Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Задание по тексту

(1)Витамины — это большая группа сложных органических соединений самой различной химической природы, в небольших количествах крайне необходимых для обмена веществ каждого организма.(2)При недостатке витаминов (авитаминозе) у человека и животного развивается ряд тяжёлых заболеваний, которые могут привести к гибели. (3)<…> витамины обеспечивают само существование организма, недаром их назвали витаминами — от латинского слова «вита» — «жизнь».

 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Авитаминоз приводит к тяжёлым заболеваниям, а иногда — к гибели.

2) Большая группа сложных органических соединений различной химической природы, называемых витаминами, обеспечивает обмен веществ и собственно существование организма.

3) Витамины — от латинского слова «вита» — означают «жизнь».

4) Витамины — это органические соединения, роль которых в организме незначительна, поэтому недостаток их или отсутствие не может привести к тяжёлым последствиям.

5) Витамины — большая группа сложных органических соединений различной химической природы — участвуют в обмене веществ и обеспечивают существование организма.

 

2.Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

 

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРИРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРИРОДА, -ы, ж.

1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая природа. Живая природа.

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы.

4) Перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.) Природа социальных отношений.

 

 

 Прочитайте текст и выполните задания 22–26.

(1)Волга — это не просто вода, которая течёт через всю европейскую часть нашей страны, вобрав семь тысяч российских рек и речек, объединив собой наподобие главной артерии всю кровеносную, капиллярную систему Среднерусской возвышенности.

(2)Семь тысяч рек и речек. (3)Сколько же сёл и деревень стояло по их берегам, сколько сенокосов шумело на цветущих лугах, сколько церквей и колоколен сверкало белизной, голубизной, позолотой в разветвлении этих семи тысяч рек и речек! (4)А по самой Волге уже большие и основные города, включая и древнейшую Тверь, а вместо церквушек и часовен — белокаменные монастыри.

(5)А сколько песен народ сложил про Волгу!..

(6)Поэтому и нужно было в первую очередь и с особенной продуманностью превратить Волгу, текучую, быструю, светлую Волгу, с её бесчисленными стерляжьими стадами в самой реке и с её бесчисленными молочными стадами по её заливным лугам, превратить её в цепочку унылых и безликих луж, называемых нами водохранилищами?!

(7)На самом деле это вовсе не водохранилища, а водогноилища и землегноилища, потому что под мелководьем этих «хранилищ» погребены десятки, сотни тысяч гектаров плодородных и благородных земель.

(8)Уже с 1930 года не шумят ни макарьевская, ни нижегородская ярмарки, исчезли многие виды рыбы в водах Волги, разрушены храмы и монастыри по её берегам. (9)А заволжские луга если и не залиты водой, то заросли кочками и кустами, деревни и сёла опустели, а многие вовсе исчезли с лица земли. (10)Обезображены многие приволжские, да и находящиеся в бассейне Волги города. (11)Возьмите хотя бы Торжок, эту жемчужину российского градостроительства. (12)Это был, по свидетельству великого нашего драматурга А.Н. Островского, один из красивейших городов России…

(13)Волга — это не просто текучая струйка воды или стоячие лужи. (14)Волга — это и вся жизнь, кипящая по её берегам. (15)Так что возрождать и спасать надо не просто воду (хотя и её в первую очередь), но и всё цветение, всё благополучие жизни, которое было с Волгой связано.

 (16)Но никакими речами, митингами, субботниками, сборами пожертвований Волгу мы не спасём. (17)Нужно одуматься! (18)В самом деле, да когда же мы наконец опомнимся, когда же посмотрим вокруг себя на всё протрезвевшим взглядом, когда же спросим самих себя: что это с нами и с нашей землёй натворили? (19)И кто натворил? (20)И зачем? (По В. Солоухину*) * Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Волга — это просто вода, которая течёт через всю европейскую часть нашей страны.

2) В Волгу впадает семь тысяч российских рек и речек.

3) Когда-то в Волге водились бесчисленные стерляжьи стада.

4) Спасти Волгу можно только в том случае, если будут организованы митинги, субботники, сборы пожертвований.

5) По мнению великого русского драматурга А. Н. Островского, Торжок — один из красивейших городов России. 

 

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит повествование.

2) Предложение 5 включает элемент описания.

3) Предложение 7 включает повествование.

4) Предложение 15 указывает на следствие того, о чём говорилось в предложениях 13–14.

5) В предложениях 16–20 представлено рассуждение.

 

 24. Из предложений 16–20 выпишите синонимы (синонимическую пару).

 25. Среди предложений 1–5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного, указательного местоимений и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

26.Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Размышляя о судьбе великой русской реки, В. Солоухин подчеркивает её значимость с помощью такого средства выразительности, как (А) ____ («наподобие главной артерии» в предложении 1). Он искренне тревожится за будущее Волги, что передаёт такое синтаксическое средство выразительности, как (Б) _____ (в предложении 16). Волнение, эмоциональность автора выражаются с помощью такого синтаксического средства, как (В) _____ (предложения 3, 5, 6, 17), а такое лексическое средство выразительности, как (Г) ____ («погребены» в предложении 7), напоминает о последствиях разрушительных действий человека по отношению к некогда могучей реке».

Список терминов:

1) книжное слово

2) фразеологизмы

3) анафора

4) сравнение

5) метонимия

6) восклицательные предложения

7) градация

8) ряд однородных членов

 9) парцелляция

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: