Каким главным требованиям должен отвечать урок истории в специальной (коррекционной) школе?

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ № 9

По дисциплине: Методика преподавания истории в специальной (корекционной) школе

Выполнила: Джелялова Гульзара, группа С(Д)О-17

Тема: Урок истории в специальной коррекционной школе

Вопросы для контроля и обсуждения практической работы:

Каким главным требованиям должен отвечать урок истории в специальной (коррекционной) школе?

Современный урок истории в специальной (коррекционной) школе должен соответствовать ряду требований. Важнейшие из этих требований:

1. Научность содержания, т. е. достоверность исторических фактов и их правильное объяснение, их связь с жизнью. Изучая на уроках материал по истории Родины с древнейших времен до современности, учащиеся получают представления об исторических событиях и явлениях на протяжении различных эпох. Эпизодический характер курса не означает упрощенчества и вульгаризации в освещении событий, оценочные суждения даются с позиций общечеловеческих ценностей и историзма. Научный подход требует использования исторических источников, исторической терминологии, но без превышения сложности материала для учащихся с нарушением интеллекта.

2. Четкое планирование цели, образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач урока и их комплексное решение с учетом особенностей класса. Постановка задач зависит, прежде всего, от темы и содержания урока, и вся методика его проведения должна быть подчинена реализации задач. Например, к уроку по теме «Куликовская битва» могут быть поставлены следующие цель и задачи:

цель – формирование образного представления о Куликовской битве как героическом событии в борьбе народа за независимость;

обучающие задачи:

§ закрепить знания о Москве как собирательнице русских земель и центре борьбы за освобождение страны;

§ показать Куликовскую битву как одно из самых значительных событий в древней истории Родины, положивших начало освобождению Руси от монголо-татарского ига;

§ создать образ Дмитрия Донского как талантливого и мудрого полководца;

§ учить устанавливать причинно-следственные связи;

§ – воспитывать чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу;

коррекционно-развивающие задачи:

§ развивать фактические, временные и пространственные исторические представления;

§ развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, сравнения), причинное мышление;

§ развивать память;

§ развивать устную речь.

3. Связь каждого урока с предшествующими и последующими. Каждый урок истории является определенным звеном в общей системе уроков по теме и в целом курсе. На уроке выявляются из ранее пройденного материала предпосылки, причины, вызвавшие те явления, о которых пойдет речь, и осуществляется подготовка к восприятию следствий, произошедших из-за событий, с которыми учащиеся знакомятся на данном уроке. От реализации этого требования зависит правильное определение задач урока, система формируемых исторических знаний, умений и навыков, выбор типа урока, а также осуществление внутрикурсовых и межпредметных связей в процессе обучения истории.

4. Целесообразный выбор методических приемов, средств и методов обучения. Многообразие задач, решаемых на уроке, определяет и многообразие методов, приемов, средств обучения, подбираемых учителем с учетом познавательных возможностей учащихся специальной (коррекционной) школы, сформированных знаний, умений и навыков, имеющейся материальной базы и т. п. Например, на уроке по теме «Жизнь и труд древних славян» ведущим методом изложения нового материала будет яркий, эмоциональный повествовательно-описательный рассказ учителя, опирающийся на картину «Славянский поселок», а на уроке по теме «Причины распада Киевской Руси» целесообразно использовать объяснение учителя, опирающееся на карту «Русь вXIII (13) в.» и раскрывающее причинно-следственные связи в изучаемом процессе.

5. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся. От удачного сочетания этих форм работы зависит успех урока. Учитель истории должен учитывать как общие закономерности психического развития школьников с нарушением интеллекта, так и особенности их индивидуально-типологические особенности.

Индивидуальный подход помогает развивать те стороны деятельности каждого ученика, которые позволят ему более активно участвовать в общей фронтальной работе на уроке. Осуществляется он на всех этапах урока. При проверке домашнего задания, актуализации ранее пройденного материала опрос слабых учащихся может проводиться по аналогии со средними или сильными, также возможно использование карточек с заданиями разной степени сложности и разными по объему. При изучении нового материала сильным ученикам может быть предложен проблемный вопрос, в то время как все остальные просто будут слушать объяснение учителя. При закреплении нового материала вопросы и задания подбираются учителем с учетом обучаемости учащихся по истории. Домашние задания также могут варьироваться (например, кроме общего задания по учебнику для всех учеников отдельные школьники могут подготовить дополнительные задания: небольшие устные сообщения, доклады, сочинения, отзывы о прочитанных по теме книгах).

6. Организационная четкость урока, т. е. единство всех его элементов, правильный выбор учителем типа, структуры и методики проведения урока. При всем многообразии задач урок истории представляет собой внутреннее единство и законченность. Каждый урок имеет свою тему, которая раскрывается по плану (расчленяется на вопросы). Тема и план сообщаются учащимся и записываются на доске, это помогает поддерживать их внимание на протяжении изложения нового материала учителем, следить за последовательностью событий. Урок истории представляет собой законченное целое не только по содержанию, но и по характеру работы: все умения и навыки учащихся должны быть отработаны непосредственно на уроке. Независимо от типа урока истории, каждый из них состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной, непрерывно связанных между собой. Организационная четкость зависит также от готовности к уроку как самого учителя, так и класса в целом..

7. Создание эмоциональной, творческой атмосферы на уроке, развитие познавательных интересов учащихся. О ряде исторических фактов учащиеся специальной (коррекционной) школы имеют представления, накопленные в пропедевтический период. Поэтому после сообщения учителем темы урока они показывают, что знают об этом и хотят рассказать. Учитель должен поощрять высказывания учащихся и сам должен интересно излагать новый материал, создавая конкретные и красочные образы вместо употребления безликих слов; поддерживать положительный настрой класса и заинтересованное отношение школьников к новой теме, желание больше узнать и дополнительно почитать об изучаемых событиях и исторических героях.

8. Связь материала урока с краеведением. Изучаемые на уроках исторические события часто тесным образом связаны с событиями местной истории как частью общей истории страны. На конкретных примерах родной истории учащимся специальной (коррекционной) школы легче осмысливать и усваивать общеисторический материал, порой представляющийся им пустой абстракцией. Пути введения краеведческого материала в уроки истории могут быть следующими:

§ краеведческий материал может иллюстрировать, конкретизировать, дополнять общеисторический на любом уроке по разным программным темам (например, на уроке «Нападение фашистской Германии на СССР», учитель рассказывает учащимся о первых военных днях в своем городе, крае);

§ могут быть проведены и самостоятельные уроки краеведения (в классе или уроки-экскурсии) в рамках той или иной изучаемой темы (например, по теме «Великая Отечественная война Советского Союза» возможен краеведческий урок «Наши земляки – герои войны»);

§ краеведческий материал может вводиться в повторительно-обобщающий урок при завершении изучения каждой программной темы (например, в повторительно-обобщительный урок по теме «История нашей страны древнего периода» можно ввести краеведческий материал о жизни, труде и борьбе предков, живших в древности на территории края). Этот материал сравнивается с тем, что проходили на уроках по теме, делаются общие выводы и обобщения;

§ необходимо сочетание уроков истории с внеклассной краеведческой работой, углубляющей и расширяющей знания учащихся. Результаты внеклассной работы обязательно должны использоваться в учебном процессе (например, после прослушанной экскурсии ученики выполняют рисунки, составляют фотоальбом, пишут сочинения, все эти материалы могут быть использованы на последующих уроках при закреплении знаний по теме).

9. Результативность урока, т. е. успешное осуществление его основных задач: формирование исторических знаний, умений и навыков, воспитание и развитие учащихся специальной (коррекционной) школы. Результативность – это и эффективность урока, методики его проведения, и перспективы дальнейшего его совершенствования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: