14.05.2020
Тема урока: Обобщение и систематизация программного материала. Соотношения между сторонами и углами треугольника.
На сегодняшнем уроке мы с вами продолжаем повторять весь изученный нами за год материал.
В своих рабочих тетрадях записывайте число (Четырнадцатое мая), тема урока.
Повторить главу IV страницы 69 – 85.
Еще раз напоминаю, как мы решаем задачи по геометрии!
1. Изучив условие задачи – составляем чертеж. Без чертежа трудно решить даже простую задачу, а сложную невозможно.
2. Построив чертеж, нанесите на него все известные данные. Записать дано.
3. Без знания теории, результатов вам не достигнуть. Необходимо запомнить и осмыслить формулы и правила.
Давайте с вами вспомним все, что мы знаем о треугольниках.
Теоретический материал
Треугольники. Виды треугольников.
Теорема 1. Сумма углов треугольника равна 180°.
Теорема 2. Внешний угол треугольника равен сумме двух углов треугольника, не смежных с ним.
Прямоугольный треугольник
|
|
Треугольник называют прямоугольным, если один из его углов прямой.
Свойства:
1. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°.
2. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны 45°.
3. В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы. Обратная теорема верна.
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
В треугольнике:
1. против большей стороны лежит больший угол;
2. против большего угла лежит большая сторона.
Неравенство треугольника
a < b+c
b < a+ c
c < a+b
Каждая сторона треугольника меньше суммы двух других сторон.
Разбор решения задач. Все задачи оформляем правильно, как мы с вами учили! Здесь задачи разобраны, чтобы вы могли посмотреть решение таких задач.
Задача 1. Найдите углы треугольника и определите его вид.
Используем теоремы:
Т1 Сумма углов треугольника равна 180°.
Т2 Внешний угол треугольника равен сумме двух других, не смежных с ним.
Решение:
1 способ.
∠ВАС = 180° – 110°=70° смежные углы.
∠С = 180° – 70° – 40°=70°.
∆ АВС – равнобедренный, т. к. углы при основании равны
∠ВАС = ∠С = 70°.
2 способ.
∠С = 110° – 40° = 70°, т.к. внешний угол равен ∠В + ∠С.
Ответ: 40°, 70°, 70°.
Задача 2. Периметр треугольника равен 32 см, а одна из сторон равна 8 см. Найдите две другие стороны треугольника.
Используем неравество треугольника: каждая сторона ∆ меньше суммы двух других.
Решение:
Если ∠1 = ∠2, то ∠ВАС = ∠ВСА, т. е. ∆АВС – равнобедренный.
Пусть АВ = ВС = 8 см. Т. к. Р = 32 см. то АС = 16см. ∆ не существует, не выполняется неравенство треугольника 8+8 =16.
|
|
Пусть АС = 8 см, тогда АВ = ВС = (32 – 8): 2 = 24:2=12.
Такой треугольник существует.
Ответ: 12 см, 12 см, 8 см.
Задача 3. В прямоугольном ∆АВС биссектриса АК = 20, внешний угол ∆ АВС равен 150°. Найти: СК, ВК, ВС.
Используем свойство: В прямоугольном треугольнике катет, лежащий против угла в 30°, равен половине гипотенузы.
Решение:
∠АВС = ∠ВАС = 90° ‑ 30°= 60°.
∠САК = ∠ВАК = 60°/2 = 30°, т. к. АК биссектриса.
∆АСК = ∠САК = 30°, следовательно, СК =20: 2 = 10(см).
∆АКВ ‑ равнобедренный т.к. ∠КАВ = ∠АВК = 30° значит, ВК = АК = 20 (см).
ВС = 10 + 20=30 (см).
Ответ: 10 см, 20 см, 30 см.
Задача 4. Решаете сами! Используя рисунок, запишите дано. Найдите АС.
Вначале рассмотрите DАВС, найдите ÐВ. Теперь рассмотрите DВСЕ, найдите угол СВЕ и найдите ВЕ. Далее вам известен ÐВ и ÐСВЕ, найдите ÐАВЕ. Посмотрите на DАВЕ и сделайте вывод: какой он, тогда найдете АЕ. Вам останется сложить АЕ и ЕС.
Задача 5. Найти Ð BAD, исходя из рисунка. Решаете самостоятельно!
В задаче № 308 рисуйте рисунок так, чтобы он соответствовал условию! Если угол В равен 120 градусов, то этот угол тупой, значит у вас на рисунке он должен быть тупым! Далее рассмотрите DАВС, найдите ÐА и ÐС, пользуясь тем, что данный треугольник равнобедренный. Расстояние от С до прямой АВ – это перпендикуляр, значит вы получите два прямоугольных треугольника.
Домашнее задание. Повторить главу IV страницы 69 – 85.