Государство в условиях рыночной экономики

Контрольная работа по обществознанию

Дата__________

 

ФИО____________________________________________________________________

Группа__________________

 Часть 1

 

1. Укажите неверный признак права

1) устанавливает только государство 3) носят не обязательный характер

2) государство гарантирует их реализацию 4) закрепляет существующий строй

 

2. Укажите, какая из перечисленных отраслей права относится к публичному праву

1) гражданское право 3) семейное право

2) финансовое право 4) предпринимательское право

 

3. Укажите, в каком из документов было впервые закреплено естественное право

1) Конституция США 3) Декларация человека и гражданина

2) Декларация независимости США 4) Хартия прав человека

 

4.Действующая Конституция Российской Федерации была принята в

1) 1985 г. 2) 1993 г. 3) 1991 г. 4)1998 г.

 

5. Нормы, определяющие наказание за дисциплинарное правонарушение, содержатся в

1) гражданском кодексе 3) административном кодексе

2) уголовном кодексе 4) трудовом кодексе

 

6. С какого момента гражданин РФ становится субъектом правоотношений?

1) с момента рождения 3) с момента получения паспорта

2) с момента наступления совершеннолетия 4) с начала трудовой деятельности

 

7.Верны ли следующие суждения о праве?

А. В законе право приобретает свою определенность, точность, завершенность.

Б. Практическое значение права состоит в защите прав человека.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

8.Когда возникают правовые отношения?

1) при возникновении разногласий 3) в момент обращения в суд

2) с момента возникновения юридических фактов 4) при возникновении ссоры

 

9. Укажите, какой из перечисленных институтов не относится к экономическим

1) производство 2) предпринимательство 3) домашнее хозяйство 4) наследование

 

10. Что из перечисленного можно считать показателем экономического роста

1) только реальный ВВП 3) только долгосрочное увеличение ВВП

2) ВВП на душу населения 4) все перечисленное

 

11. Что из перечисленного относится к объективным факторам, влияющим на производительность

1) качество трудовых ресурсов 3) природные ресурсы, задействованные в производстве

2) эффективность управленческих решений 4) использование новых технологий

 

12. К экстенсивным факторам развития относится:

1) НТП 3) рациональное использование ресурсов и экономия на масштабе

2) повышение квалификации работников 4) расширение масштабов использования ресурсов

 

13.Верны ли следующие суждения о банковской системе?

А. Банковская система имеет двухуровневую организацию

Б. Банковская система – это совокупность действующих в стране банков и других кредитных учреждений.

1) верно только А 3) оба варианта верны

2) верно только Б 4) оба варианта неверны

 

14.Укажите неверное утверждение: Центральный банк РФ

1) подчиняется правительству РФ 3) располагает международными и внутренними денежными резервами

2) осуществляет выпуск денежных знаков 4) обслуживает финансовую деятельность государства

 

15.Причиной структурной безработицы является:

1) перемена места жительства 3) автоматизация и компьютеризация производства

2) спад экономического развития 4) все перечисленное

 

16. К негативным последствиям безработицы для конкретного человека относится:

1) потеря квалификации 3) изменение жизненного уровня

2) изменение социального статуса 4) все перечисленное

 

17. Укажите, в чем наглядно проявляется преемственность общественного сознания

1) в науке 2) в морали 3) в традициях 4) во всем перечисленном

 

18. Верны ли следующие определения понятия «общественная психология»

А. Общественная психология - это совокупность чувств, настроений и традиций.

Б. Общественная психология – это система теоретических взглядов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

19. Укажите неверный вариант ответа. Идеология – это:

1) система идей и взглядов

2) социально-политические теории

3) вид деятельности, направленный на формирование в обществе определенных настроений

4) теоретическое обоснование систем ценностей определенных субъектов политики

 

20. Верны ли следующие суждения о СМИ?

А. СМИ обеспечивают прямую связь с общественностью.

Б. Радио, телевидение и пресса – это самые распространенные виды СМИ.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

Часть 2

 

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «политическая власть».
Господство, государство, принуждение, право, племя.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

 

2. Установите соответствие между участником уголовного судопроизводства и стороной, которую он представляет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СТОРОНА УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА СУДОПРОИЗВОДСТВА
A) подозреваемый 1) обвинение
Б) прокурор 2) защита
В) адвокат
Г) потерпевший
Д) обвиняемый
Запишите выбранные цифры:

 

3. Найдите в приведенном списке примеры, относящиеся к земле как фактору производства, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) денежные средства
2) участок пашни
3) залежи нефти
4) станки и оборудование
5) лесной массив
6) здания, сооружения

4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А)В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б)В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В)Уровень представленных работ существенно возрос. (Г)Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А Б В Г

 

5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Духовное __________(А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________(Б) индивидов. Они выражаются в ______________(В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________(Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного
производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________(Д), таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________(Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальный статус
2) синтез
3) знаково-символический
4) сознание
5) социальный институт
6) производство
7) общество
8) смысл
9) устный
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой, номер выбранного вами слова

А Б В Г Д Е

 




































Часть 3

 

Прочитайте текст и выполните задания

 

Государство в условиях рыночной экономики

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и … расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, – создание правового поля в предпринимательской сфере.… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль – сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

(А. Пороховский)

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

 

2. Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании.

Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

 

3. Автор документа подчеркивает роль государства в сохранении и развитии конкуренции. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три подтверждения значения конкуренции для рыночной экономики.

 

4. Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

 

5. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задания, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия. А также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

 

5.1. «Капитал – это часть богатства, которой мы жертвуем, чтобы умножить свое богатство» (А.Маршалл).

 

5.2. «Цель наказания - не мщение, а исправление» (А.Н. Радищев).

 

Часть 4

1. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ   СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья   1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

2.Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ     ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город.   1)вертикальная 2)горизонтальная

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г
       

 

3. В столице одного из европейских государств, проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок. Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.

 

1) демократическая

2) патриархальная

3) партнерская

4) нуклеарная

5) моногамная

 

4.Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ   ТИПЫ ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
А) власть осуществляется замкнутой группой лиц, доступ в которую ограничен для широкого круга людей Б) гарантировано равенство всех перед законом В) гражданам предоставляется право на многообразие общественных объединений Г) власть и порядок ценятся больше, чем права и свободы человека Д) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь Е) осуществляется государственный контроль за сферой политики, духовной жизнью общества   1)демократический 2) авторитарный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

 

5. Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) работа на предприятии, в учреждениях

2) участие в выборах

3) защита Отечества

4) охрана памятников культуры

5) уплата налогов

6) участие в политических движениях

 

Часть 5.

1.Учёные определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите любые три фактора, влияющих на решение избирателя.

 

2. Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

  

3. В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.

К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.

 

4. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

5. Есть мнение, что человек обладает лидерскими качествами с момента рождения.

 С другой стороны, оправданно считать, что лидерские качества человек приобретает в процессе жизненного пути. Аргументируйте обе позиции.

Назовите три качества, необходимые лидеру спортивной команды.

Желаю удачи!!!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: