Формы проявления девиантного поведения

При всей относительности понятия «девиантное поведение» за ним тем

не менее скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах:

· пьянство и алкоголизм;

· токсикомания и наркомания;

· суицидальное поведение;

· проституция;

· девиантное поведение по почве сексуальных отклонений;

· побеги из дома и бродяжничество;

· вандализм.

Как показывает анализ ряда психолого-педагогических источников, распространёнными особенностями, характерными для подростков с девиантным поведением, является состояние психологической изоляции, низкий уровень социализации, отставание в развитии, различного рода нарушения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция, недифференцированность образа «Я», рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Помимо этого, у рассматриваемого контингента подростков учёными выделяются следующие специфические социально-психологические особенности: отсутствие опыта нравственного поведения; извращение или неверное понимание таких социальных ценностей, как дружба, любовь, смелость и пр.; неадекватно завышенная или заниженная самооценка; неправильное отношение к системе нравственных норм (безнравственное поведение – собственное или окружающих лиц – оценивается как нормальное, соответствующее общественным установкам); ситуативность психологического настроя, связанная с недостаточным социальным опытом индивида и выражающаяся в податливости его поведения внешнему воздействию.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами и факторами.

1. Социальные причины. Социальные условия играют определенную роль в происхождении преступного поведения. К ним, прежде всего, относятся:

· малые социальные группы (прежде всего семья, группа сверстников);

· школа;

· многоуровневые общественные процессы (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни).

К социальным причинам так же следует отнести социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, нестабильность социально-экономической ситуации, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу.

2.Морально-этические причины: низкий морально-нравственный уровень современного общества; его бездуховность; утрата моральных ценностей; равнодушие общества ко многим детским проблемам; процветание среди населения алкоголизма и наркомании.

3.Социально-педагогические причины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе; падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.

4.Семья как причина девиантного поведения. В семье факторами риска следует рассматривать такие характеристики семьи как: характер взаимоотношений и общения в семье; воспитательный потенциал семьи; структуру семьи; социально-бытовые условия; психологический микроклимат; образовательный и культурный уровень родителей.

Семьи с противоречивыми требованиями к детям, гиперсоциальные, гипосоциальные, педагогически несостоятельные могут стать причиной девиантного поведения детей и подростков. Вместе с тем доказано, что криминальная активность подростков не зависит от материального благополучия семьи. Мировая статистика такова: 50% - дети из неблагополучных и малообеспеченных семей и 50% - дети, с отклоняющимся поведением, которые воспитывались в вполне благополучных семьях.

Формированию девиантного поведения способствует наличие следующих факторов в семье: употребление родителями спиртных напитков; отсутствие контроля над подростком (54%); жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи (48%); трудное материальное положение (20%); нахождение родственников в местах лишения свободы (13%); отсутствие одного из родителей в семье (11%); усиленный контроль и опека над подростком (8%).

5. Как самостоятельную причину следует рассматривать неформальные группы сверстников. Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.

6.Особенности подросткового возраста. Подростковый и юношеский возраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:

· внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»;

· пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый;

· стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения

7. Биологические факторы. Они выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особен­ностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адап­тацию.

Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение, не существует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не с социально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:

· Генетические факторы. По наследству передаются некоторые болезни, в частности, такие как шизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы; нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.

· Психофизиологические факторы. В последнее время увеличивается влияние на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций, экологического фактора, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.

· Физиологические причины. Нарушение речи, дефекты речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативное отношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка в группе сверстников, в коллективе.

8. Психологические факторы связанны с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.

9. Социокультурные причины связаны с расслоением общества, восприимчивостью молодежи и подростков ко всему новому и некритичностью восприятия этих норм поведения, стремлением к замещению режимного поведения.

10. Личностный фактор. Наиболее опасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Исследования американского психолога Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.

 

Современная ситуация развития российского общества сопровождается негативной тенденцией - ростом девиантных отклонений в поведении различных категорий населения. Наиболее остро проблема девиантного (отклоняющегося) поведения стоит в такой возрастной категории, как подростковый и юношеский этапы возрастного развития.

Оценивая то или иное поведение подростка как девиантное, необходимо учитывать следующее:

- общепринятый образ жизни в широком значении этого понятия, как совокупность типичных для данного общества форм жизнедеятельности людей, способов удовлетворения ими своих потребностей;

- часто повторяющиеся ситуации, в которых находится ребенок, и которые предъявляют к его поведению определенные требования;

- личностные особенности самого ребенка, особенности развития его личности на конкретном возрастном этапе.

Проанализировав литературу, приходим к выводу, что взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: