Тема урока: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».
Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации. Давайте познакомимся с его строением и основными функциями. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.
Немного из истории. Головной мозг человека развивался из переднего отдела нервной трубки. Сначала образуются 3 мозговых пузыря, в дальнейшем передний и задний делятся.
Образуется 5 мозговых пузырей, соответствующих пяти отделам головного мозга:
1- передний;
2 – промежуточный;
3 – средний;
|
|
4 – продолговатый;
5 - мозжечок.
Сейчас мы с вами разберём несколько ситуаций, с которыми часто сталкиваемся в повседневной жизни.
Разбор ситуаций.
Ситуация 1. Во время обеда в столовой было очень шумно. Учащиеся оживлённо обсуждали какую-то тему, одновременно поглощая пищу. Вдруг один из детей поперхнулся и начал сильно кашлять. Он кашлял очень долго до тех пор, пока хлебная крошка не вышла вместе с кашлем.
Вопрос: Что вы можете сказать об этой ситуации и какие выводы можно сделать из этого?
Ответ: Во время еды частичка пищи попала в дыхательное горло (трахею) и у него началось удушье. Благодаря кашлю крошки могут выйти из трахеи и человек останется жив. Чтобы этого не произошло, нужно знать правило, что во время еды разговаривать нельзя.
Ситуация 2. Ученик, собираясь в школу, позавтракал бутербродом с колбасой, запивая его чаем. В школе подростка начало тошнить и вскоре началась рвота. Как вы можете объяснить эту ситуацию и какие выводы можно из неё сделать?
Ответ: Ребенок, собираясь в школу, съел недоброкачественную колбасу и у него произошло отравление желудка. Организм благодаря рвоте попытался удалить из организма недоброкачественную пищу. Из этой ситуации можно сделать вывод, что в магазине, покупая продукты, нужно всегда смотреть на срок годности.
Совершенно правильно! И кашель, и чихание, и рвота – всё это защитные рефлексы нашего организма и центры этих защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге. По своему строению и функциям он сходен со спинным мозгом.
Его функции:
1. Рефлекторная функция. Содержит: Центры защитных рефлексов: а) мигательного; б) рвотного; в) кашля и чихания; Центры дыхательной системы: а) центры вдоха и выдоха; Центры пищеварительной системы: а) слюноотделения; б) глотания; в) отделения желудочного сока. Ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы.
|
|
2. Проводящая функция.
Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге находятся и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.
Проведём эксперимент.
Выявление в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?
/Необходимость раздражителя для проявления глотательного рефлекса (не удаётся сделать глотательное движение несколько раз подряд: нет раздражителя – слюны)/.
Ответьте на вопросы:
1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
2. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?
К стволу головного мозга относится также мост.
В данном отделе головного мозга находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через него в кору проходят слуховые пути, а также восходящие и нисходящие нервные пути от продолговатого к переднему мозгу и обратно.
Познакомимся с таким отделом заднего мозга, как мозжечок. Со строением мозжечка вы познакомитесь, прочитав текст учебника на странице 287
Что особенного вы узнали о строении мозжечка?
Чтобы познакомиться с функцией мозжечка, проведём лабораторную работу. Лабораторная работа: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».
Выявление в ходе экспериментальной работы функции мозжечка.
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?
Опыт 2. Проба Ромберга. Ноги поставьте так, чтобы они находились на одной линии: пятка одной ноги упирается в носок другой. Глаза закройте. Вы чувствуете, как работают мышцы, чтобы сохранить равновесие. Некоторое время сохраняется устойчивость, но как только вы устаёте, корпус начинает отклоняться в стороны. Регуляция среднего мозга и мозжечка становится более грубой, и рефлексы, восстанавливающие равновесие корпуса, становятся доступны наблюдателям. В конце опыта при чрезмерном отклонении туловища испытуемый либо перемещает ногу, либо начинает балансировать руками.
Ответьте на вопросы в тетради:
1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой пробы?
2. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
3. В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких усилий он схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. В каком отделе мозга у него опухоль?
|
|
4. У одного из пациентов психиатрической клиники замечено постоянное слюнотечение, нарушен глотательный рефлекс. Скажите какой отдел головного мозга имеет нарушения в работе?
Действительно, когда нарушена работа мозжечка, координация движений нарушается. Большой вред работе мозжечка наносит алкоголь. В своей жизни вы, скорее всего, сталкивались с такими ситуациями, когда видели, как по улице нетрезвой шатающейся походкой идёт пьяный человек. Алкоголь, в первую очередь, нарушает работу мозжечка. Но у пьющего человека нарушается работа всех внутренних органов. Много выпивающий человек быстро стареет, его организм изнашивается. Кроме того, страдают окружающие такого человека близкие люди, ведь алкоголь приводит к агрессии и жить с таким человеком становится очень трудно. Из вышесказанного примера я могу сделать вывод о том, что человек должен вести здоровый образ жизни, исключив из него вредные привычки, в том числе употребление алкоголя.