Методика воспитательной работы и профессионального обучения

Вопросы к государственной итоговой аттестации по направлению 44.03.04. «Профессиональное обучение (по отраслям)»

 

Общая психология и психология профессионального образования

 

1. Психология как наука и как практическая деятельность; предмет психологии.

2. Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические.

3. Онтология и психология жизни человека. Основные признаки и психологическая характеристика сознания.

4. Понятие о деятельности: действия, операции и средства. Мотивация деятельности. Формирование умений и навыков.

5. Психология личности: понятие, структура и проявления.

6. Возрастные особенности становления личности. Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности.

7. Познавательные процессы: ощущение, восприятие.

8.  Познавательные процессы: внимание, память.

9.  Познавательные процессы: мышление, воображение.

10.  Речь как средство общения и мышления. Развитие речи. Требования к речи педагога.

11. Общение. Виды общения. Роль общения (и его различных видов) в психическом развитии человека.

12.  Понятие группы. Виды групп. Учебная группа и ее особенности.

13. Восприятие и понимание партнера по общению. Перцептивные механизмы общения.

14. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства общения.

15. Общение в педагогической деятельности. Модели педагогического общения.

16. Конфликты в межличностных отношениях.

17. Эмоционально-волевая сфера личности. Саморегуляция деятельности.

18. Индивидуальные особенности личности.  Темперамент и  характер.

19.  Общая характеристика способностей. Задатки. Общие и специальные способности,

20. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера личности.

21. Особенности учебно-профессиональной деятельности. Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания.

22. Психология личности профессионального педагога. Основные требования, предъявляемые к интеллекту, эрудиции, культуре и личности педагога.

23. Понятие об общих и специальных педагогических способностях. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

24. Особенности социально-психологической ситуации личностного развития в подростковом возрасте.

25. Особенности развития познавательных процессов в подростковом и юношеском возрасте. Развитие способностей.

 

Общая и профессиональная педагогика

1. Педагогика как научная область знания о человеке. Система педагогических наук.

2. Задачи педагогики.

3. Профессиональная педагогика как отрасль педагогической науки.

4. Этапы становления научной педагогики.

5. Связь педагогики с другими науками.

6. Характеристика основных категорий общей и профессиональной педагогики.

7. Методология и методы педагогических исследований.

8. Виды и уровни образования в Российской Федерации.

9. Общее понятие о системе образования Российской Федерации. Уровни профессионального образования в Российской Федерации.

10. Закон об образовании Российской Федерации. Место и задачи профессионального образования в системе образования Российской Федерации.

11. Система образовательных учреждений профессионального образования.

12. Структура педагогической деятельности.

13. Понятие педагогической деятельности. Особенности и виды деятельности педагога профессионального обучения.

14. Педагогический процесс в профессиональной школе: сущность и структура.

15. Педагогический процесс: цели, принципы, содержание, формы, методы и средства организации и осуществления педагогического процесса.

16. Сущность, объект, предмет и задачи дидактики. Связь дидактики и методики обучения.

17. Сущность, функции и методологические основы процесса обучения.

18. Структура процесса обучения и характеристика его компонентов.

19. Теория целеполагания.

20. Таксономия целей.

21. Требования к формулировке целей.

22. Сущность и структура содержания образования.

23. Нормативные документы, определяющие содержание образования. Принципы и критерии отбора и структурирования содержания образования.

24. Сущность понятия «метод обучения». Классификации методов обучения.

25. Условия выбора методов обучения.

26. Характеристика отдельных методов обучения.

27. Сущность понятия «форма организации обучения». Классификации форм организации обучения.

28. Характеристика форм организации теоретического обучения.

29. Характеристика форм организации практического обучения.

30. Понятие средств обучения, их классификации.

31. Технические средства обучения.

32. Психолого-педагогические основы выбора средств обучения.

33. Функции и виды контроля в учебном процессе.

34. Методы устного контроля.

35. Методы письменного контроля.

 

Методика воспитательной работы и профессионального обучения

 

1. Содержание воспитательной работы в профессиональных образовательных учреждениях. Нормативно-правовая и учебно-методическая документация, определяющая содержание внеклассной воспитательной работы.

2. Понятие и общая характеристика форм организации воспитательного процесса и их классификация.

3. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Краткая характеристика основных групп методов и условия оптимального выбора методов воспитания.

4. Средства воспитания: понятие, классификация, характеристика.

5. Система внеклассной воспитательной работы в профессиональных учебных заведениях.

6. Сущность и содержание педагогической диагностики в деятельности классного руководителя. Показатели и критерии воспитанности студентов профессиональных учебных заведений. Методы и средства психолого-педагогической диагностики в работе классного руководителя.

7. Планирование воспитательной работы в профессиональных образовательных учреждениях.

8. Методика подготовки и проведения внеклассных воспитательных мероприятий.

9. Анализ результатов работы классного руководителя.

10. Педагогическое общение: понятие и структура. Коммуникативная культура классного руководителя.

11. Общепрофессиональная и специальная подготовка: сущность, задачи, структура и содержание.

12. Факторы, определяющие содержание специальной подготовки.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования: назначение и структура.

14. Учебные планы: назначение и структура.

15. Учебные программы дисциплин: назначение и структура.

16. Тематический план учебной дисциплины: назначение, структура, методика составления.

17. Сущность, задачи и принципы дидактического проектирования.

18. Методика проектирования целей обучения в различных дидактических циклах (раздел, тема, занятие) дисциплин.

19.  Проектирование содержания обучения.

20. Проектирование технологии обучения. Методическая характеристика основных компонентов технологии обучения – методов, форм и средств.

21. Документация по проектированию теоретического обучения.

22. Деятельность преподавателя (технологическая деятельность) по реализации учебного процесса, ее сущность и структура.

23. Система типовых технологических действий преподавателя, их задачи, содержание, алгоритмы, методика реализации.

24. Понятие дидактической системы. Классификация дидактических систем.

25. Технологии обучения. Признаки технологии обучения. Типы и виды технологий обучения.

26. Проблемно-развивающие и личностно-развивающие технологии обучения, их разновидности и особенности применения при изучении дисциплин.

27. Аналитическая деятельность педагога профессионально обучения, ее сущность и структура.

28. Педагогическая рефлексия: сущность, способы и приемы развития.

29. Виды практического обучения в профессиональных учебных заведениях. Их задачи и содержание.

30. Сущность, цели и принципы производственного обучения.

31. Дидактические системы производственного обучения. Понятие, сущность, достоинства и недостатки систем производственного обучения.

32. Формы и методы производственного обучения.

33. Упражнение, виды упражнений и их характеристика.

34. Виды и характеристика инструктажа.

35. Общая характеристика учебно-материальной базы. Система требований к учебно-материальной базе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: