3. Этап открытия новых знаний. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ возникшей ситуации, выявить места и причины затруднения.
| 2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к определению темы урока, целей и задач.
- Молодцы, я вижу, у вас хорошее настроение, поэтому чтобы на уроке у нас было весело, интересно, я вам приготовила эпиграф- загадку к нашему уроку. Отгадав её, вы поймёте, о чем пойдет речь на уроке.
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз. (Слайд 1).
- О чем мы будем говорить?
- Что нам необходимо выяснить?
Запишем тему «Союз как часть речи». (Слайд 2).
- Каковы будут наши цели и задачи? Что мы должны выяснить?
Цель: узнать о роли союза как служебной части речи,
Задачи: уметь находить союз, определять его роль в предложении, конструировать предложения, составлять схемы. (Слайд 3).
3. Давайте познакомимся с этимологией слова «Союз». Из истории возникновения термина «Союз».
Просмотр видеоматериала с образовательной платформы «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2261/main/
Итак, какую же роль выполняет союз? Служит для связи.
4. Итак, чтобы точно определить функцию союзов, давайте проведём ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. (письменно).
Организует работу учащихся.
Дело в том, что союзы очень часто используются в пословицах. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу союзы.
1. Где мир … лад, не нужен и клад.
2. В гостях хорошо, … дома лучше.
3. Душа на месте, … вся семья вместе.
4. Где любовь … совет, там и горя нет.
5. Любовь – кольцо, … у кольца нет конца.
Ответ: да, а, когда, и, а (Слайд 4).
- Что связывают союзы в 1-ом и 4 –ом предложениях?
- Для чего используется союз в 5-ом предложении?
Давайте обобщим то, что мы узнали о союзе.
|
Учащиеся отгадывать загадку.
Осмысливают цель урока
- Какая это часть речи?
- Какими обладает признаками.
Дети перечисляют задачи:
-Узнать о роли союза как служебной части речи
-Научиться находить союзы в предложении
-Отличать союзы от других частей речи
Смотрят видеоматериал.
Учащиеся выполняют задания, наблюдают за предложениями, делают выводы о роли союзов:
- соединяют однородные члены
-соединяют части сложного предложения.
| регулятивные УУД:
• понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
познавательные УУД:
• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
регулятивные УУД:
• проговаривание последовательность действий на уроке;
• формирование познавательной инициативы.
познавательные УУД:
• умение находить и выделять необходимую информацию;
• умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Цель: построение учащимися нового способа действия и формирование умений его применять при решении задания, вызвавшего затруднение
| - Что ещё вы можете сказать о союзе, как части речи? Пока затрудняетесь ответить.
- Просмотр видеоматериала (понятие о союзе) с образовательной платформы «Библиотека МЭШ».
https://uchebnik.mos.ru/composer2/lesson/819564/view
- Ребята, так ли мы с вами определили союз?
-Как различать простые и составные союзы?
-Какие группы союзов выделяют по значению?
Можно ли определить лексическое значение у союзов?
- Можно ли к ним задать вопрос?
- Являются ли союзы членами предложения?
- Может союз изменяться?
Параллельное составление кластера.
| Смотрят видеоматериал, отвечают на вопросы.
Составление кластера.
- Союз - служебная часть речи, соединяет однородные члены и простые предложения; предложения в тексте; бывают простые и составные, сочинительные и подчинительные; неизменяемая часть речи.
| регулятивные УУД:
• осознают возникающие трудности;
• ищут их причины и пути преодоления.
познавательные:
• выполняют учебно-познавательные действия.
коммуникативные УУД:
• формулируют собственные мысли;
• высказывают и обосновывают свою точку зрения.
|
5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
| -Ребята, а сейчас мы попробуем применить полученные знания на практике, для этого выполните следующие упражнения на установление соответствий.
1. Интерактивное задание № 5 (определение простых и составных союзов).
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2261/train/#198060
2. Интерактивное задание № 7 (определение функции союза в предложении).
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2261/train/#198064
| Выполняют упражнения, проверяют, задают вопросы.
| познавательные УУД:
• умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
коммуникативные УУД:
• умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; • умение слушать и понимать речь других;
• учитывать разные мнения.
|