Групповая работа по карточкам

Тема: «Лексика и фразеология. Повторение изученного».

1. Отгадаем загадки.

Как на него взглянешь, так и заплачешь. (Лук)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

Сидит Маршутка в семидесяти семи шубках. (Капуста)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит. (Игла)

Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдет, там след остается. (Карандаш)

Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас (Антенна)

Все задки, кроме последней, являются Тверскими

Чтобы повторить названный вами раздел, мы отправимся в необычное путешествие и посетим страну Лексику и граничащую с ней загадочную Фразеологию.

Задание 1. Определить лексическое значение слова.

- Прежде чем мы тронемся в путь, скажите, что мы называем лексическим значением?

(определенный смысл)

- Определите лексическое значение слова «путешествие».

- А какой словарь нам поможет проверить лексическое значение слова?

 (Толковый словарь).

-  Сколько корней имеет слово «путешествие»? Каким способом образования образовано?

Запишем в тетрадь: «Русский язык очень богат и продолжает обогащаться».

- Как вы понимаете это выражение? Какие однокоренные слова встретились в этом выражении? - - Какими частями речи они являются?

- Перед вами написаны лексические значения слова «богатый». Выпишите в тетрадь то значение, в котором употреблено слово «богатый» в нашем выражении.

1. Обладающий большим имуществом.

2. Дорого стоящий, роскошный, великолепный.

3. Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком.

4. Содержащий много ценных качеств (переносное)

· Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой).

· Выпишите в тетрадь ключевые слова этого выражения.

Многозначные слова.

Ребята, когда выбирали нужное лексическое значения слова «богатый», что вы заметили? Сколько значений имеет слово «богатый»?

 Слово «богатый» имеет несколько значений.

1. Как называются слова, которые имеют несколько значений

 Многозначные.

Именно в бухте Многозначности мы и сделаем свою первую остановку.

· Прочитайте выражения

1. Языку учиться – всегда пригодится. (перен.)

2. Чтобы не сказать лишнего, нужно прикусить язык. (перен.)

3. Я больно прикусила язык. (прямое)

4. Так вкусно, что язык проглотишь. (перен.)

- Как вы понимаете значение данных выражений?

-Какое слово повторятся в этих предложениях?

1. выпишите то выражение, где слово «язык» употреблено в прямом значении

Что такое прямое значение?

Ответ: это основное лексическое значение слова.

Что такое переносное значение?

Ответ: это вторичное лексическое значение.

5. Выполните задания;

   

 

О каких ключах идет речь? Подпишите значения слова ключ в каждой из строчек. Чтобы определить, в каком городе вы находитесь, вспомните, как называются такие слова? Определите разряд частиц.

Там, где нужен ключ обычный, (метал. стержень).

Не поможет ключ скрипичный. (музыкальный термин).

И лесным ключом, поверь, (родник).

Не откроешь эту дверь.

Ответ: Эти слова называются Омонимы.

В каком городе находитесь вы? Закончите предложения, вставив нужные по смыслу слова. Как называются эти слова?

В театре за актом следует акт,

А между ними нужен….. (антракт)

На время дело прекратив,

Вдруг объявили ….. (перерыв)

В поле пахарь устал слишком,

Нужно сделать …… (передышку)

После урока непременно

Нужна ребятам ….. (перемена)

Ответ: Эти слова называются Синонимы.

1 задание. «Помогите разобраться»

Прослушайте зарисовку, сделанную несколько лет назад в одном из сел Тверской области.

Молодой врач, недавно закончивший институт в крупном городе, принимает больных в сельской больнице. Бабушка привела к доктору внука и жалуется: «Мальчонку писюкИ замучили, помогите!» Врач осматривает ребенка и спрашивает: «А чем раньше лечили?» - «ШушукАми, все у нас ими лечатся». Доктор смотрит на бабушку вопросительно.

- Что не понял врач? А как вы думаете, что имела в виду бабушка?

(писюки –ячмени на глазах, шушуки – красные муравьи)

Со словами какой группы из страны Лексика столкнулся доктор?

Ответить на этот вопрос поможет таблица

Лексика современного русского языка        
общеупотребительная необщеупотребительная      
  Профессио-нальная терминологическая диалектная жаргонная

2 задание. Пословицы и поговорки Тверской области: Н или НН? Выписать слова с н-нн самостоятельно, затем по очереди вставляют буквы на доске

Сказанное слово серебря..ое, несказанное – золотое

Лу..ая ночь что ненастный день

Потеря..ого не воротишь

Чужое добро страхом огороже..о

Юность легкомысле..а, старость осторожна

Лучше друг верный, чем камень драгоце..ый

Ребята, дальше наш путь лежит в загадочную страну Фразеологию. А почему ее называют загадочной?

мы сейчас и заглянем в эту страну

И здесь сразу же слышим фразу:

«К ак же это ты? Язык заплелся, голова не варила? Ведь ты же этот предмет как свои пять пальцев знаешь!»

- Что в ней необычного?

- что обозначают данные фразеологизмы?

Выполните морфемный разбор, которое стоит в форме прош.вр., ед.ч, м.р (заплелся)

Задание 4. Устно. (3мин.)

Вам предложены фразеологизмы. Что означают эти выражения, подберите слова-синонимы

Бить баклуши.-бездельничать

Сломя голову. – очень быстро

Точить лясы. -болтать

С гулькин нос. – мало

- Какие из слов в данных фразеологизмах не могут сочетаться с другими словами?

Задание 5. (5 мин.) А теперь нам необходимо отправляться дальше. Следующая наша цель – бухта «Взялся за гуж – не говори, что не дюж.»

Групповая работа по карточкам

Задание После каждого предложения в скобках запишите фразеологизмы, которыми можно заменить некоторые слова из предложения..

1. Одноклассники без всякого основания, без видимой причины перестали со мной разговаривать

2. Задание написано совершенно четко, определенно.

3. Мой друг вел себя так, будто ничего не случилось.

6. Подведём итоги:

- Что изучает раздел языка Лексикология? Что мы узнали в стране Лексика?

- Что изучает раздел языка Фразеология? Что мы узнали в этой стране? - Для чего нам нужны эти знания? Где мы можем их применить?

Домашнее задание: Повторить способы образования слов (устно)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow