Основа философской системы Гегеля

Философская система и метод Г. Гегеля.

Введение

Гегель по праву считается одним из величайших немецких мыслителей, вознёсших немецкую философию на невиданную высоту. Многие исследователи считают, что именно Гегель довёл до ума, начатую Кантом идею.

Его учение оказало огромное влияние на всех философов, живших в его время. И даже сейчас, выстроенная Гегелем философская система, сохраняет большое влияние. Часто можно услышать, что именно при нём, немецкая философия достигла пика в своём развитии. Определённо это будет преувеличением, однако влияние его на немецкую мысль действительно огромно.

 

Краткая биография

· Георг Фридрих Вильгельм Гегель появился на свет 27 августа 1770 года в немецком городке Штутгарт, в семье государственного чиновника.

· В 1788 году он начал свою учёбу в Тюбингенском институте, который закончил в 1793. В университете он уделял много внимания теологии и философии. Будучи всего лишь 20-ти летним студентом, Гегель защитил магистерскую диссертацию, став магистром философских наук.

· После окончания университета он 6 лет работал в качестве домашнего учителя в Берне и во Франкфурте-на-Майне. Всё свободное от работы время, Гегель тратил на написание своих сочинений и был полностью погружён в книги.

· В январе 1801 года он получил должность приват-доцента Йенского университета и возможность читать лекции. Однако это занятие давалось ему с трудом, и он не был популярен у учеников.

· В 1805 году ему присвоили должность экстраординарного профессора в том же Йенском университете, где в 1806-м написал одну из своих самых знаменитых работ «Феноменология духа».

· В 1808-м ему предложили занять пост ректора в Нюрнбергской гимназии, он с удовольствием согласился и с радостью переехал.

· В 1816 году получил приглашение на должность штатного профессора философии сразу от трёх университетов: Эрлангера, Гельдерберга и Берлина.

· Он выбрал Гельдерберг.  Затем обосновался в Берлинском университете, выполняя обязанности заведующего кафедрой философии.

· Его взгляд на философию права, а также именно Гегелевское понимание государственного строя понемногу начали становиться государственной идеологией.

· В 1821 он выпустил свою новую работу, которую назвал «Философия права».

· В 1830 занял место главы Берлинского университета

· В 1831 получил от действующего монарха особую награду за достойную службу государству немецкому.

· В августе того же года Гегель умер от холеры.



Основа философской системы Гегеля

Философская система Гегеля строится на кантовских идеях.

У Канта камнем преткновения был чистый разум, который был избавлен от всего чувственного, материального и даже опытного. Канта интересует возможность самопроизвольного познания мира чистым разумом, не привлекая категории опыта.

Гегель придерживается совершенно иного мнения. Он считал, что наше опытное познание - необходимая категория для понимания сути вещей. Гегель даже сравнивал систему познания Канта с человеком, который хочет научиться плавать, не входя в воду. Исходя из этих принципов, Гегель формулирует свой основной философский принцип – Принцип тождества мышления и бытия.

Из этого принципа следует то, что наши эмпирические знания встраиваются в структуру нашего мышления. Через наши методы познания природа открывает нам какую-то свою часть; её ноуменальная сущность как бы просвечивается через явление (феномен).

 

«Абсолютная идея»

Гегель называл свою философскую систему «абсолютным идеализмом». Творческой силой Гегель признает лишь мысль, дух, идеальное. Он утверждал, что в основе действительности лежит «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух».

«Абсолютная идея» («мировой разум») — это деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию природного и духовного мира. Деятельность «абсолютной идеи» заключается в мышлении, цель — в самопознании.

Процесс самопознания «абсолютной идеи» включает три этапа:

1. Пребывание «абсолютной идеи» в самой себе, в стихии чистого мышления (логика, в которой «абсолютная идея» находится сама в себе и через законы диалектики раскрывает свое содержание; логика как наука о себе и для себя).

2. Развитие природы как иного бытия «абсолютной идеи» (природа — «окаменевший дух» представляет собой внешнюю реальность «абсолютной идеи», ее проявление; философия природы — наука об идее иного бытия «абсолютной идеи»).

3. Развитие общества и человеческого сознания (духа) (снятие природного проявления— «окаменевшего духа», возвращение идеи к самой себе, познание «мировым духом» самого себя через достижение абсолютной истины, после чего развитие заканчивается; философия духа как наука об идее, возвращающейся в самое себя из своего инобытия – «абсолютный дух»).

Восхождение от абсолютного к конкретному – общий принцип развития абсолютной идеи.

Высшая ступень развития – «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления само себя.

Движение «абсолютной идеи», а, следовательно, и всего предметного мира имеет свое начало и конец, замкнуто в определенный круг.

 

Философская систе­ма

Философская систе­ма Гегеля состоит из трех частей:

1) Логики

2) Фило­софии природы

3) Философии духа.

Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени суще­ствования этой науки (т. е. начиная с Аристотеля). По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объектив­ная— учение о диалектическом саморазвитии Абсо­лютной идеи (мирового Духа, Бога).

Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Аб­солютной идеи. (Тем самым философ-идеалист разде­ляет религиозный, теологический взгляд на матери­альный мир как творение Бога). Как «среднее звено» системы, природа опосредует связь между Богом и че­ловеком, человеческой историей и культурой.

Философия духа — это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:

1) субъективный дух —  индивидуальное сознание;

2) объективный дух — воплощение («объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе и

3) абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).

 

Законы диалектики

Гегелевские законы диалектики являются важнейшим достижением немецкого мыслителя и призваны служить лучшему пониманию общества и в принципе любых процессов, связанных с человеком

Закон перехода количественных изменений в качественные

Этот закон можно назвать самым всеобъемлющим. Он описывает все процессы, происходящие со всеми вещами в мире, количественные и качественные изменения можно увидеть абсолютно в каждом аспекте нашей жизни.

Закон характеризуют 4 термина:

· Количество – то, что внешне определяет предмет. Это те параметры, которые позволяют нам зафиксировать наличие предмета в пространстве и времени.

· Качество определяет внутренние характеристики предмета.

· Мера выступает в роли синтеза количества и качества. Это понятие олицетворяет изменение количественных характеристик с сохранением качественных.

· Скачок – это то, с помощью чего осуществляется переход из одного качественного состояния в другое.

Закон двойного отрицания

Формируя закон двойного отрицания, Гегель утверждает, что понимание мира человеком, идёт по спирали, постоянно восходя вверх. Причём относится это не только к миру, но и к нашему собственному развитию.

В гегелевском диалектическом отрицании присутствуют три условия:

1. Преодоление старого, заключающееся в возникновении новых более высоких форм развития

2. Преемственность – новые формы содержат самые лучшие и полезные характеристики старых

3. Утверждение нового

Эти три условия справедливы и для нашего собственного развития. Ведь каждое наше новое знание базируется на полученном когда-то давно или недавно, предшествующем и служит ступенькой для поднятия нашего познания на новый уровень.

Закон единства и борьбы противоположностей

Этот принцип можно назвать основополагающим во всей философии Гегеля, так как она строится именно на борьбе противоречий и последующем переходе их в синтез.

Ключевыми понятиями, определяющими этот закон будут:

1. Тождество. Выражает равенство объекта самому себе.

2. Различие соответственно выражает неравенство объекта себе самому.

3. Противоположности выражают те характеристики объекта, которые полностью друг от друга отличны, однако они вполне могут быть частью одного целого и друг с другом сосуществовать.

4. Противоречия. У каждого утверждения должна быть иная сторона, этому утверждению противоречащая, которая будет его полной противоположностью.

Заключение

Хоть и гегелевская система довольно сложна для понимания, лежащая в её основе тройственная структура, несомненно, достойна рассмотрения. В основе его философской системы лежит единство и в то же время борьба противоположностей, без которой никакое развитие не представляется возможным. Подобный конфликт, конечно, не делает нашу жизнь проще, но именно благодаря ему возможен переход на более высокие уровни развития.

В философии Гегеля много спорных моментов, в том числе сама его метафизическая система, однако истинной задачей философии Гегеля было научить нас не принимать поспешных решений и стремиться к конкретному знанию о том, что нам действительно важно. А также раскладывать любой интересующий нас вопрос на составные части. Желательно на 3, как сам Гегель любил это делать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: