Рекомендации для учащихся по организации научно- исследовательской работы
Научно-исследовательская деятельность представляет собой работу в четырех направлениях:
· проведение исследования;
· написание и оформление научно-исследовательской работы;
· публичное выступление на конференции;
· написание тезисов.
Выбор темы
· При выборе темы необходимо обратить внимание на малоизученные проблемы сферы знаний, которая вас привлекает; на вопросы, еще не имеющие ответа или вызывающие дискуссии.
· Прежде всего, задумайтесь: «Что исследовать? Почему именно это?» Возможно, выбранное вами направление исследования является новым только для вас. В таком случае все, что вы будете делать, останется лишь на уровне личного знакомства с материалом.
· Четкая формулировка названия очень важна для представления работы на конкурсах, конференциях.
Источники и исследовательская литература
Этап сбора материалов, которые станут основой исследовательской работы, предполагает обращение к источникам и исследовательской литературе. Учебник, как совокупность усредненного общепринятого и адаптированного к определенной возрастной категории знания, может помочь только на первой стадии работы.
|
|
Помните, выводы становятся убедительными только в том случае, если вы опираетесь на достаточный круг источников.
Где искать источники и литературу? В вашем распоряжении находятся научные библиотеки, архивы, интернет. Особое внимание уделите научным журналам, интернет - публикациям крупнейших вузов, справочно-библиографическим изданиям.
Необходимо фиксировать все выходные данные книг, статей, документов, которые вы читаете и изучаете в процессе подготовки работы. В тексте работы делаются ссылки на использованную литературу, поэтому надо четко фиксировать номера страниц, содержащих важные мысли, определения или формулы.
Цель, задачи и гипотеза исследования
Обязательным элементом введения к исследовательской работе должны быть четко определенные цели и задачи.
Цель исследования - главное, чего хочет достичь исследователь, каков желаемый результат. Чтобы избежать ошибок в формулировке целей и задач, следуйте рекомендациям:
ü Цель исследования должна соответствовать формулировке названия работы.
ü Цель должна отражать предвидение результата исследования.
ü Цель научно-исследовательской работы не может состоять только в сборе или изучении материала (это лишь задача первого этапа работы).
Рекомендуется формулировать цель с использованием глаголов: определить, выявить, установить, разработать и т.п.
|
|
Задачи исследования - конкретные исследовательские действия, которые должны быть выполнены, чтобы прийти цели.
Гипотеза исследования - предположение, которое опровергается или подтверждается в ходе теоретических рассуждений или эксперимента. Она является отправной точкой исследования.
Исследование может подтверждать гипотезу или опровергать.
Аналитическая и экспериментальная часть
Основная часть исследовательской работы, направленная на подтверждение высказанной гипотезы или поиск нового объяснения какого-либо факта или явления.
На этом этапе работы проводятся эксперименты, опыты, анкетирование. Описываются свои результаты работы по выбранной теме исследования.
Требования к структуре работы
Научно-исследовательская работа должна содержать:
· титульный лист
· оглавление
· введение
· основную часть
· заключение
· список использованных источников и литературы
· приложения (не обязательно).
Оформление научно-исследовательской работы
Текст работы печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4 (на одной стороне). Шрифт строгий, типа Times New Roman Cyr, размер 12-14 пт, межстрочный интервал 1,5-2. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п.), которые выполняются черной пастой (тушью).
Поля на странице имеют размеры:
- верхнее поле - 2-3 см;
- левое поле - 3-4 см;
- правое поле - 1-1,5 см;
- нижнее поле - 1,5-2 см.
Публичная защита исследовательской работы
Удачно сделанный доклад во многом обеспечивает успех работы. Его продолжительность обычно составляет около 10 минут, в течение которых необходимо успеть изложить результаты работы.
Можно рекомендовать следующую структуру доклада:
· вступление - определение актуальности и степени изученности проблемы;
· определение целей и задач исследования;
· демонстрация путей решения проблемы;
· оглашение полученных результатов;
· заключение, выводы.
Сейчас в качестве аудиовизуальной поддержки выступления докладчики используют компьютерные презентации MS PowerPoint.
Правила при подготовке презентации:
ü Первый слайд должен содержать название работы и краткие сведения об авторе.
ü Презентация не должна содержать много текстовой информации.
ü Иллюстрации должны соответствовать повествованию.
ü Правильный стиль оформления - единство дизайна всей презентации.
ü Переход от одного слайда к другому, последовательное появление объектов демонстрации на экране необходимо заложить по щелчку мышки.
ü
. |
ü В конце презентации продублируйте первый слайд.
üПроведите репетицию своего выступления вместе с созданной презентацией
Приложение 1 Пример оформления титульного листа
Научная конференция школьников им. Ухтомского А. А.
Изучение состава водных беспозвоночных - обитателей пруда в посёлке Песочное
Работу выполнила
ученица 10 класса МОУ СОШ №30
Ярославской области города Рыбинска
Петрова Елизавета Андреевна
Научный руководитель
учитель биологии СОШ №30
ИвановаСветлана Николаевна
Рыбинск, 2015
Приложение 2
Пример оформления списка литературы и источников
Источники
1. Повесть временных лет. - Т. 1-2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
2. Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Московский рабочий, 1988. 544 с.
|
|
3. Духовная грамота митрополита Алексея Чудову монастырю / Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVII века. М.: Просвещение, 1989. С.89-90.
Исследовательская литература
1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. 325 с.
2. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. - Т.1. Киев: Наукова думка, 1982. 215 с.
3. Физики продолжают шутить. М.: Мир, 1968. 129 с. г
4. Моисеев Н. Девяностые годы. Взгляд и вопросы на рубеже веков // Наука и жизнь. №10, 1998. С. 18-22.
5. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского. М.: Политиздат, 1985. 553 с.
6. Религиозные объединения // Сервер органов власти Ярославской области. Интеренет: http://www.adm.yar.ru/smi/ll.htm,1999.
Приложение 3 Пример оформления ссылок
Ссылка на книгу
Об этом явлении писал еще великий режиссер, основатель классической школы актерской мастерства К.С. Станиславский: «Для того, чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т.е. прежде всего свои собственные переживания, чувства, мысли.»[1]
[1] Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения // Комсомольская правда. - 1990. - 9 сентября.