Итоговое тестирование
ВАРИАНТ 1 (выполняют девочки)
1. Итогом «первой волны» приватизации государственной собственности в России (1992-1994 гг.) стало:
А) повышение уровня жизни большинства населения страны;
Б) создание эффективного хозяйственного механизма;
В) возникновение небольшого числа крупных финансово-промышленных групп и финансовой олигархии.
2. Приватизация – это….
А) обесценивание денег;
Б) перевод государственной собственности в частную;
В) новое политическое мышление.
3. Какое событие, связанное с внешней политикой России, относится к 1992-1999 гг.?
А) вступление в блок НАТО;
Б) возведение берлинской стены;
В) вхождение в «восьмёрку» ведущих стран мира.
4. Какие черты не характерны для социально-экономической ситуации в России в начале 1990-х гг.?
А) стабилизация экономической ситуации;
Б) снижение уровня жизни у основной массы населения;
В) обвальный рост инфляции.
5. К понятию «шоковая терапия» относится:
А) либерализация цен;
Б) национализация собственности;
В) коллективизация сельского хозяйства.
6. В современном российском обществе большую часть населения страны составляет социальный слой:
А) бедных;
Б) маргиналов;
В) богатых.
7. Конституционный кризис- противостояние законодательной и исполнительной власти был в:
А) июне 1991 года;
Б) сентябре 1993 года;
В) декабре 1993 года.
8. Проведение референдума по проекту новой Конституции РФ осуществлялось:
А) 12 декабря 1993 года;
Б) 17 декабря 1995 года;
В) 16 июня 1996 года.
9. В 1990-е годы Президенты РФ вступали в должность в результате:
А) избрания Государственной Думой;
Б) назначения Федеральным Собранием;
В) всенародного голосования.
10. Кириенко С.В., Примакова Е.М., Степашина С.В. связывает то, что каждый из них был:
А) министром иностранных дел;
Б) главой правительства РФ;
В) министром внутренних дел.
11. Укажите черту, характерную целям, программе, методам экономической реформы в России в первой половине 90-х годов:
А) спад сельскохозяйственного производства;
Б) денационализация – массовая приватизация государственных предприятий и государственной собственности;
В) сокращение экономического потенциала страны.
12. Подписание Договора о сотрудничестве между Россией и Белоруссией состоялось в:
А) мае 1992 года;
Б) январе 1993 года;
В) апреле 1996 года.
13. Прочтите отрывок из истерического источника и кратко ответьте на вопросы 13.1- 13.3, приведенные после текста.
Из воспоминаний Е.Т. Гайдара.
«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С. А. Филатову — главе президентской админис-трации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить работу Верховного Совета, объявить новые выборы и провести референдум по Конституции. Филатову поручено продумать политический сценарий предстоящих событий. Сергей Александрович сказал, что всё это вызывает у него серьёзное беспокойство. Спросил, какова моя точка зрения.
После того как Верховный Совет открыто проигнорировал ясно выраженную апрельским референдумом волю народа к продолжению реформ и отверг одну за другой все попытки найти между двумя ветвями власти разумный компромисс, неизбежность подобного решения была очевидной. Но выбранный момент не казался подходящим.
...Не могу дозвониться до Грачёва, связываюсь с его первым заместителем. Общее ощущение хаоса и нерешительности только усиливается. Прекрасно понимаю, насколько трудно в сложившейся ситуации задействовать армию.
...Принимаю решение о необходимости обратиться к москвичам за поддержкой.
… Подъезжаем к Российскому телевидению. Вход забаррикадирован. После долгих и настороженных переговоров моей охраны и охраны телевидения нас, наконец, пропускают.»
13.1. Укажите год описанных в воспоминаниях событий и фамилию президента.
13.2. На основании текста и знаний по истории укажите не менее трех причин указанных в воспоминаниях событий.
13.3. Кто из участников конфликта победил в борьбе за власть? На основе текста укажите не менее двух средств, которые были задействованы победившей стороной.
Итоговое тестирование
ВАРИАНТ 2 (выполняют мальчики)
1. В начале 1990-х годов проведение приватизации РФ связанно с деятельностью:
А) Руцкого А.В.;
Б) Хасбулатова Р.И.;
В) Чубайса А.Б.
2. Согласно Конституции РФ 1993 года высшая законодательная власть в РФ принадлежит:
А) Федеральному Собранию;
Б) Конституционному суду;
В) Верховному Совету РФ.
3. Политика либерализации цен проводилась в России под руководством:
А) Кириенко С.В.;
Б) Черномырдина В.С.;
В) Гайдара Е.Т.
4. Первые после распада СССР выборы в Государственную Думы РФ состоялись в:
А) 1990 году;
Б) 1991 году;
В) 1993 году.
5. Понятие «ближнее зарубежье» для России 1990-х годов включает в себя:
А) страны Скандинавии;
Б) только Белоруссию и Украину;
В) бывшие союзные республики СССР.
6. Что из названного характерно для системы образования России в 1990-е годы:
А) введение всеобщего 12-летнего образования;
Б) появление частных учебных заведений;
В) введение религиозного образования в государственных школах.
7. Подписание Декларации об окончании «холодной войны» между Россией и США произошло в:
А) феврале 1992 года;
Б) январе 1993 года;
В) июне 1994 года.
8. Подписание Соглашения о партнёрстве РФ и ЕС состоялось в:
А) июне 1994 года;
Б) августе 1994 года;
В) апреле 1996 года.
9. Что из названного произошло в России в 1993 году:
А) выборы Президента РФ;
Б) издание указа Президента РФ о роспуске Верховного Совета;
В) дефолт.
10. Верхняя палата парламента РФ называется:
А) Совет Федерации;
Б) Государственная Дума;
В) Учредительное собрание.
11. Позднее других произошло событие:
А) избрание Путина В.В. на должность Президента РФ;
Б) финансовый кризис и объявление Правительства РФ о государственном банкротстве (дефолт);
В) принятие ныне действующей Конституции РФ.
12. Главными экспортными товарами России в 1990-е годы стали:
А) золото и меха;
Б) станки и приборы;
В) нефть и газ.
13. Прочтите отрывок из истерического источника и кратко ответьте на вопросы 13.1- 13.3, приведенные после текста.
Из сочинения современных историков О.В. Волобуева и С.В. Кулешова.
«Замыслы и деятельность реформаторов можно вкратце свести к решению следующих задач: "отпустить цены", ликвидировать хронический дефицит продовольствия и товаров, внедрить рыночные механизмы в экономическую сферу, осуществить приватизацию промышленности и объектов недвижимости, создать значительный по численности и по своему общественному значению средний класс. Часть этих задач удалось осуществить, часть — нет.
Поскольку социалистическая экономика была предельно огосударствлена, одним из основных направ-лений реформирования стало ее разгосударствление. Реформаторы стремились к быстрому, необратимому, революционному переделу собственности, исключающему реставрацию социалистических отношений. Процесс замены государственной собственности частной (индивидуальной и групповой) получил название "приватизация". На основе имущества государственных предприятий создавались акционерные общества. Приватизация охватила все стороны экономической жизни: производство, торговлю, недвижимость, включая жилищный фонд. Все делалось для того, чтобы частная собственность вытеснила государственную в самые короткие сроки. Хотя приватизационные чеки (ваучеры) получили все граждане страны, реально приобрести на них ту или иную собственность либо акции предприятий смогли только немногие. Возможности для ее приобретения чаще всего были связаны с высоким постом в государственном или хозяйственном аппарате приватизируемой отрасли (директора предприятий и т.д.)».
13.1. Укажите хронологические рамки периода, о котором идет речь в документе. Какое название получила экономическая политика, проводимая реформаторами в названный период?
13.2.. Раскройте сущность понятий, характеризующих данные экономические преобразования: приватизация, «отпуск цен», акционерное общество, средний класс.
13. 3. На основе текста источника и знаний по курсу истории укажите, какие задачи были решены реформаторами, а какие — нет. Назовите не менее двух причин, нерешенности задач.