Соедините половинки пословиц

Класс: 5

Тема урока: «Этикет. Значение этикета в нашей жизни»

Цель урока: формирование этических норм поведения в нашей жизни и в обществе.

Задачи урока:

Образовательные: раскрыть понятие этикета, рассмотреть основные виды этикета, рассказать об истории возникновения этикета в человеческом обществе; учить применять знания в повседневной жизни.

коррекционно-развивающие: развивать мышление, грамотную, вежливую речь, умение общаться с ровесниками и взрослыми; умение слушать, вести диалог, высказывать суждения.

воспитательные: воспитывать у детей нравственные принципы, совершенствовать культурный уровень.

Методы: беседа, совет, обсуждение стихотворения «Здравствуйте», викторина «Этикетные задачи»

Оборудование: приложение с иллюстрациями «растерянного Пети», «Изображение с бабушкиными репликами», ПК, мультимедийный проектор, экран.

Ход классного часа.

-Здравствуйте, ребята я хочу познакомить вас с Петей Васечкиным... Как вы думаете, что с ним?

Дети: Он огорчён, чем-то озадачен, растерян, возмущён …

Вывешивается лист с изображением "бабушки Пети В (бабушка восклицает: “Ешь культурно!”, “Как ты разговариваешь!”, “Привыкай к хорошим манерам!”)

-Вам приходилось когда-либо слышать подобное? В какой ситуации?

Дети высказываются.

Прикрепляется на доске лист с репликами “гостя”:

· А кому нужны эти хорошие манеры?

· Не все ли равно, как есть?

· И вообще, кто все это выдумал?

- Задавались ли вы подобными вопросами?.. Давайте вместе с Петей Васечкиным попробуем разобраться в этой проблеме…

Предлагается учащимся ответить на вопросы:

1. Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?

2. Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?

3. Хотели бы вы иметь хорошие манеры, широкий круг интересных знакомых и быть “душой компании”?

Дети дают ответы.

- Что для этого надо знать?

Выслушиваются предположения детей.

- Вы правы, называя правила поведения и пр. Всё это называется вместе - этикет.

ЭТИКЕТ

- А теперь немного поподробнее о том, "кто всё это выдумал"... Хотите узнать?.. Этикет - это французское слово, которое переводится так...

ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.

- Но не спешите "обвинять" во всём французов. Не они придумали этикет. Всё произошло давным -давно... Для этого совершим путешествие во времени...

На экран проектора выводится изображение древнего грека. “Древняя Греция. Красивое поведение”

- Именно в это время наблюдаются первые попытки научить людей "красивому поведению" и девизом каждого грека провозглашается – «жить разумно, просто, избегать излишеств и крайностей во всём».

Детям предлагается объяснить понимание девиза.

Проводим второе "перемещение". Выводим на экран изображение рыцаря.

- В эти романтические времена девизом рыцарей становятся слова – «верность. мужество, отвага». Удел дамы - скромность, верность, покорность.

Даем возможность высказать своё понимание поведения людей данной эпохи.

Проводим третье "перемещение", выводим изображением джентльмена.

-В те времена считалось, что молодой человек, начинающий самостоятельную жизнь, должен обладать 4 качествами: добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием.

Предлагаю дать объяснение любому из перечисленных качеств.

- Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы говорим о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают...» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид - это визитная карточка ученика. Так как же должен выглядеть ученик.

- Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. (читаю стихотворение)

Какое прекрасное слово: «Здравствуйте».

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов,

Потому что «здравствуй» – значит будь здоров.

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать другому.

Этикетные задачки

«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»

Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром?
Кто первым должен поздороваться?
Какие слова- приветствия вы знаете?
Всем ли можно говорить слово «привет»?




Этикетная задачка 1

Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. «Витька, привет!» - изо всех сил закричал Нехочуха – «Где ты пропадал? Как дела?» Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Нехочухи?

Ответ: Нехочухе не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

Этикетная задачка 2

В выходной день Нехочуха встретил воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Нехочухе женщиной. «Здравствуйте, Елена Леонидовна!» - закричал Нехочуха воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, почему?

Ответ: Нехочуха должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

Загадки

1) Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (“спасибо”)

2) Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (“Добрый день”)

3) Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим: “Извините, … (“пожалуйста”)

4) И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (“До свидания”)





Соедините половинки пословиц

1. Чего в другом не любишь, того и сам не делай

2. Береги платье снову, а честь смолоду..

3. У Сидора обычай, у Карпа свой.

4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

5. Мил тот гость, что недолго гостит.

6. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.

7. У себя как хочешь, а в гостях – как велят.

8. Не дорог подарок – дорога любовь.

9. О пустяках спорить – дело упустить

10. По одежде не суди, по делам гляди.

11. Слово – серебро, молчание – золото.

12. Хоть не богат, а гостям рад.

13. От слова спасенье, и от слова погибель.

14. На незваного гостя не припасена и ложка.

15. От одного слова, да навек ссора.

Итог занятия: Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. В базе всех не плохих манер лежит забота о том, чтоб человек не мешал человеку, чтоб все совместно ощущали себя отлично. Нужно уметь не мешать друг другу.

Важное место в процессе социально-нравственного воспитания детей принадлежит формированию у них правил и норм культуры поведения и общения. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения и общения.

Воспитывать в себе необходимо не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: