Урок 69 Лекция
Тема: « Глобальные проблемы человечества»
Цель: сформировать понятие о глобальных проблемах человечества, их сущности, причинах возникновения и путях решения.
Сегодня на уроке мы рассматриваем необычайно важную тему. Она касается жизни не только отдельного человека, но всей человеческой цивилизации. С этой темой вы неоднократно встречались на уроках обществознания, истории, биологии, экономики поэтому, я думаю, тему урока, а так же цели и способ деятельности вы определите сами.
Одной из характерных особенностей современного мира является обострение глобальных проблем.
Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. И только русский-ученый Вернадский В.И. высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро.
Термин «глобальные проблемы» вошел в международный лексикон во второй половине 60-х г., он происходит от латинского «глобус», - то есть Земля и имеет три значения: повсеместный, всеобъемлющий, характерный для земного шара, для всех стран и народов
Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, все человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединенных усилий всех государств и народов.
Анализ глобальных проблем немыслим без их научной типологии. Существуют различные классификации глобальных проблем. По различным источникам информации их насчитывается от 8-10 до 40-45. Воспользуемся классификацией, которую предлагает автор учебника географии В.П. Максаковский.
Универсального» характера.
Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера (предотвращение ядерной войны и сохранение мира, обеспечение устойчивого развития мирового сообщества и повышение уровня организованности и управляемости им);
Природно – экономического характера.
Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, Мирового океана);
Социального характера.
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая, межнациональных отношений, кризиса культуры, нравственности, дефицита демократии и охраны здоровья, терроризма);
Смешанного характера.
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых, нередко приводит к массовой гибели людей (региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и др.);
План характеристики глобальной проблемы:
1. Сущность проблемы.
2. Причины ее возникновения.
3. Пути решения проблемы.
Слушатели задают вопросы по теме выступлений. Заполняют таблицу в тетрадях. В конце урока обмениваются мнениями, дают ответ на проблемный вопрос.
Охарактеризуем глобальные проблемы по следующему плану:
1. Название глобальной проблемы
2. Доказательства существования проблемы
3. Пути решения
Проблема мира и разоружения, предотвращения ядерной войны.
Накопление средств массового уничтожения в мире.
Разоружение.
Контроль за разоружением.
Мирные договоры.
Экологическая проблема.
Изменение климата, разрушение озонового слоя, «парниковый эффект», экологический кризис в различных районах мира.
Рост числа ООПТ.
Очистные сооружения.
Создание безотходных технологий.
Рациональное размещение «грязных производств».
Демографическая проблема.
Демографический взрыв в развивающихся странах, демографический кризис в развитых странах. Неконтролируемая урбанизации, переселение беженцев. Увеличение нагрузки на природу.
Активная демографическая политика.
Повышение экономического уровня развития стран.
Улучшение условий жизни и медицинского обслуживания.
Продовольственная проблема.
Население планеты растет быстрее, чем производство продовольствия, особенно в развивающихся странах.
Интенсивный путь развития сельского хозяйства.
Энергетическая и сырьевая проблема.
Рост спроса на сырье.
Истощение природных ресурсов мира.
Использование достижений НТР.
Более полное извлечение полезных ископаемых из недр.
Использование альтернативных источников получения энергии.
Политика ресурсосбережения.
Причины глобальных проблем:
· Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
· Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
· Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
· Привить людям новые нравственно-этические ценности;
· Сплотиться всему человечеству;
· Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;
Моя планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан?!
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!..
Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет,
Все еще живет! и людям еще верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Среди глобальных экологических проблем выделяют:
- климатические изменения
- нарушение озонового слоя
- загрязнение водных систем
- загрязнение атмосферы
- уничтожение лесов
- опустынивание
- потеря биоразнообразия
Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все вычерпать до дна!
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Михаил Дудин
Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
Ответьте на вопросы
1. Можно ли сказать, что глобальные проблемы актуальны лишь для стран с низким уровнем развития?
2. Какие глобальные проблемы наиболее характерны для нашего времени?
3. Объясните почему именно во второй половине XX века обострились глобальные проблемы?
4. Написать мини-сочинение, эссе. На тему: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем её взаймы от наших потомков».