Морозова Анна гр.17ЗНПИ41.
| Предмет | Изобразительное искусство |
| Класс | 5 |
| Тип урока | Открытия новых знаний |
| Технология построения урока | Технология развивающего обучения |
| Тема | Убранство русской избы |
| Цель | Создать условия для успешного знакомства с традицией украшения русской избы резными элементами. |
| Основные термины, понятия | Русский народный промысел, ремесло, мастер, ремесленник, изба, крыша, клеть, подклеть, причелина, полотенце, фронтон, конёк, наличник |
| Планируемый результат | |
| Образовательные задачи: - познакомить с убранством русской избы резными элементами; - познакомить с элементами домовой резьбы. Развивающие задачи: - формировать навыки кистевой росписи, работы с ножницами; - развивать композиционного мышления, художественного вкуса, восприятие цвета и орнамента, графического умения и творческого воображения; - способствовать развитию усидчивости, собранности, внимания и аккуратности при работе с карандашами, ножницами Воспитательные задачи: - воспитывать интерес к искусству домовой резьбы; - воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ; -воспитывать любовь и уважение к народному творчеству, развивать эстетическое восприятие; -воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами; -воспитывают работать в коллективе | Личностные УУД: - формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - анализировать выразительность произведений изобразительного искусства; - оценивать эстетическую выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; - планировать этапы выполнения предстоящей творческой деятельности; -анализировать и корректировать деятельность в соответствии с составленным планом. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -учиться осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представления о видах домовой резьбы. |
| ЭТАПЫ УРОКА | ВРЕМЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
| Организационный | -Здравствуйте, ребята сегодня у нас будет очень необычный урок, к Вам я прибыла в образе мастера резьбы по дереву и сегодня мы с вами узнаем, как наши предки создавали свой неповторимый мир – дом, в котором они жили! Садитесь. | (Проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя) (Садятся на свои места, продолжив слушать учителя) | |
| Актуализация знаний | - Внимательно прочтите определение на слайде и попробуйте понять, чему же будет посвящен наш урок. - Поднимите руки, кто из вас живёт в многоквартирном доме? А кто в деревянном? -Вы замечали, какие старые дома все разные, не похожие друг на друга. Каждый украшен какой-то своей резьбой? - Сегодня я расскажу вам, что для русского человека значило слово «Дом». Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом С о6цуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. Федотов | (Обращают свое внимание на слайд: «Убранство русской избы» - Наш урок посвящен мастерству зодчего. -Мы в квартире; у нас 16 этажей; а бабушка в деревне живёт в домике. Я живу у неё летом. -Да, а многоэтажные дома похожи друг на друга, даже можно запутаться -Слушают стихотворение | |
| Постановка учебной проблемы | -Посмотрите на несколько домов из разных губерний. В каждой области есть свои архитектурные особенности. Какие отличия вы видите на слайде. - Крестьянский дом называли родной, родимый. В устоение жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный сруб с окнами, дверью, полами) – с землёй, а подклеть – с подземным миром Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирую связь человека с космосом. Давайте познакомимся с деревянным убранством Пензенской избы, приоткроем тайну, хранящуюся в образном строе избы. | (Обращают внимание на слайд) -Крыши разные, окна разной формы, резьба разная - Мастер изображал, коней, птиц, людей, цветы, траву, сюжеты. (Рассматривают на слайде варианты резных изб разных губерний. | |
| Формулирование проблемы, планирование деятельности | -Ребята, взгляните на крышу дома. Её венчает горделивый конь-охлупень. Конь с широким размахом крыльев- крыши словно парит над землей как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитют люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся о небу. Рассмотри узорочье доски- полотенца, украшающей спереди фронтон избы, а также доски -причелины, спускающейся по краю крыши. Резные круглые розетки и полурозетки - то символическое изображение солнца. Круг с ром бом внутри, ромбы. Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома. Конёк и солнечные знаки на полотенце символизируют полуденное солнце в зените, левый конец причелин - утреннее восходящее, а правый - вечернее заходящее. Ребята, а вы обращали внимание на деревянные дома в Пензе? Давайте бережнее относиться к таким домам, они придают нашему городу неповторимую красоту, самобытность, это история нашего города. | (Внимательно смотрят на слайд с анимацией, где показывают поэтапное выполнение «подмалевка» на деревянной доске) - Штрихов, точек, а также обводки белого и черного цветов. Дети рассматривают разные элементы резьбы - Рассматривают наличники Вспоминаю, где видели. | |
| Первичная проверка понимания | - Но перед ответственной работой вам нужно отдохнуть и подготовить руки к труду. Физминутка: Представьте себя цветком – розаном. Розан наш спит. Но вот он просыпается. Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головой качают. | (вместе с учителем выполняют упражнения, читая со слайда текст физминутки) (руки на пояс, наклоны в стороны) (руки поднимают вверх, потягиваются) (покачивают руками в воздухе) - (сжимают ладони в кулачки) (опускают руки) (наклоны головы в стороны) | |
| Применение новых знаний | -Сегодня, на один урок мы превратим класс в столярную мастерскую и на время урока станем настоящими мастерами зодчими. -Делимся на три команды по рядам. Вот вам макет теремка. Но посмотрите, все три домика без резных узоров, не весёлые, одинаковые. -Я вам на ряд раздаю шаблоны, они подписаны, вспоминайте, что у нас называется наличником, причелиной, коньком, полотенцем, фронтоном. -Вам предстоит увлекательная работа, вы теперь создатели своего, неповторимого дома. Обводите по шаблону на своём листочке и украшайте эти элементы орнаментом. -Потом вы соберёте все элементы и приклеете на свои домики. -Желаю вам творческого успеха! Приступайте к работе. | Готовят карандаши и бумагу. Рассматривают макет и шаблоны вспоминают названия элементов резьбы и место на фасаде дома, куда они крепится. Разобрали шаблоны, начали обводить и придумывать орнаменты Обсуждают между собой каким цветом красить, чтобы домик получился красивым. Вырезают элементы, раскрашивают на них орнамент, приклеивают к домику. | |
| Рефлексия учебной деятельности | - Пора нам устроить свою выставку работ, на стенде разместите свои изделия. - Посмотрите, какие работы у вас получились: нарядные, яркие, праздничные. Какие неповторимые дома. У нас теперь есть целая улица с красивыми домами. - Все молодца, за то. Что освоили мастерство, вы получаете звание «зодчего» -Мастерская наша закрывается. Не забудьте убрать свои рабочие места! Благодарю за сотрудничество, до свидания! | Выложили дома в ряд, получилась «улица». Смотрят на изделия, обсуждают результат. (Урок окончен, учащиеся убирают свои рабочие места) |






