РЕКОМЕНДАЦИИ
По реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
И социализации и дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), Порядком применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», а также с учетом Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
|
|
В соответствии со Статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. Кроме того, образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. В соответствии со своими полномочиями образовательная организация разрабатывает и утверждает образовательные программы, осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся, устанавливает их формы, периодичность и порядок проведения. Использует и совершенствует методы обучения и воспитания, образовательные технологии, электронное обучение.
2. Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической
помощи при реализации программ внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий в период временных
ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.
|
|
3. Курсы внеурочной деятельности, дополнительные общеобразовательные
программы и реализация программ воспитания и социализации разрабатываются
и реализуются образовательными организациями с учетом потребностей
и интересов обучающихся и их родителей (законных представителей), в том числе
с привлечением ресурсов других организаций и применением сетевой формы
реализации указанных программ и курсов.
4. При реализации внеурочной деятельности, программ воспитания
и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий образовательные организации могут
организовывать деятельность обучающихся с использованием:
4.1.1. образовательных технологий (мастер-классы, развивающие занятия, консультации, тренировки, тематические классные часы, конференции и другие активности, проводимые в режиме реального времени при помощи телекоммуникационных систем);
4.1.2. возможностей электронного обучения (формирование подборок
образовательных, просветительских и развивающих материалов, онлайн-
тренажеров, представленных на сайте Министерства просвещения Российской
Федерации по адресу https://edu.gov.ru/distance для самостоятельного использования
обучающимися);
4.1.3. бесплатных интернет-ресурсов, сайтов учреждений культуры и спорта,
открывших трансляции спектаклей, концертов, мастер-классов, а также
организаций, предоставивших доступ к музейным, литературным, архивным
фондам;
4.1.4. ресурсов средств массовой информации (образовательные и научно-
популярные передачи, фильмы и интервью на радио и телевидении, в том числе
эфиры образовательного телеканала «Моя школа в online»);
4.1.5. образовательных и развивающих материалов на печатной основе
(сборники предметных и междисциплинарных задач, открытые материалы
международных исследований качества образования, демонстрационные варианты
олимпиадных и диагностических заданий, печатные учебные издания).
5. При реализации внеурочной деятельности, программ воспитания
и социализации, дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий необходимость и формы
промежуточной аттестации и текущего контроля определяются образовательной организацией.
5.1. Образовательные организации могут рекомендовать обучающимся
различные формы добровольной самодиагностики приобретаемых знаний
и компетенций, выполнение исследовательских, проектных или творческих работ,
участие в конкурсах и соревнованиях для зачета в качестве результатов освоения
образовательных программ.
5.2. Образовательные организации могут использовать сведения
о достижениях в освоении курсов внеурочной деятельности и дополнительных
общеобразовательных программ, результативном участии в мероприятиях в рамках
программы воспитания и социализации, в том числе о выполненных проектных и творческих работах, победах в конкурсах для формирования портфолио обучающихся, на условиях их (или их родителей (законных представителей) добровольного согласия на обработку персональных данных.
6. Для эффективного освоения курсов внеурочной деятельности, программ
воспитания и социализации, дополнительных общеобразовательных программ,
а также оперативного реагирования в случаях возникновения затруднений
в использования рекомендованных образовательной организацией ресурсов
и материалов образовательная организация обеспечивает:
|
|
- проведение тематических еженедельных классных часов для обучающихся;
- проведение организационных классных часов для родителей (законных
представителей) обучающихся;
- регулярное консультирование по техническим и организационным вопросам реализации программ;
- координацию деятельности руководителей проектных и исследовательских работ обучающихся;
- информирование обучающихся и родителей (законных представителей)
об актуальном расписании дистанционных активностей, проведения конкурсных
и просветительских мероприятий.
7. По индивидуальным запросам родителей (законных представителей)
обучающихся могут проводиться дистанционные консультации по вопросам
планирования активностей для обучающихся в период каникул, организации
профильного обучения в следующем учебном году, изменения образовательных
маршрутов обучающихся, психолого-педагогического сопровождения обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, а также по вопросам подготовки
к итоговой аттестации.
8. В рамках курсов внеурочной деятельности образовательными
организациями могут быть организованы в дистанционном режиме:
- проектные и исследовательские работы обучающихся;
- деятельность школьных научных обществ;
- просмотр с последующим обсуждением записей кинокартин, спектаклей, концертов;
- посещение виртуальных экспозиций музеев, выставок, лекториев
в организациях высшего образования, мастер-классов сотрудников
профессиональных образовательных организаций;
- общение со специалистами в сфере профессионального самоопределения
и карьерного консультирования, представителями работодателей, сотрудниками
научных организаций;
- просмотр видеолекций и образовательных сюжетов о современных
достижениях науки и технологий;
|
|
- дистанционные занятия, направленные на расширение знаний и умений обучающихся в предметных областях, формирование личностных и метапредметных результатов общего образования;
- оздоровительные и спортивные мероприятия, в том числе физические разминки и гимнастику, занятия с тренерами и спортсменами;
- занятия и консультации специалистов в области реализации адаптированных
образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
9. В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ
образовательными организациями могут быть организованы в дистанционном
режиме:
- занятия и мастер-классы педагогов дополнительного образования;
- творческие студии и конкурсы с дистанционным представлением
выполненных обучающимися работ;
- занятия в спортивных секциях в формате видеоконференций
или с дистанционной передачей видеозаписей упражнений;
- спортивные соревнования по видам спорта, не требующим очного
присутствия (шахматы, шашки, киберспортивные дисциплины);
- чемпионаты по программированию, робототехнике и другим дисциплинам
в области информационных технологий.
10. В рамках программы воспитания и социализации обучающихся образовательные организации проводят в дистанционном режиме:
- акции, конкурсы, онлайн-лекции и посвященные памятным датам в истории
России, приуроченные к государственным праздникам;
- мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение
обучающихся, знакомство с профессиональной средой, системой
профессионального образования;
- социальные акции, флешмобы и другие активности, приуроченные
к празднованию значимых дат и государственных праздников, другие активности,
направленные на повышение социальной успешности обучающихся;
- мероприятия по формированию коммуникативных компетенций
обучающихся, навыков безопасного поведения в социальной и информационной
среде.
11. Для реализации курсов внеурочной деятельности с применением
дистанционных образовательных технологий образовательные организации:
- вносят при необходимости изменения в план внеурочной деятельности, в том числе могут включать новые курсы, изменять ранее утвержденное количество часов внеурочной деятельности (не более 10 часов в неделю);
- актуализируют планирование в программах курсов внеурочной деятельности с учетом выбранных технологий и форм организации деятельности обучающихся;
- своевременно доводят до сведения родителей (законных представителей)
обучающихся информацию о добровольности участия во внеурочной деятельности,
сообщают о расписании запланированных дистанционных активностей
обучающихся, используемых технологических платформах и ресурсах, списке
рекомендованных сайтов и ресурсов, формах добровольного представления
результатов и достижений для учета в портфолио;
- ведут учет участия обучающихся в активностях, проводимых по программам
курсов внеурочной деятельности;
- обеспечивают возможность получения индивидуальных консультаций
по запросам обучающихся и их родителей (законных представителей);
- организуют деятельность руководителей проектных и исследовательских
работ обучающихся;
- оперативно информируют родителей об изменениях расписания или адресах
подключения к мероприятиям, проводимых в режиме реального времени;
- при использовании изданий на печатной основе обеспечивают
своевременное информирование обучающихся о рекомендуемых образовательных
материалах и заданиях.
12. Для реализации программ воспитания и социализации с применением
дистанционных образовательных технологий образовательные организации:
- формируют план мероприятий и активностей обучающихся, проводимых
дистанционно по одному или нескольким направлениям программы (духовно-
нравственное развитие и воспитание обучающихся, социализация
и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры
здорового и безопасного образа жизни).
- размещают на официальных сайтах образовательных организаций и доводят до сведения родителей (законных представителей) расписание запланированных активностей и образовательной деятельности обучающихся;
- обеспечивают регулярную публикацию анонсов и новостей о возможностях участия в мероприятиях в рамках программы воспитания и социализации, в том числе проводимых с участием организаций-партнеров, работодателей, представителей профессиональных организаций и организаций высшего образования, учреждений в сфере спорта и культуры;
- информируют родителей (законных представителей) обучающихся
о добровольности участия в запланированных активностях, конкурсных
и просветительских мероприятиях.
13. Для реализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением дистанционных образовательных технологий образовательные
организации:
- обеспечивают проведение ранее запланированных занятий в дистанционном
режиме, в том числе могут объединять несколько групп в рамках одного
мероприятия;
- информируют родителей (законных представителей) обучающихся
о добровольности участия в занятиях;
- обеспечивают возможность зачисления на дополнительные
общеобразовательные программы, реализуемые в период применения
дистанционных образовательных технологий;
- обеспечивают возможность демонстрации обучающимися индивидуальных
достижений в освоении дополнительных общеобразовательных программ, в том
числе в формате видеозаписей выступлений, направления творческих работ
в электронном формате, участия в соревнованиях в дистанционном режиме;
- ведут учет посещения обучающимися занятий и дистанционных активностей
в объединениях дополнительного образования.
14. Образовательные организации размещают на официальных сайтах
и регулярно обновляют информацию о запланированных активностях
и достижениях обучающихся в рамках курсов внеурочной деятельности,
дополнительных общеобразовательных программ, программ воспитания и социализации в условиях применения дистанционных образовательных технологий.