| № груп-пы | Дата | Предмет | Тема, № урока | Домашнее задание | Самостоятель-ная работа |
| Русский язык гр.122
| |||||
| 122 | 27.05 | Рус-ский язык | № 29Имя существительное. | Это последний урок в этом уч. г. rech.edu.ru Урок 12 5 класс Конспект. + повторить все об имени существи-тельном (интернет) устно | |
| Литература гр. 122 | |||||
| 122 | 25.05 | Лите-рату-ра | № 46 Анализ рассказов «Чистый понедельник», «Деревня». | Письмен-ный анализ рассказов. Интернет. | А.И.Куприн «Олеся». Самостоятель-ное чтение. |
| 28.05 | Лите-рату-ра | № 47 П.З.22 М. Горький. «Старуха Изергиль».Композиция. | См. приложе-ние №1 для 122 гр. | ||
| Литература гр. 123
| |||||
| 123 | 26.05 | Лите-рату-ра | № 51 Анализ рассказов «Чистый понедельник», «Деревня». | Письмен-ный анализ рассказов. Интернет. | А.И.Куприн «Олеся». Самостоятель-ное чтение. |
| Литература гр. 223 | |||||
| 223 | 27.05 | Лите-рату-ра | №178-179 Жанр, композиция.Григорий Мелехов. Женские судьбы. Обзор. А.Т.Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери». | Интернет.Конспект. Интернет.Конспект. | В.Т.Шаламов. «Колымские рассказы» (2 рассказа по выбору. Самостоятель-ное чтение. Твардовский..«Я знаю, никакой моей вины…», «Ты,дура смерть…», «В тот день, когда окончилась война…» Анализ стихотворений (письменно) |
| 27.05 | Лите-рату-ра | №180-181 А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. «Лагерная проза» А. Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ». | rech.edu.ru Урок46 Класс11 Конспект. Интернет.Конспект. | ||
Литература
Приложение №1 (гр.122)
Практическая работа № 22
Тема: М. Горький. «Старуха Изергиль». Композиция.
Цель и
задачи:
1. Изучение творчества М.Горького в процессе анализа текста рассказа «Старуха Изергиль».
2. Выяснить идеал писателя в ходе сопоставительного анализа легенды о Ларре и о Данко.
3. В процессе урока развивать и совершенствовать умения и навыки учащихся в лингвистическом и литературном анализе текста:
- составление характеристики героев;
- выявление авторской позиции;
- анализ композиции и её особенностей;
- использование цитат;
- анализ худ. языковых средств (антитеза, эпитет, метафора, символ, олицетворение и т.д.)
Вопросы урока:
1) Достойны ли были люди подвига Данко?
2) Был ли смысл в героическом поступке героя?
Рубеж веков, особенно 90-е, 900-е годы – время общественного подъема в России.
«Время как бы делало заказ на боевую, приподнятую и в то же самое время мажорную музыку», - так определил настроение общества А.В.Луначарский.
Горький, как и любой гениальный русский писатель, чутко реагировал на перемены в общественном сознании. В одном из писем А.П.Чехову он свидетельствовал: «Право же – настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты прекрасных целей… Героическое дело требует героического слова». Поэтому в своих ранних романтических рассказах писатель стремится, по его собственному признанию: «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного».
Безусловно, ярчайшим произведением М.Горького этого, раннего периода стал рассказ «Старуха Изергиль».
История создания.
«Старуха Изергиль» была написана в начале осени 1894г. в Нижнем Новгороде, опубликована в апреле 1895г. в «Самарской газете». В рассказе отразились впечатления писателя от скитаний по Бесарабии, где он в 1891г. работал в артели молдаван на уборке винограда. Именно здесь, под Аккерманом, в романтически прекрасном и загадочном месте, на морском берегу, начинается действие рассказа.
После написания произведения писатель отметил: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как написал «Старуху Изергиль».
Ответьте письменно на вопросы, пользуясь интернетом:
- Кто рассказывает «Старуху Изергиль»? (…………….. ).
- Как называется этот литературный прием построения произведения? (………………….).
- Почему именно «рассказ в рассказе» выбрал М.Горький в качестве основного композиционного приема? (это придает произведению достоверность; позволяет представить несколько точек зрения; объединяет истории о разных людях).
- Из каких 3 частей состоит рассказ? (……………….)
- Что общего и чем различаются первая и последняя части? (………..: легенды, время и место действия, в центре сильная личность, романтический герой; …………….: разные жизненные позиции, символы, итоги).
- По какому принципу они соотносятся? (……………….)
- Что это дает для выполнения замысла писателя?
- Как называется такой принцип композиции? (…………..).
К роме того, М.Горький использует ступенчатую композицию: от антигероя к идеалу.
Таким образом, в «Старухе Изергиль» М.Горький использует в качестве основного прием антитезы, композиция произведения ступенчатая, зеркальная. Это способствует…? (Учащимся предлагается самостоятельно закончить вывод). Обмен мнениями. (постепенному, наиболее яркому, полному и доказательному выявлению идеала М.Горького).
Для более точного выявления обратимся к анализу легенд.
Расскажите о Ларре (………………………)
Обращение к схеме.
Человека мы оцениваем через поступки. Они могут быть…
Итог – преступление.
Расскажите, в чем состояло преступление Ларры, каково наказание и итог жизни?
Чтение.
Монологический ответ учащихся.
Таким образом, рисуя образ Ларры, М.Горький осуждает эгоизм, индивидуализм и себялюбие. Жить вне общества нельзя, ибо человек – общественное существо, поэтому одиночество и абсолютная свобода становятся для Ларры мукой.
Антиподом Ларры выступает Данко.
Расскажите о Данко (имя, символ, образ, жизненная позиция, главные черты, художественные средства).
Обращение к схеме.
Подвиг –
Самоотверженность –
Расскажите, в чем состоял подвиг Данко, каков итог его жизни?
Художественное чтение.
Монологический ответ учащихся.
Таким образом, Данко совершает героический поступок, бескорыстно спасая людей. Его поступок переходит в трагедию, ибо цена подвига – жизнь героя.
При этом налицо странное несовпадение, на первый взгляд. Рядом с героями легенд люди, они судят Лару и Данко, 1 – отпускают, 2 – хотят убить. В итоге Данко приносит себя в жертву, но один осторожный человек наступает на его сердце ногой, остальные не замечают этого, Þ встает вопрос. Проблемный вопрос. Элементы дискуссии.
- Достойны ли люди подвига Данко? (………..).
- Был ли смысл в его героическом поступке? (……….).
Таким образом, М.Горький убеждает читателя, что как бы плохи не были люди, подвиги нужны, ибо на них формируются идеалы, которые дают смысл в жизни следующим поколениям, делают людей лучше. М.Горький писал: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя – те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»
Задание:
Вставьте на место пропусков (……………) подходящие слова (слово), ответьте на вопросы.
|
.






