На Руси учились так. На примере истории Ичалковской школы

В фондах Ичалковского краеведческого музея сохранилась рукописная выписка из Нижегородского архива – исторический отчет о работе Ичалковского начального училища, составленный учителем Иваном Миловским ещё в 1889 году.

 Опираясь на эти сведения, мы узнаем, что «История Ичалковской школы насчитывает 173 года. В далёком 1847 году в Ичалках Палатой Государственных имуществ было открыто народное училище. Расположилось оно в доме священника Николая Миловского за плату от той же Палаты, с 1864 года училище стало содержать земство. Отдельное помещение училище получило лишь в 1877 году, когда ичалковские крестьяне сообща поставили дом, обошедшийся им в 200 рублей.

С 1847 по 1877 год учительствовал в школе местный священник Николай Миловский. В помощники он обыкновенно нанимал какого-нибудь грамотного крестьянина. По всей видимости, учение велось беспорядочно и не слишком грамотно «по причине невнимательности учителя и его слабого характера». Постаревшего Николая Миловского сменил молодой учитель Яблонский, «это был человек с малым образованием, почти бездарный, в течение года своей службы он будто бы не мог ни одного ученика выучить читать, он не мог даже верно произнести, списать заглавие с книги, когда выписывал их в каталог».

Но Яблонский в Ичалках не задержался, уже через год в училище была назначена учительница Воронцова, «первая основательница правильного обучения в школе, при ней были впервые выпущены ученики со свидетельствами на льготы по воинской повинности». Через два года её сменил Померанцев, «это был самый лучший по преподаванию учитель». Но и он отработал всего три года.

Померанцева сменила учительница Успенская, а через год – Ласточкин, оставшийся на три года, «при котором дело в школе велось тоже не совсем хорошо, вследствие того, что он занимал совместно с учительской должностью должность дьячка».

Чехарда с учителями прекратилась лишь в 1886 году после прихода в училище Ивана Миловского, сына местного священника Флавия Миловского. Он проработал в училище длительное время и именно от него мы узнали об особенностях существования училища во второй половине Х1Х века.

Помещение училища, построенное в 1877 году, представляло собой одноэтажную деревянную избу, крытую тёсом, с одной классной комнатой (площадью примерно в 47 кв. метров), с 6 окнами, двумя кирпичными печами. Но в этом помещении занимались все классы начального училища. Естественно, оно не было приспособлено для большого количества учеников. При школе находилась и комната для учителя площадью в 18 кв. метров, также казавшаяся тесной.

На конец 1880 года в училище обучался 51 ученик, из них 42 мальчика и 9 девочек. Нужно отметить, что большинство девочек обучались грамоте в церковноприходской школе и только самые смелые и смышлёные выбирали начальное училище.

Население Ичалок составляла тогда мордва, но обучение велось на русском языке. Инспектор, побывавший в это время в училище, отметил удовлетворительные знания учащихся по всем предметам, несмотря на то, что постоянно менялись учителя и в перерыве между их сменой ученики подолгу не занимались (при этом было отмечено, что это – заслуга священника Флавия Миловского, который не оставлял учеников без своего присмотра, «просиживал в школе все учебные часы и занимался по всем предметам». Нужно отметить, что Флавий Миловский длительное время занимал в школе должность законоучителя.

Его сын, оставивший обстоятельный отчёт о работе училища в конце Х1Х века (который мы и цитируем в данной статье), отметил ряд сложностей в своём нелёгком труде: одна из самых больших – ученики-инородцы. Ребята- мордва не знали русского языка и их сначала приходилось учить азам разговорной русской речи, и лишь затем приступать к начальному обучению.

Обучение велось в течение трёх лет. Естественно, за это время ученики получали лишь азы необходимых знаний по письму, арифметике, закону Божьему, самые начала знаний по естественным наукам. Необходимость хотя бы двуклассного образования была налицо, но, видимо, не было активных представителей земства, радеющих за образование крестьянских детей.


И лишь в 1917 году в Ичалках было открыто высшее начальное училище. К концу 90-х годов Х1Х века число учеников достигло 80, а учебный год составлял всего 160 учебных дней (т.е. занимались всего около 5 месяцев в году).

Здание, в котором проживал священник Флавий Миловский в селе Ичалки (не сохранилось).

 Учитель получал 200 рублей в год, законоучитель – 35 рублей (напомним, что эту обязанность длительное время исполнял священник Флавий Миловский). На книги и письменные принадлежности земство выделяло 25 рублей в год, за ремонт здания и мебели крестьянское общество платило 10 рублей. Плата за обучение с учеников не бралась. Учебные принадлежности выделялись бесплатно.

Иван Миловский в своём отчёте Министерству просвещения от 1889 года сетовал на то, что книг и письменных принадлежностей недостаточно и что денег на их приобретение выделяется мало. Не было в это время в школе и необходимых пособий: арифметических счёт, карты Российской империи, глобуса и т.д. Учебники высылались сообразно списку, рекомендованному Учебным советом, но помимо него училище и ученики нуждались в самых различных учебниках, художественной литературе, руководстве для преподавателей.

В обычае того времени было преподавание различных ремёсел. По- видимому, отвечая на вопрос, какое из них можно рекомендовать для обучения в училище, Иван Миловский отвечал, что «ремесло подходящее для данной местности указать трудно, потому что здесь почти никаких ремёсел не существует и указать какое из них больше прививается к здешней местности нельзя, только можно сказать, что столярное мастерство, как необходимое в хозяйстве крестьян, могло бы иметь успех с пользой… Совместно со столярным ремеслом можно было бы ввести и более лёгкие рукоделия для младших отделений, например плетение из бересты, соломы, ниток и т.д.»

Следует отметить и тот факт, что ремесел в Ичалках было предостаточно: кузнечное, шорное, бондарное, валяльное… Возможно, эти ремёсла были не так развиты, как в других местах, но опытные мастера в селе имелись.

Из отчёта учителя мы также узнаём, что дети часто пропускали занятия не по болезни, а по причине работы в крестьянском хозяйстве: пасли скотину, нянчились с младшими братьями и сёстрами, работали по найму на железной дороге, на местных помещиков и богачей.

Обучение велось с 8 утра и до 13 часов дня. Зимой ученики приходили в школу на полчаса позже и уходили на полчаса позже. Всего было 4 урока с тремя переменами. Занятия начинались с 15 сентября и заканчивались 15 мая. Учебных дней было 160. Обучение было необязательным, напомним, что в Ичалках в то время насчитывалось более 4 тысяч жителей, следовательно, детей было в разы больше (чем учеников).

В своём отчёте Миловский отмечал, что положение училища «прочное», что «население относится к училищу доброжелательно и в учащихся недостатка никогда не было, а всегда были избытки». Для крестьян учитель был грамотным и знающим человеком, к которому не стеснялись обращаться за советом, с просьбами или с вопросами типа: «Что пишут в газетах?», «Будет ли урожай?», «Почём хлеб в других местах?», «Не проявил ли царь к нам какую-нибудь милость?». Часто расспрашивали учителя о погоде, полагая, что он то непременно знает, будет ли дождь и сколько градусов на улице.

Миловский отмечал растущую потребность крестьянства в духовной пище: ичалковцы всё чаще и чаще спрашивали у учителей исторические рассказы, книги о путешествиях, жития Святых, книги Льва Николаевича Толстого, справочники по сельскому хозяйству, по законоведению, лечебники, календари, учебники и журналы. Маленькая библиотечка сельского учителя и самого училища уже не могла удовлетворить требований жителей (напомним, что общественная библиотека в селе будет открыта лишь через двадцать лет). Авторитет учителя в селе был очень высок, хотя были и недоброжелатели. Прежде всего это относилось к священникам, которые видели в училище конкурента своей церковноприходской школе.

Попечителем Ичалковского начального училища был штабс- капитан гвардии в отставке, местный предводитель дворянства Михаил Алексеевич Философов, потомственный дворянин, избранный сельским обществом. Нужно отметить, что Михаил Алексеевич занимал высокую должность, был в состоянии оказать училищу материальную помощь. Человек он был образованный, обладал великолепной библиотекой, но именно к этим годам относится очень нелестная характеристика Философова известным писателем В.Г. Короленко. В очерке «В голодный год» он оставил о нём воспоминания, как о самодурствующем начальнике, заботящемся в голодные годы о своей репутации, а не о голодающих крестьянах.


В конце Х1Х – начале ХХ века в Ичалковском начальном училище стали Н. Ф Гнидина и Е. С. Чижова.   преподавать другие учителя. Это Н.Ф. Гнидина, Е.П. Юдина, Е.С. Чижова и другие. Очень хорошие воспоминания оставила о себе Надежда Фёдоровна Гнидина. Умная, образованная, отзывчивая, она старалась помочь способным ученикам учиться дальше, поддерживая их на свои средства, уговаривала родителей дать им более высокое образование.

Один из её учеников, Владимир Варламович Верендякин, впоследствии видный государственный деятель Мордовии, вспоминал о своей первой учительнице с большой теплотой: «Мне после окончания в 1911 году с похвальным листом сельской начальной школы очень хотелось учиться дальше. Я даже ходил учиться в зиму четвёртый год. Надежда Фёдоровна, видя мои большие способности и стремление к занятиям, добилась разрешения направить меня на учёбу на казённый счёт в Починковское двуклассное училище. Тут категорически запротестовала мать, заявив, «что учившийся в высшем учебном заведении брат Пётр, затравленный барчуками, предварительно умер, Володю учиться не пущу…»

И далее: «Она (Н.Ф. Гнидина) снабжала нас, молодёжь, книгами, журналами, газетами, позволяла пользоваться личной библиотекой. Мы запросто ходили к ней на квартиру на беседу, на консультацию. Она пользовалась у населения большим авторитетом. Н.Ф. Гнидина приехала в Ичалки молоденькой девушкой. Целиком и полностью отдала себя воспитанию детей и осталась одинокой. В труде, в заботах о школе, ребятах, нуждах крестьян прошла её молодость. Она любила крестьян и ребят, и они отвечали ей взаимностью. Надежда Федоровна Гнидина и её соратница Елена Сергеевна Чижова работали в Ичалках до революции 1917 года. Потом по распоряжению отдела народного образования перебрались в Лукоянов, а затем в Нижний Новгород, где проработали до глубокой старости в Приокском районе г. Горького. Обе стали заслуженными учительницами, награждёнными орденами, депутатами Горьковского горсовета и Приокского района».

Верендякин же оставил зарисовки о том, как приходилось учиться ичалковской молодёжи до революции: «Желание читать книги у молодых ребят было большим. Но достать их попросту было негде, так как в селе Ичалки, где проживало более 5 тысяч человек населения, публичной библиотеки не было. Хотя на базарах продавали календари, небольшие книжки «Конёк – горбунок», «Иван Царевич», но на приобретение их у ребят денег не было, тогда мы с товарищами решили доставать деньги на покупку календарей и книжек путем организации ребят для хождения в рождественские праздники ребят по домам славить к богатым крестьянам, учителям и даже доходили до помещиков и на весь кружечный сбор на очередном базаре покупали календари и книжечки, что было большим праздником для ребят». (Все цитируемые отрывки- Рукопись В.В.Верендякина, собственность Ичалковского краеведческого музея)

В воспоминаниях В.В. Верендякина вырисовывается образ Надежды Фёдоровны Гнидиной – настоящей сельской учительницы, отдавшей всю свою жизнь воспитанию нового поколения и посвятившей себя большой цели – просвещению народа.

Если прибавить к тому, что именно Гнидина и сёстры Чижовы стояли у истоков становления в Ичалках народного театра, который открыл безграмотным крестьянам мир русской литературной классики, неведомый мир большой жизни, то станет ясно, почему из стен Ичалковской школы в начале ХХ века вышло столько замечательных, образованных людей: первая женщина-эрзянка- доктор наук Елена Петровна Куклина- Хрущёва, видный мордовский государственный деятель Владимир Варламович Верендякин, заслуженный учитель МАССР Иван Герасимович Морозов и многие другие.

  После революции в школе наблюдался приток учащихся. Об этом мы узнаём из документа, датированного мартом 1918 года: «Население Ичалковской волости, стремясь дать образование, в 1917 году на свои средства открыло в селе Ичалкове высшее начальное училище, в котором учатся крестьяне не только своей, но и Оброченской и Кемлянской волостей.

Наплыв учеников был настолько велик, что первый класс переполнен, в будущем году нужно ожидать ещё больше желающих учиться, так как теперь уже известно, что придётся обслуживать ещё и Лобасковскую волость, и потому ещё, что народ осознал настоятельную необходимость в образовании, видя в нём единственное спасение в будущем…»

Тяга к образованию у крестьян действительно была велика. Вот так учились ичалковцы сто с лишним лет назад. История Ичалковской школы полностью отображает тенденции развития школьного образования в российской провинции. А перед Ичалковской школой впоследствии стали другие задачи, о которых рассказано было в статье «Из истории Ичалковской школы» и опубликованной  23 и 30 июля 2008 года в газете «Земля и люди».          

    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: