейн, 1912–13) – и в це­лом ос­та­вил за­мет­ный след в ар­хитектурном об­ли­ке российских го­ро­дов. В 1920-х гг. неоклассицизм был от­тес­нён аван­гард­ны­ми те­че­ния­ми в ар­хи­тек­ту­ре, од­на­ко и в это вре­мя по­яв­ля­лись зда­ния, от­ме­чен­ные клас­си­ци­стическими  чер­та­ми: про­пи­леи Смоль­но­го двор­ца в Санкт-Пе­тер­бур­ге (Щу­ко, Гельф­рейх, 1923–25), Гос­банк СССР (Жол­тов­ский, 1927–29). Фо­мин раз­ви­вал кон­цеп­цию «про­ле­тар­ской клас­си­ки», в ко­то­рой уп­ро­щён­ные ор­дер­ные эле­мен­ты со­че­та­лись с ло­ги­кой железобетонных кон­ст­рук­ций (дом об-ва «Ди­на­мо», совм. с А. Я. Ланг­ма­ном, 1928).

Но­вые ус­ло­вия для раз­ви­тия неоклассицизма  в СССР соз­дал про­воз­гла­шён­ный в 1932 по­во­рот к «ос­вое­нию клас­си­че­ско­го на­сле­дия»: неоклассицизм ста­но­вит­ся на 20 лет ма­гист­раль­ным сти­лем советской ар­хи­тек­ту­ры. В 1930-е гг. к про­дол­жав­шим ра­бо­тать до­ре­во­люционным мас­те­рам при­сое­ди­ни­лось но­вое по­ко­ле­ние ар­хи­тек­то­ров (А. Н. Душ­кин, К. С. Ала­бян, Д. Н. Че­чу­лин, М. В. По­со­хин и др.). Ас­пи­ран­ты соз­дан­ной в 1934 АА СССР за­ни­ма­лись уг­луб­лён­ным изу­че­ни­ем клас­си­ки; в 1935–36 груп­па советских ар­хи­тек­торов со­вер­ши­ла по­езд­ку по Тур­ции, Гре­ции, Ита­лии и Фран­ции для зна­ком­ст­ва с ар­хи­тек­ту­рой ан­тич­но­сти, Воз­ро­ж­де­ния и клас­си­циз­ма. При этом док­три­на со­циа­ли­сти­чес­ко­го реа­лиз­ма тре­бо­ва­ла зна­чительной пе­ре­ра­бот­ки ис­то­рических про­то­ти­пов и на­сы­ще­ния их ком­му­ни­стической сим­во­ли­кой. Сре­ди важ­ней­ших по­стро­ек это­го пе­рио­да – стан­ции пер­вых 4 ли­ний Московского мет­ро­по­ли­те­на, со­ору­же­ния ка­на­ла Мо­ск­ва – Вол­га, вклю­чая Се­вер­ный реч­ной во­кзал в Мо­ск­ве (1937, ар­хи­тек­то­ры А. М. Рух­ля­дев, В. Ф. Крин­ский, скульп­то­ры И. С. Ефи­мов и др., ху­дож­ни­ки Н. Я. Дань­ко и др.). В ар­хи­тек­ту­ре 1930-х гг. Н. су­ще­ст­во­вал в со­че­та­нии с ар де­ко (стан­ция мет­ро «Дво­рец Со­ве­тов», ны­не «Кро­пот­кин­ская», ар­хи­тек­то­ры Душ­кин, Я. Г. Лих­тен­берг, 1935), а так­же с чер­тами, унас­ле­до­ван­ны­ми от кон­ст­рук­ти­виз­ма (ком­плекс шлю­за на р. Яу­за, арх. Г. П. Гольц, 1937–39).

Бо­лее мо­ну­мен­таль­ная раз­но­вид­ность неоклассицизма 1930–50-х гг., опи­рав­шая­ся на на­сле­дие русского ам­пи­ра, по­лу­чи­ла впо­след­ст­вии название «ста­лин­ский ам­пир». До Великой Отечественной  вой­ны со­ору­же­ния в по­доб­ном сти­ле строи­лись главным образом в Ле­нин­гра­де (Дом Со­ве­тов, арх. Н. А. Троц­кий, 1936–41), но в послевоенный пе­ри­од он по­лу­чил рас­про­стра­не­ние по всей стра­не как наи­бо­лее под­хо­дя­щий для вы­ра­же­ния па­фо­са По­бе­ды (др. назв. – «стиль "Три­умф"»). При­ме­ра­ми мо­гут слу­жить ре­шён­ные в ви­де три­ум­фаль­ных арок на­зем­ные па­виль­о­ны ря­да стан­ций Коль­це­вой ли­нии Московского мет­ро­по­ли­те­на, многие  эле­мен­ты ан­самб­ля Все­рос­сий­ско­го вы­ста­воч­но­го цен­тра (Центр. вход, 1954, арх. И. Д. Мель­ча­ков; Глав­ный па­виль­он и др.), 7 вы­сот­ных зда­ний в Мо­ск­ве, за­строй­ка Вол­го­гра­да, ул. Кре­ща­тик в Кие­ве, центральных  улиц и пло­ща­дей Мин­ска и др. В 1954 раз­ви­тие неоклассицизма  в СССР бы­ло пре­рва­но ре­фор­мой Н. С. Хру­щё­ва, осу­див­ше­го «из­ли­ше­ст­ва в ар­хи­тек­ту­ре» и про­воз­гла­сив­ше­го пе­ре­ход к ин­ду­ст­ри­аль­но­му до­мо­строе­нию. Впо­след­ст­вии ар­хи­тек­ту­ра советского неоклассицизма  под­вер­га­лась осу­ж­де­нию за свою эк­лек­тич­ность, а так­же как вы­ра­же­ние то­тали­тар­ной эпо­хи. Ны­не про­ис­хо­дит пе­ре­оцен­ка это­го яв­ле­ния: его рас­смат­ри­ва­ют как про­дол­же­ние неоклассицизма 1910-х гг. в спе­ци­фических со­ци­аль­но-ис­то­рических ус­ло­ви­ях.

 

Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна (см.приложение 14) напоминает средневековый английский замок. Его фасад оформлен двумя массивными башнями, поэтому дом и назвали «Домом с башнями». Здание расположено на площади Толстого, центральной частью обращен к Каменноостровскому проспекту, а боковыми фасадами выходит на Большой проспект и улицу Льва Толстого.

Дом с башнями построен в 1913-1915 годах в стиле неоклассицизма при участии двух архитекторов – Розенштейна и Белогруда. Карл Иванович Розенштейн, владелец земельного участка на Петроградской стороне, в 1908 году получил разрешение на строительство Доходного дома. Инженер-проектировщик, преподаватель физики и механики он сам за два года смоделировал основу будущего ансамбля.

Началось строительство, но вскоре Розенштейн понял, что ему нужен помощник и пригласил в соавторы оригинально мыслящего архитектора и художника Андрея Белогруда. Последний отличался любовью к искусству средневековья и поэтому ввел в проект элементы в духе европейской готики.

Архитектор создал совершенно оригинальную композицию по аналогу башен замка Максстоук (Maxstoke) в английском графстве Уорикшир (Warwickshire). Симметричные и шестигранные они поднимаются выше основного массива здания и приковывают к себе взгляды прохожих, идущих по Большому проспекту.

Симметричные шестигранные башни вздымаются выше основного массива здания. Разнообразны очертания оконных проёмов. Окна третьего и пятого этажей со стороны ул. Льва Толстого намеренно сдвинуты по отношению к другим этажам. Углы башен Белогруд подчеркнул рустовкой, а в стене одной из них поместил декоративный циферблат со знаками Зодиака.

На фасаде со стороны улицы Льва Толстого выступают два эркера. Оформление этой части здания со смещёнными рядами окон обусловлено тем, что с этой стороны в новое здание был включён существовавший пятиэтажный дом, который сохранил также и ряд элементов оформления: «романские» окна во дворе, литые ограждения и двери лестничных клеток.

При всей своей живописности здание строилось с повышенным запасом прочности. Междуэтажные перекрытия несли сделанные по специальному заказу многопролётные двутавровые балки. Инженерное оснащение дома соответствовало самым высоким стандартам того времени: в квартирах были газовые плиты, утопленные в пол ванны, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы. Во дворе здания размещался гараж. Внутренняя планировка, выполненная Розенштейном, отличалась компактностью.

Строительство было завершено в 1915 году.

 

Заключение

Изучив такое направление, как историзм, можно смело сказать, что оно действительно сильно повлияло на архитектуру Санкт-Петербурга. Очень много невероятно красивых построек нашего города выполнено в стилях данного направления, все они выглядят очень интересно и приковывают взгляд.

Историзм привнёс некую «свежесть» в архитектурный облик города и подарил известность гениальным архитекторам, работавшим в различных  стилях данного направления.

Петербург оказался некой «столицей» использования исторических стилей, так как большинство известнейших русских архитектурных шедевров историзма находятся именно здесь.


Приложение 1


Опера Гарнье

Париж

1861–1875

 арх. Ш. Гар­нье

 

 

Приложение 2

 


Витториано

Рим

1885–1911

 арх. Дж. Сак­ко­ни

 


 

Приложение 3


Дворец правосудия

Рим

1888–1910

 арх. Г. Каль­де­ри­ни

 


 


Приложение 4

Дворец Белосельских-Белозерских

Санкт-Петербург

1847–1848

                                 арх. А. И. Шта­кен­шней­дер


 


Приложение 5

Мариинский дворец

Санкт-Петербург

1839-1844

                                 арх. А. И. Шта­кен­шней­дер

 


 


Приложение 6

Особняк Т.П. Дылёва

Санкт-Петербург

1849

Арх. И.А. Монигетти


 


Приложение 7

Доходный дом Жеребцовой

Санкт-Петербург

1860

арх. Л.Ф. Фонтана


 


Приложение 8

Школа изящных искусств

Париж

1830-е гг.

арх. Ж. Ф. Дю­бан


 

Приложение 9


Боварская государственная библиотека

Мюнхен

1832–1843

арх. Ф. фон Герт­нер


 

Приложение 10

Особняк Кочубея

Санкт-Петербург

 1853—1857

арх. Г.Э. Боссе

 


 

Приложение 11


Николаевский дворец

Санкт-Петербург

1853-1861

                               арх. А. И. Шта­кен­шней­дер

 

 


 

Приложение 12


Здание Министерства государственных имуществ

Санкт-Петербург

1844-1850

арх. Н.Е. Ефимов


 


Приложение 13

Дом министра государственных имуществ

Санкт-Петербург

1847-1853

арх. Н.Е. Ефимов

 


 

Приложение 14

Дом с башнями

Санкт-Петербург

1913-1915

арх. К.И. Розенштейн, А.Е. Белогруд


 















Список литературы и другие источники

Архитектура Петербурга середины XIX века А.Л. Пунин 1990 год

Сайт https://www.citywalls.ru

Сайт https://bigenc.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: