Этические основы взаимодействия с родителями воспитанников

Июня

Тема 8. Взаимодействие с родителями в воспитательной деятельности классного руководителя

Выполнили:

Студентки гр.ЭТБ-21

Кобликова Марина и Шулик Марина

 

ВОПРОС №1:

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Профессиональная этика учителя и классного руководителя во взаимодействии с родителями обусловлена содержанием этого взаимодействия. Определение содержания становится основополагающим в определении профессионально-этической позиции.

Трудности взаимодействия кажутся надуманными, а страшные рассказы о конфликтах, перерастающих в конфронтацию педагога и родителей, представляются досадными иллюстрациями к непрофессионализму и бескультурностью педагога. Ведь родители, опьяненные слепой любовью к детям не могут трезво, аналитически рассуждать и искать корни возникшей проблемы ребенка. Они всегда находят их в неправильном поведении педагога, но никогда – в плохом воспитании своего дитяти.

И в этом заблуждении родители оказываются первыми, в конечном счете, так как именно педагог (лицо профессиональное, психологически образованное, этически просвещенное) должен оказывать помощь, а не перекладывать решение вопроса на плечи непрофессионалов, выведенных из равновесия родительским горем.

Фундаментальным основание взаимодействия является уважение. Уважение к родителям – безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкого поведения родителей. Оно фундаментально – следовательно, его разрушение грозит гибелью всему сооружению взаимодействия. Педагог, отступивший от этической основы, становится виновником последующего шквального обвала здания взаимоотношений. Под грудами такого разрушения оказывается погребенным ребенок, с проблемами которого не справились взрослые. Один из этих взрослых – педагог, лицо профессиональное, обязанное культивировать педагогически плодотворные отношения.

Уважение к педагогу – другая сторона фундаментального основания. Но и эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитанности и культуры родителей. Уважение к себе педагог тоже строит самостоятельно, опираясь на психолого-этические нормативы, направляя поведение родителей, инициируя культурные формы, поддерживая родителей незаметно в наилучших и тонких направлениях. При этом педагога заботит не столько само уважение к нему лично, сколько общее уважение к человеку и педагогу, к школе и классу, отношение, выраженное в каких-то лицезримых формах. Они доступны ребенку – значит, они тоже фактор развития ребенка.

Классные руководители созидают взаимное уважение родителей и педагогов.

Иногда между школой и семьей складываются отношения, которые нельзя охарактеризовать как дружеские. Конфликтные ситуации происходят из-за нарушения этики. Когда правила этики нарушают работники школы – это непрофессионально. Родители болезненно реагируют на любую фальшивую ноту в тоне педагога, на каждый ошибочный нюанс в его поведении.

Какие бы родители ни были, к ним всегда нужно обращаться по имени и отчеству.

Просмотрев и проанализировав документ, подтверждающий личность учащегося - «ДНЕВНИК», нетрудно увидеть, что некоторые замечания повторяются, т.е. записи учителей потеряли всякий смысл для родителей, они перестали реагировать на них. Замечания пишутся: на всякий случай, по инерции, для собственного успокоения. Родители думают, что поощрения, которые ребенок заслужил, должны фиксировать в дневниках. По их наблюдениям, поощрения ободряют ребенка, поднимают трудоспособность, способствуют повышению активности, более серьезному и старательному отношению к работе. Ребенок, в свою очередь, начинает с большим уважением относиться к учителю. 58% опрошенных учеников предпочитаю запись поощрения в дневнике всем другим формам объявления благодарности, т.к. дневник они могут показать дома, доставив тем самым радость родителям.

Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном неде6льном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективно творческом мероприятии.

«Отец и мать в тысячу раз больше помогут вам, если их ребенок будет приносить из школы радость, а не только огорчение, если вы не будете по всякому поводу вызывать отца и мать, писать им жалобные письма. Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский. Он замечал: «Записывая в дневник «Ваш сын не хочет учить уроки, примите меры», учитель, по сути дела, часто кладет в ученическую сумку кнут, которым отец стегает своего сына».

При проведении бесед с родителями, где бы они не проходили – в домашней обстановке, с глазу на глаз или на родительском собрании – рекомендуется следующее:

· уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, требовать улучшение положения (тогда как родитель в своей беспомощности даже не знает, как это положение исправить), но давать педагогические советы и рекомендации; причем эти советы надо дать так, чтобы родители их принимали;

· надо избегать чрезмерных негативных характеристик ребенка и его поведения, потому что родители часто воспринимают это как критику в свой собственный адрес;

· уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и адрес своих коллег. Правильно взвешивать их обоснованность;

· избегать сравнения с другими детьми и другими семьями;

· начинать беседу следует с освещения положительных моментов, чтобы таким образом повлиять на отношение родителей ко всему дальнейшему разговору.

Нельзя допускать, чтобы педагог беспардонно вмешивался в семью, раскрывая ее тайны, становясь наблюдателем ее интимного мира, появляясь в качестве судьи и оценщика тонкого и сложнейшего социально-психологического феномена.

Очень важно помочь родителям стать на позицию культурологическую, понять, что выпадающий из контекста культуры ребенок – это, в итоге, несчастный ребенок в будущем.

Следует поработать над бытовой аналогией «сорняки и культурное растение». Такая аналогия проста, доступна, образна, опирается на большой практический опыт родителей, работающих на огородных участках.

· Сорняки производит сама природа – культурное растение выращивают специально, возделывают.

· Сорняки растут быстро – культурное растение медленно.

· Сорняки растут густо, «вместе» - культура требует прореживания, чтобы каждая особь имела пространство.

· Сорняки стойко выносят превратности судьбы – культурные растения гибнут и чахнут без необходимых условий.

· Сорняки не нуждаются в уходе – культура требует постоянной заботы садовника, огородника.

· Сорняки захватывают территорию, уничтожая слабые растения, культурные посадки не обладают такой агрессией к «соседям».

· Сорняки чрезвычайно активно размножаются – выходить новые культурные растения трудно и сложно, не всегда удается, необходима помощь человека в размножении культуры.

Когда учителя, классные руководители приводят такую аналогию, обычно родители улыбаются в согласии и удивляются точности воспитательной ситуации, отражающей «культивирование» человеческой натуры. И чуть позже принимают идею воспитания как «вочеловечивания» натуры человеческого организма. А значит, становятся соратниками, единомышленниками учителей, а особенно классного руководителя.

Тактическая сторона взаимоотношений с родителями выстраивается учителями, классным руководителем благодаря единой ведущей идее «заботы о развитии ребенка». Она разворачивается на фоне общего уважения к матери и отцу как личности.

Забота о развитии ребенка выступает и целью, и мотивом, и способом общения с родителями. Это означает, что приглашение к общению с позиции этой заботы. Допустим, учителя, или классные руководителя пишут: «… Прошу вас найти время для беседы об успехах сына» или «Приглашаю вас вместе с дочерью обсудить результаты учебной работы» или же «…поговорим о наших детях, как идут их дела».

Но это означает, что абсолютно все, что предлагает педагог родителям истекает из заботы о развитии детей, и не из чего более. И тогда педагог свободен в своих действиях, так как его нельзя заподозрить в каких-то корыстных целях. Педагог советует корректировать семейные отношения – во имя заботы о счастье детей. Даже когда педагог сердится на родителей и детей, а такое не исключается на работе учителей и классных руководителей, то это позволительно лишь с позиции заботы о развитии ребенка. И родители принимают такое лишь при условии, что учителя и классные руководители показывают им, каким образом требуемое может содействовать развитию ребенка и его счастью.

Забота о счастье – лейтмотив взаимодействия учителей и классных руководителей с родителями.

Любая проблема во взаимоотношениях с родителями решается с позиции заботы о счастье, потому что мать и отец неизменно находятся в состоянии страстного желания ребенку счастья. И они открыты для педагога и готовы исполнить необходимое, если поймут педагогическую целесообразность предлагаемого педагогом.

Забота о счастье ребенка успокаивает родителей в наличии пресловутой «любви» к их ребенку. Известно, как волнуется семья, отправляя ребенка в школу: будут ли его любить, станут ли хорошо к нему относиться?.. когда они выявляют заботу педагога о счастье и успехах своего дитяти, они обретают доверие к педагогу.

Забота о счастье детей составляет платформу педагога в решении самых сложных и противоречивых вопросов, в том числе, и конфликтов с родителями. Они разрешаются через призму заботы о ребенке. Концентрация внимания в этот момент на ребенке и его самочувствии, на последствиях случившегося, на ходе истории его жизни, которая должна быть счастливой, - основа разрешения ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: