Конспект
Метод анализа – это метод психологии, который дает возможность сделать выводы о психологических особенностях субъекта на основе изучения объективных продуктов деятельности.
Разновидности метода
Наиболее распространенным продуктом деятельности человека является текст.
Одним из методов анализа документов является контент-анализ. Назначение метода заключается в том, чтобы исследователь мог осмыслить текст, передаваемый в процессе коммуникации.
Контент-анализ – метод психологического изучения текстов, по содержанию которых можно судить о психологии авторов текстов или тех людей, о которых в них говорится.
Стандартными единицами в контент-анализе являются:
1) слово, термин, символ;
2) целостное сообщение;
3) тема;
4) персонаж;
5) автор;
6) законченная мысль или суждение.
Метод контент-анализа может использоваться в качестве основного, параллельного и вспомогательного метода.
Для психолога в равной степени может быть важно то, что вошло в содержание текста и то, что оказалось за его пределами.
Необходимые условия при организации анализа продуктов деятельности: четкая формулировка цели исследования; выбор испытуемых в соответствии с целью исследования; создание одинаковых условий для всех людей изучаемой группы; создание и поддержание естественных условий; разработка способов фиксации процесса создания продукта; разработать и заучить наизусть в случае необходимости вопросы к исследуемому человеку с целью беседы о полученном продукте; разработка критериев оценки полученного продукта в соответствии с поставленной целью исследования.
Достоинства анализа продуктов деятельности:
· За короткое время собирается достаточно большой фактический материал не только у одного ребенка, но и группы детей.
· Возможность получать качественные и количественные характеристики особенности психики детей метода.
· Возможность многократного повторения.
· Сохранение естественности, что означает – ребенок не знает, что с ним проводится исследование.
Недостатки продуктов деятельности:
· Применение возможно только тогда, когда ребенок уже овладел определенным видом деятельности;
· Обработка полученных данных трудна. Это связано с необходимостью наличия специально разработанных схем анализа. Умение исследователя выделить все психологические особенности полученного продукта.
Контент-анализ
«Пет-терапия: как животные нас лечат».Статья доступна https://psychojournal.ru/article/920-pet-terapiya-kak-zhivotnye-nas-lechat.html
Пет-терапия (от английского pet - домашнее животное, питомец), зоотерапия, анима-лотерапия - разные названия метода, смысл которого состоит в терапевтическом воздействии на человека с помощью животных. С каждым годом он становится все популярней. Животные «учат» детей читать и общаться, дают поддержку старикам, помогают взрослым разобраться в себе, помогают преодолеть стресс и другие психологические проблемы.
Джонни и Джингл: рождение метода
Впервые собаки-терапевты появились в больнице для душевнобольных, которую в 1796 году открыл британский филантроп Уильям Тьюк. Лечение там было основано на принципах гуманизма, и присутствие собак, как отмечали врачи, положительно влияло на больных: у них снижались проявления агрессии и частота приступов. Но как метод пет-терапия сложилась только во второй половине XX века. Идею предложил психотерапевт из Нью-Йорка Борис Левинсон (Boris Levinson). Среди его пациентов был Джонни, 9-летний мальчик с аутизмом, который с большим трудом шел на контакт. Однажды в кабинет неожиданно забежала собака Левинсона, Джингл. Ребенок вдруг подошел к ней и начал гладить. Родители Джонни попросили, чтобы собака присутствовала и на следующих сеансах. Левинсон был удивлен, насколько успешней пошла работа. Это навело его на мысль использовать собак и кошек в детской психотерапии. Сначала коллеги поднимали Бориса Левинсона на смех. Критика стихла, когда из опубликованных документов стало известно, что Фрейд нередко позволял своей чау-чау Йофи присутствовать на сеансах и считал, что она помогает установлению доверия с пациентом. Спустя 10 лет Левинсон провел опрос среди коллег и выяснил, что из 319 психологов 16% используют в работе «ассистентов»-животных...
Что это такое?
Любой владелец домашнего питомца знает, как благотворно тот влияет на психологическое (а иногда и физическое) состояние хозяина. В некотором смысле все мы, хозяева животных, подвергаемся их воздействию. Такую спонтанную анималотерапию называют ненаправленной. Однако о терапии в полном смысле мы говорим, когда ее проводит профессионал по разработанным программам с участием специально отобранных животных - кошек, кроликов, лам, лошадей, дельфинов. Бесспорное лидерство среди животных-терапевтов принадлежит собакам. Терапия с их участием называется канистерапией.
«Она находится на стыке реабитологии, психологии и педагогики, - объясняет канистерапевт Ника Могилевская. - Например, ребенку после операции нужна лечебная физкультура, а он отказывается. В компании с собакой-терапевтом он будет заниматься с удовольствием». Канистерапевты приезжают в школы и библиотеки, чтобы помочь детям научиться читать: ребенок охотно читает вслух собаке, которая его терпеливо "слушает", "не замечает" ошибок и никак не оценивает. Спектр показаний для канистерапии очень широк. Это люди с ограниченными физическими возможностями, с аутизмом и ДЦП, нервно-мышечными и психическими заболеваниями. Собак используют в лечении депрессий, расстройств пищевого поведения, психологических травм и страхов.
В чем их сила?
Когда речь идет о психологии или психиатрии, зоотерапия выступает как вспомогательный метод: специалист использует животных как дополнительный инструмент в работе. Почему эти помощники эффективны? «В аналитической психологии архетип собаки воплощает мужское начало, преданное служение, забвение собственных интересов ради чужих, чувство долга, -объясняет Ника Могилевская. - В нашей генетической памяти она ассоциируется с доверием, защитой, заботой». Она рассказывает об исследовании, в котором детям от года до полутора показывали симпатичных животных и различные предметы. Улыбку у всех без исключения детей вызвала только собака. «Собака принимает нас такими, какие мы есть, не оценивая, - продолжает аналитический психолог Галина Черкасова, организатор программы обучения пет-терапии для психологов. -Этот искренний контакт помогает нам восстановить связь с собой, получить доступ к своим ресурсам, к источнику силы внутри себя».
Как их выбирают?
«Терапевтами могут стать только собаки определенного психотипа, - рассказывает Ника Могилевская. - Они устойчивы к внешним раздражителям, спокойно реагируют на большое количество людей (ведь они работают и в группах), на резкие движения и звуки, умеют быстро выходить из стресса (например, если их что-то напугало). Наконец, они любят людей». В процессе терапии собака тоже испытывает переживания и устает, и после сессии или группового занятия ей требуется реабилитация.
Собаку подбирают под конкретного клиента. «Например, для детей с ДЦП мы берем флегматичную собаку, на которую можно поставить ногу, полежать на ней. Если ребенок боится собак - выбираем маленькую и спокойную, которая не будет прыгать и лаять. Гиперактивные дети не обратят внимания на смирное животное, им подходят веселые, игривые, с которыми они могут попрыгать, выпустить энергию». Взрослые клиенты воспринимают большую собаку как компаньона, друга. Иногда о чем-то мучительном клиент не в силах рассказать психотерапевту, но он может сделать это, обращаясь к собаке. А маленькие собаки, которых так и тянет потискать, подходят женщинам, которые не реализовали свое материнство.
Как они работают?
Когда на терапию приходит ребенок, на сеансе могут работать двое взрослых -психолог и хозяин собаки, канистерапевт. (Есть и психологи, работающие со своей собакой.) Со взрослым клиентом психолог работает один: здесь третий будет лишним. «Нередкая ситуация: клиент приходит с одним запросом, а истинный запрос у него другой, - добавляет Ника Могилевская. - И присутствие собаки помогает ему это увидеть. Описан случай, когда клиентка обратилась с проблемой, связанной с работой. В какой-то момент шпиц, находившийся в кабинете, подбежал к зеркалу и стал на него лаять. Увидев эту сцену, клиентка поняла, как много у нее внутри агрессии, которую она не может высказать. Пес как будто сделал это за нее». «Сложность для психолога в том, что ему нужно уметь направить внимание как на клиента, так и на собаку, он должен разбираться в ее психологии и уметь расшифровывать ее поведение», - говорит Галина Черкасова. Собака, по существу, выступает как посредник между клиентом и психологом. «Клиенту она помогает расслабиться, получить поддержку и открыться, психологу дает важную информацию о клиенте, - продолжает эксперт. - Например, если она вдруг начнет скулить, тявкать или метаться, для нас это может быть знаком, что клиент испытывает тяжелые переживания». Собака позволяет психологу, минуя рациональные, часто ложные, рассуждения, сразу идти в глубь проблемы.
Другие виды зоотерапии
Инпотерапия
Метод реабилитации с помощью лошадей рекомендуется людям, страдающим психическими и поведенческими расстройствами. Повышает психологическую устойчивость, снижает проявления депрессии и тревоги.
Фелинотерапия
Кошки прекрасно снимают стресс и восстанавливают наше душевное равновесие. «Отец» фелинотерапии, ветеринар из Тулузы Жан-Ив Гоше (Jean-Yves Gauchet) утверждает, что мурлыканье кошки способствует выработке «гормона счастья» серотонина. Однако фелинотерапия не получила широкого распространения: кошки - домоседы и на новом месте, например в психологическом центре, могут повести себя непредсказуемо.
Дельфинотерапия
Считается, что плавание с дельфинами показано людям с аутизмом, синдромом Дауна, детским церебральным параличом.
Наиболее часто встречающиеся ключевые слова:
| Ключевое слово | Количество раз |
| Терапия | 11 |
| Помогает | 7 |
| Метод | 6 |
| Проблема | 4 |
| Стресс | 4 |
Дифференциальный алгоритм включает в себя следующие блоки:
1. Ключевые слова. (Слова, раскрывающие главные мысли автора) – автор говорит о том, как пет-терапия помогает людям преодолеть различные проблемы.
2. Смысловые ряды. (Ряды ключевых слов, выражающих основополагающие идеи автора) – основополагающие идеи автора состоят в том, что зоотерапия выступает как вспомогательный метод: специалист использует животных как дополнительный инструмент в работе с клиентом,потому что влияние животных очень эффективно.
3. Доминанта. (Определяющие подход автора к рассмотрению данной проблемы) –этот метод, смысл которого состоит в терапевтическом воздействии на человека с помощью животных, с каждым годом становится все популярней. Животные «учат» детей читать и общаться, дают поддержку старикам, помогают взрослым разобраться в себе, в своих психологических,и не только, проблемах.
Сравнение основных понятий
| Терапия | Метод | Проблема | Стресс |
| процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания или травмы | способ достижения какой-либо цели. Является авторским, созданным конкретной персоной или группой персон, научной или практической школой. | Проблема, который носит психологический характер, то есть "внутренний" для человека, связанный с его картиной мира, ценностной сферой, противоречивыми потребностями, запутанными межличностными отношениями и т. п. | это состояние человека, которое возникает как реакция на любые события, с которыми человеку трудно или невозможно справиться. |
Вывод: Животные, на самом деле, очень тонкие психологи. Они умеют определять наше настроение, и даже те места, где сосредоточена боль. Они, в отличие от многих людей, могут слушать, не осуждают и понимают. Все это крайне важно для человека, особенно для того, кто испытывает определенные психологические проблемы. Общение с животными помогает в лечении людей, страдающих физическими или психическими заболеваниями.






