Неотчуждённость счастья

  «Человек рожден для счастья, как птица для полета» В.Г. Короленко

 Как часто мы радуемся или чувствуем себя счастливым?

 Взрослые люди с кучей проблем и забот. Умные, опытные, интеллектуалы и деятели... Что получится, если подсчитать все моменты (крупицы) нашей радости за последний год? А на другой чаше весов поместить все моменты печали и раздражения, угрюмости и тягостной усталости? Вот ведь какая штука, даже усталость может быть приятной: от хорошо исполненной работы, от творческих напряжений, от игр и развлечений. Как в детстве, когда приползаешь домой после снежковой баталии, звонкий и опустошенный, словно набитый изнутри горячей сахарной ватой. Какой была последняя песня, которая тронула ваше сердце не тоской, а радостным порывом?

Как давно вы начинали танцевать просто от переполняющего вас чувства танца?

Когда шли по улице, а внутри вас всё пело от весны, солнца или, наоборот, совершенно чудесного дождя или снегопада, когда сам начинаешь казаться себе снежинкой, вот-вот подует ветер – улетишь...

 И, наверное, самый пикантный вопрос: а когда вы в последний раз просыпались с ощущением счастья?

 Как в детстве в новогоднее утро или в день рожденья. Только без календарных поводов и ожидающих под ёлочкой подарков. Когда сам новый день – подарок и повод для счастья. Кажется, что если собрать всё перечисленное за последний год и разделить на 365 дней, то получится такая малость. Да и эти счастливые моменты видятся именно моментами, драгоценностями в ларце. Пусть и невеликом. Мы умеем служить и заботиться, умеем работать и выполнять свой долг. Мы – грамотные члены общества. И в какой-то момент каждый из нас наверняка задумывается: «Я же всё делаю правильно, хорошо, я стараюсь жить как следует. Почему же не радует?» Почему тускнеют краски? Где та яркая влюбленность в ту девочку (того мальчика), как в старших классах? Мы, должно быть, превысили лимит вопросительных знаков. Но потерпите ещё немного. В конце концов, вопросительный знак напоминает половинку сердца – значит, где-то есть ещё одна, зеркальная половинка – ответ.

Что такое счастье? «И вот после всех этих поучительных событий наш принц идёт ужинать, а потом кладёт жизнь на создание стройной системы убеждений, обрядов, ритуалов, магических техник и гимнастических упражнений, которые приведут людей к непоколебимой уверенности, что больной исцелится, старость может быть радостной, а смерть – не финал, а начало новой увлекательной игры. Непоколебимой, повторяю. Потому что страдать, бояться и хорошо себя вести, чтобы избежать наказания, люди умеют и без посторонней помощи. А радоваться и ни черта не бояться труднее всего, и раз это труднее всего, значит, именно этому и следует учиться человеку на этой земле, если уж в таких условиях выучится, его потом ничем не проймёшь» Макс Фрай, Ключ из жёлтого металла.

 В основе радости и счастья лежит картина мира: светлого, гармоничного, чистого, – каждый может подобрать здесь свои слова. Важно, что это всегда будет целостная и непротиворечивая сама себе картина. С-частье – сумма всех частей или нечто большее простой суммы – синтез, слиянность, дающая новое начало. Тот случай, когда 1 + 1 = 1, и каждая из этих единиц является особенной. Когда все части, частности человека слиты в одно целое, действуют вместе и не противоречат друг другу – вот оно, счастье. И это очень просто. Поверьте, с этим может справиться даже ребенок. Собственно, как показывают те вопросы, которые мы задали в начале, дети справляются с этим лучше, чем мы с вами.

Просто радоваться, когда человек простой. Вырастая внешне и внутренне, человек становится всё более сложной системой, с большим количеством частей и частностей. Одно дело, когда маленькому ребенку достаточно одной мысли, одного чувства, чтобы погрузиться в состояние счастья. Когда простенькая игра с одним действием полностью удовлетворяет запросы его внутреннего мира. Становясь старше, мы замечаем, что радоваться и быть счастливым становится труднее. И по пути наименьшего сопротивления мы списываем это на обстоятельства, возраст, болезни, загруженность и прочая и прочая. Не замечая, как невероятно усложнилась наша внутренняя жизнь.

На этом месте многие практики и школы предлагают упрощаться. Вернуться к природе от городов, медитировать до полного растворения сознания и мыслей, раскрыть свою женственность или мужественность, полностью погрузившись в заботу об одной единственной чакре. «Будьте проще – и люди к вам потянутся», – слышали все. Но не все задумывались, что это будут микробиологи. Нам предлагают простоту, которая хуже воровства. Потому что в этом случае у человека крадут его внутреннее богатство, упрощая именно его. Это чем-то похоже на оркестр, в котором множество инструментов, но все исполняют одну единственную партию или даже ноту. Если недолго, то слушать, конечно, можно, но, сами понимаете... Или спектакль, где у всех актеров одна реплика. Просто? – Просто. Но смотреть невозможно.

Так какая же простота нужна для счастья? «Помни, что радость — непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят всё, за что бы ты ни взялся» К.Е. Антарова Эта простота называется сонастроенность или соорганизованность частей внутреннего мира человека. Или простота условий, при которых эти части могут включаться в совместное действие и творение (непредубеждённость).

Давайте рассмотрим это на примере празднования дня рождения. Кому-то в этот день для счастья нужно просто побыть рядом с любимыми и близкими ему людьми. Такое условие не так уж трудновыполнимо. А у кого-то на этот день совсем другие планы: нужно накрыть праздничный стол, непременно с самыми вкусными блюдами, позвать гостей по четко определенному списку (родня, соседи, коллеги по работе и да, конечно Иван Иваныча пригласить, а то наверняка обидится), наряд для такого мероприятия тоже должен быть самый лучший. И тут-то начинается: то не приехала тетя Люба, то пришли родственники бывшей жены, которых не звали, то подгорел пирог, то посадили пятно на платье. Нервы, раздрай, всё не так и никакого тебе удовольствия от процесса. При этом человек из первого примера может также накрыть шикарный стол, пригласить множество гостей и блистать на празднике. Но он точно будет счастлив, так как у него меньше условий-претензий для счастливого празднования. Здесь мы подходим к тому тонкому моменту, когда наши внутренние условия превращаются в претензии. Претензии к другим, к внешнему миру, к самому себе. То есть, в наших чувствах, мыслях существуют некие установки «как правильно». И в тот момент, когда окружающая действительность не соответствует этому шаблону, мы не проживаем её, а сравниваем, критикуем, отрицаем. Иными словами, отчуждаемся от собственной жизни. И части отчуждаются друг от друга, тем самым делая невозможным состояние счастья. И нам кажется, что так правильно. Более того, так правильно и для нас самих и для окружающих. А если они этого не видят, мы как умные откроем им глаза. Ну и что, что дочка хорошо станцевала на празднике, банты-то криво завязаны! Или всё равно, что муж вкусно и с удовольствием готовит, зарплата у него маленькая и повышение просить стесняется. Иными словами, всегда, в любой ситуации найдется что-то, что не дотягивает до внутренней картинки «так правильно». И в этот момент человек не только сам выключается из реальности, но и других старается выбить из состояния счастливого «неведения».

Чем более образован, интеллигентен человек, тем чаще он попадает в такие ситуации. Просто потому, что у него больше набор штампов. Вопрос в том, насколько они правильны в реальности? Пра-вить, пра-вило – то, что даёт право жить («вить» – вита – жизнь) по соответствию с некой изначальностью («пра»). Или, если перевернуть слово, то мы попадаем на вилы пара (некорректной астральности и ментальности вперемешку). И внутри нас есть правила, которые объективны и выработаны нашим внутренним развитием (например: «не брать чужое», «не есть продукты, на которые у тебя аллергия», «слушать музыку, которая тебе по душе»). Такие правила естественны для нас и помогают нам находиться в состоянии гармонии.

А есть правила, принесённые извне и не ставшие нашим естеством, но по какой-то причине сохраняемые нами (например: «у успешного человека все должно получаться с первого раза», «надо слушаться старших», «надо есть манную кашу», «нельзя говорить о своих проблемах – все подумают, что ты неудачник»). Если внимательно присмотреться и прислушаться к себе, то внутри можно обнаружить горы подобного мусора, отравляющего нашу жизнь. И пока что-то в нас цепляется за эти штампованные правила, все остальные части изнывают: «Ну, сколько можно уже таскать с собой это старье?» – и начинается то, что психология называют внутренним конфликтом. Конфликт – это противостояние воль. Получается, что наше недовольство обстоятельствами, не соответствующими нашим внутренним установкам – это тоже противостояние воль. Остаётся выяснить каких. Одна воля в данном случае – наша, опирающаяся на наши претензии. А другая? Самым простым выходом будет сказать, что эта воля, приходящая откуда-то извне. Воля обстоятельств, других людей, даже Воля Отца, покуда мы воспринимаем её внешним способом. Но если поразмыслить, то все окружающие нас обстоятельства обусловлены исключительно нашим внутренним состоянием. Мы притягиваем именно то, что сложилось у нас внутри или нужно нам для следующего шага развития. Кроме того, мы воспринимаем окружающее через мощную призму наших внутренних накоплений. Тогда получается, что воля, опирающаяся на наши претензии, сталкивается с волей, исходящей из наших объективных внутренних накоплений и возможностей (объективных – потому что выше головы не прыгнешь).

Выходом из подобного конфликта будет принять ситуацию, прожить её, разрешить себе увидеть несоответствие желаемого с действительным, но воспринять это как направление дальнейшего роста, а не как приговор. Если сегодня не получилось – получится завтра. Постепенно отказываясь от внутреннего груза и мусора претензий, мы станем более чутко относиться к нуждам и состояниям своего внутреннего мира. В то же время, полнее сопереживать, проживать, соучаствовать жизни, нашим близким, нашему делу, стране, планете и сфере условий. Непредубеждённость и неотчуждённость включатся, как естественные внутренние условия развития, способствующие синтезу частей. Нам не нужно будет тратить много сил на преодоление внутренних конфликтов. И мы, не теряя развитость и красивую сложность внутреннего мира, будем чаще находиться в состоянии радости и счастья. Ольга Захарина, Москва 04.07.2018 ПЕРВАЯ ИВДИВНАЯ ГАЗЕТА №22.




double arrow
Сейчас читают про: