Ответьте на вопросы в тетради

Тема урока: «Строение головного мозга.                                          Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».

 

Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации. Давайте познакомимся с его строением и основными функциями. Головной мозг располагается в полости черепа и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г.  Это всего около 2% массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.

Немного из истории. Головной мозг человека развивался из переднего отдела нервной трубки. Сначала образуются 3 мозговых пузыря, в дальнейшем передний и задний делятся.

Образуется 5 мозговых пузырей, соответствующих пяти отделам головного мозга:

1- передний;

2 – промежуточный;

3 – средний;

4 – продолговатый; 

5 - мозжечок.

 

Сейчас мы с вами разберём несколько ситуаций, с которыми часто сталкиваемся в повседневной жизни.

 Разбор ситуаций.

Ситуация 1. Во время обеда в столовой было очень шумно. Учащиеся оживлённо обсуждали какую-то тему, одновременно поглощая пищу. Вдруг один из детей поперхнулся и начал сильно кашлять. Он кашлял очень долго до тех пор, пока хлебная крошка не вышла вместе с кашлем.

Вопрос: Что вы можете сказать об этой ситуации и какие выводы можно сделать из этого?

Ответ: Во время еды частичка пищи попала в дыхательное горло (трахею) и у него началось удушье. Благодаря кашлю крошки могут выйти из трахеи и человек останется жив. Чтобы этого не произошло, нужно знать правило, что во время еды разговаривать нельзя.

Ситуация 2. Ученик, собираясь в школу, позавтракал бутербродом с колбасой, запивая его чаем. В школе подростка начало тошнить и вскоре началась рвота. Как вы можете объяснить эту ситуацию и какие выводы можно из неё сделать?

Ответ: Ребенок, собираясь в школу, съел недоброкачественную колбасу и у него произошло отравление желудка. Организм благодаря рвоте попытался удалить из организма недоброкачественную пищу. Из этой ситуации можно сделать вывод, что в магазине, покупая продукты, нужно всегда смотреть на срок годности.

Совершенно правильно! И кашель, и чихание, и рвота – всё это защитные рефлексы нашего организма и центры этих защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге. По своему строению и функциям он сходен со спинным мозгом.

Его функции:

1. Рефлекторная функция. Содержит:                                                                                Центры защитных рефлексов:                                                                                    а) мигательного; б) рвотного; в) кашля и чихания;                                        Центры дыхательной системы:                                                                                    а) центры вдоха и выдоха;                                                                                   Центры пищеварительной системы:                                                                               а) слюноотделения;    б) глотания;  в) отделения желудочного сока.           Ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы.

2. Проводящая функция.

Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге находятся и  жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.

Проведём эксперимент.

 Выявление в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

/Необходимость раздражителя для проявления глотательного рефлекса (не удаётся сделать глотательное движение несколько раз подряд: нет раздражителя – слюны)/.

Ответьте на вопросы:

1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

2. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

К стволу головного мозга относится также мост.

В данном отделе головного мозга находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через него в кору проходят слуховые пути, а также восходящие и нисходящие нервные пути от продолговатого к переднему мозгу и обратно.

Познакомимся с таким отделом заднего мозга, как мозжечок. Со строением мозжечка вы познакомитесь, прочитав текст учебника на странице 287    

Что особенного вы узнали о строении мозжечка?

Чтобы познакомиться с функцией мозжечка, проведём лабораторную работу. Лабораторная работа: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Выявление в ходе экспериментальной работы функции мозжечка.

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Проба Ромберга. Ноги поставьте так, чтобы они находились на одной линии: пятка одной ноги упирается в носок другой. Глаза закройте. Вы чувствуете, как работают мышцы, чтобы сохранить равновесие. Некоторое время сохраняется устойчивость, но как только вы устаёте, корпус начинает отклоняться в стороны. Регуляция среднего мозга и мозжечка становится более грубой, и рефлексы, восстанавливающие равновесие корпуса, становятся доступны наблюдателям. В конце опыта при чрезмерном отклонении туловища испытуемый либо перемещает ногу, либо начинает балансировать руками.

Ответьте на вопросы в тетради:

1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой пробы?

2. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

3. В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких усилий он схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. В каком отделе мозга у него опухоль?

4. У одного из пациентов психиатрической клиники замечено постоянное слюнотечение, нарушен глотательный рефлекс. Скажите какой отдел головного мозга имеет нарушения в работе?

Действительно, когда нарушена работа мозжечка, координация движений нарушается. Большой вред работе мозжечка наносит алкоголь. В своей жизни вы, скорее всего, сталкивались с такими ситуациями, когда видели, как по улице нетрезвой шатающейся походкой идёт пьяный человек. Алкоголь, в первую очередь, нарушает работу мозжечка. Но у пьющего человека нарушается работа всех внутренних органов. Много выпивающий человек быстро стареет, его организм изнашивается. Кроме того, страдают окружающие такого человека близкие люди, ведь алкоголь приводит к агрессии и жить с таким человеком становится очень трудно. Из вышесказанного примера я могу сделать вывод о том, что человек должен вести здоровый образ жизни, исключив из него вредные привычки, в том числе употребление алкоголя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: