Художественный мир М.А. Булгакова

Тема письма «БУЛГАКОВ»

ПОТЕРПИТЕ! Скоро конец учебного года!

 Просто читайте лекцию и отбирайте главное. Сам файл останется вам на память для дальнейшего использования. Сохраните его в эл. папке «Литература».  

Тема онлайн-занятия. «…Я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ»:

художественный мир М.А. Булгакова

Форма занятия. Лекция с иллюстрациями.

(1891-1940)

ТворчествоМ.А. Булгакова по временной протяженности занимает около двух десятилетий – с момента приезда писателя в Москву в 1921г. и до ухода писателя из жизни в 1940 году.

Однако если говорить о знакомстве читателей с произведениями писателя, то из этого срока придется вычесть большую его часть: с 1928 года книги писателя не печатались, пьесы не допускались на сцену или снимались после нескольких представлений, а иногда – после генеральной репетиции.

В создавшихся – невыносимых для писателя – условиях Булгаков обращается к И.В. Сталину: «На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе».

М. Булгакову позволили умереть своей смертью, не репрессировав в 1937–1939 годах, но не дали жить нормальной творческой жизнью. Умер писатель в 1940 году, а «второе рождение» его произошло в середине 1950-х годов, когда были напечатаны некоторые пьесы, затем в середине 1960-х – избранная проза, в 1967 году – журнальная публикация «Мастера и Маргариты». Только к концу «перестройки» увидело свет собрание сочинений, были опубликованы архивные документы, письма. Булгаковедение на родине писателя поднялось на подлинно научный уровень. Писатель, признанный классиком XX века во всем мире, занял достойное место и в истории отечественной литературы.

                                

М. Булгаков пришел в литературу из медицины, будучи уже не очень молодым человеком (30 лет), имея за плечами опыт врачебной практики, приобретенный в Белой армии, куда он был мобилизован, а также в захолустной больнице. Как пишет польский исследователь А. Дравич, в литературе Булгаков видел возможность свободы.

Определяющим в его жизни, как и для многих представителей творческой интеллигенции, стал 1921 год – год двойного выбора: 1) России, а не эмиграции; 2) Литературы, а не медицины. До 1921 года будущим писателем уже были созданы «Записки юного врача», рассказ «Морфий» – оба произведения автобиографичны, а также публицистическая статья «Грядущие перспективы», о которой мы говорили на занятиях в училище в связи с публицистикой периода революции и гражданской войны.

                             

19211924 годы – начало литературной деятельности никому неизвестного начинающего писателя М. Булгакова в Москве. По сути, весь этот период он занимается литературной поденщиной: становится литературным сотрудником железнодорожной газеты «Гудок», пишет невероятное количество фельетонов, сатирических и фантастических рассказов. Писатель переживает огромные финансовые и жилищные трудности – увы, естественные для Москвы и Росси в целом после разрухи гражданской войны, и это также нашло отражение в фельетонах и рассказах этого периода. М. Булгаков знакомится и сближается с приехавшими из Одессы писателями – будущими сатириками И. Ильфом и Е. Петровым, Ю. Олешей, В. Катаевым, И. Бабелем и др.

Новый этап творческой биографии М. Булгакова ознаменовался выходом романа «Белая гвардия» (1924г.), пьесой «Дни Турбиных» – драматургической версией романа, пьесами «Бег»,«Зойкина квартира» и др.

                        

По свидетельству самого Булгакова, замысел романа «Белая гвардия» окончательно оформился в 1922 году. В это время произошло несколько важных событий его личной жизни: в течение первых трех месяцев этого года он получил известие о судьбе братьев, которых никогда больше не увидит – они выбрали путь эмигрантов, и телеграмму о скоропостижной смерти матери от сыпного тифа. В этот период страшные впечатления киевских лет периода гражданской войны получили дополнительный импульс для воплощения в творчестве. У Булгакова была потребность рассказать о мире, который кончился с Октябрьским переворотом, о душевном состоянии тех людей, которых он хорошо знал – об интеллигентах с высоким понятием чести. В «Белой гвардии» читатель попадал в уютный дом Турбиных в Киеве – его прототипом стал родной дом писателя па адресу: Андреевский спуск, дом № 13.

                                      

Семья Михаила Булгакова поселилась здесь в 1906 году и жила до 1919 года. Интересно, что многие киевляне называют это здание Домом Турбиных. Дело в том, что украинский писатель Виктор Некрасов (автор повести в «Окопах Сталинграда») в 1967 году опубликовал в журнале «Новый мир» очерк под названием «Дом Турбиных». С этого момента местные жители и гости Киева заинтересовались этой достопримечательностью, постепенно превратив ее в знаковое место – Дом Турбиных. Сегодня это литературно-мемориальный дом-музей М.А. Булгакова в Киеве. Он был основан в начале 1989 года. Основная экспозиция находится на втором этаже дома. Здесь можно увидеть личные вещи Булгакова, услышать историю его жизни в Киеве. Эта история тесно переплетается с его романом «Белая гвардия».

Катастрофические кровавые события гражданской войны воспринимались как гибель Родины и Дома, всей прежней жизни, где были книги и тепло, музыка и любовь. «Белая гвардия», как и пьеса «Дни Турбиных», вызвала дикую кампанию идеологической критики. Однако пьесу поддержал лично товарищ И.В. Сталин, посмотрев ее – только по официальной версии – 15 раз. Пьеса с неизменным аншлагом шла на сцене МХАТа вплоть до эвакуации театра в 1941 году. Вот непосредственное высказывание Сталина о пьесе М. Булгакова: «Что касается пьесы “Дни Турбиных”, то она не так уж плоха, ибо дает больше пользы, чем вреда. Не забудьте, что основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: “Если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, – значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь. «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма». (цит. по: Сарнов Б. Сталин и писатели: Книга вторая. Сталин и Булгаков. М., КоЛибри, 2018. с.421).

В те же годы (1925–1926) написана комедия «Зойкина квартира». Психологизм здесь органично сочетается с игровой стихией. Драматург пародийно изобразил «новый дом», обитатели которого готовы сбежать – кто в Париж, кто в Ниццу, кто в Шанхай. Они согласны открыть публичный дом, торговать собой, убивать – только бы выбраться. «Бумажкой», «справочкой», «документиком» здесь можно прикрыть любое безобразие. В мире советского лицедейства все перевернуто: швейное ателье – публичный дом, содержатели прачечной – торговцы наркотиками, дневной портрет Карла Маркса ночью заменяется портретом нимфы, работники МУРа – переодетые наркомпросовцы. Восприняв уроки авангардного театра, Булгаков использовал их для характеристики современной действительности. Зритель встретил спектакль с восторгом, но пьесу запретили.

Продолжением романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» писатель считал пьесу «Бег». Бег из Дома, из России, исход в эмиграцию тоже воспринимался ка символ, проигрывался в различных вариантах, включая саркастическое изображение «тараканьих бегов». «Мотив сна» особенно удачен в пьесе, чтобы показать внутренне состояние покинувших Родину, преследующие их воспоминания и кошмары. Зрителю открывается поэтика «вывихнутого мира». Вместо привычных авторских ремарок о героях: «входят», «выходят» – звучало «проваливается», «исчезает», «уходит в землю». Естественно, пьеса была запрещена к постановке. Даже ради спасения пьесы М. Булгаков не использовал рекомендацию «верховного критика» Сталина – дописать «идеологически выдержанные сны». Исследователь творчества писателя А. Смелянский отмечает, что в «Днях Турбиных» отражено состояние Дома, а в «Беге» – состояние Мира.

Почти одновременно (1923-1925гг.) М. Булгаковым созданы три повести: «Дьяволиада»,«Роковые яйца» и «Собачье сердце» (см. задания для ВСР).

                                                   

К концу первого десятилетия творческой работы писателя настигло ощущение обреченности всех попыток отстоять право Художника на самостоятельность и свободу слова. М. Булгаков писал правительству, лично Сталину. Эти письма – не жалоба, а, скорее, обвинение. Защищая себя, Булгаков говорил об отсутствии в стране условий для творческой личности, преследовании инакомыслия, о своей неспособности сочинять вещи «на заказ». Вот отрывок из письма М. Булгакова Сталину: «Я горячий поклонник … свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода. Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой связаны все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта…» (цит. по: Сарнов Б. Сталин и писатели: Книга вторая. Сталин и Булгаков. М., КоЛибри, 2018. с.432).

Однако своих позиций М. Булгаков не сдавал. В итоге ведущей темой в творчестве писателя стала тема столкновения Художника с Властью. Очень лично воспринял писатель судьбу великого французского комедиографа Мольера. Писатель не проводил прямых аналогий, хотя в его отношениях с властью, вождем повторялась ситуация при королевском дворце во Франции. М. Булгаков, как и Мольер, «оскаливал зубы на своих врагов», высмеивал цензуру и революционную борьбу (пьеса «Багровый остров» (1928г.)). Мольеру Булгаков посвятил один из четырех романов – «Жизнь господина де Мольера» (1933г.). Проблема «Художник и Власть» стала главной и в пьесе М. Булгакова об А.С. Пушкине - «Александр Пушкин» («Последние дни»)(1935г.). Ее написание было приурочено к 100-летию со дня гибели поэта, однако прижизни Булгакова пьеса не ставилась и не публиковалась.

                                                

Более 10 лет (1928–1940) отдалМ. Булгаков работе над свои «закатным романом» (определение автора) «Мастер и Маргарита». В этом романе нашли отражение все его заветные мысли, все темы и мотивы – ВСЯ ЖИЗНЬ. В «Мастере и Маргарите» уже нет Дома – последнего приюта героев «Белой гвардии», нет и семьи. Есть квартиры, подвальчик, а настоящий ПОКОЙ героям удается обрести лишь на том свете. Особенность романа – в сосуществовании трех равноправных сюжетов.    

1) Роман о Христе пишет главный герой – Мастер. Прошлое рисуется с подлинными реалиями, как будто разговор идет о настоящем. Вопросы, о которых рассуждают Иешуа и Понтий Пилат – о власти, добре и зле, вере и трусости – воспринимаются совсем не отвлеченно, хотя время, «когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти» кажется, не приблизилось за минувшие века. Смертный приговор, подписанный Пилатом, и его же попытки чужими руками спасти бродячего философа, как и предательство Иуды, тоже входят в контекст современной жизни.

2) Второй сюжет строится на показе настоящего – Москвы 1930-х гг. Поскольку главный герой – Мастер – писатель, то в поле зрения оказываются в первую очередь литературные деятели в бытовых ситуациях, в ресторане, в психиатрической больнице. Как бы на заднем плане – разнузданная критика книги Мастера, донос «друга», клиника... Из этой жизни изгнан Бог – речь идет не только об отношении к Христу. Узаконены бездарность, стяжательство и предательство. Ложь определяется как «наша правда», насилие – как «истинная свобода». Человек – даже если он Мастер – бессилен противостоять системе: «Меня сломали. Мне ненавистен этот роман».

3) Третий сюжет развивается внутри второго, органически с ним переплетаясь и чередуясь. В поисках «прототипов» Воланда исследователи обращались к самым неожиданным сопоставлениям. Так, А. Вулис соотносил Воланда со Сталиным, а Б. Соколов – с Лениным. Смысл внедрения в реалистическое повествование подобных героев можно объяснить признанием того, что только потустороння сила может навести порядок в этом гиблом мире, где не верят ни в Бога, ни в черта. Однако изменить этот мир не в силах и Воланд. Он не хозяин, а в лучшем случае посредник. С его помощью Булгаков дал своим героям – Мастеру и Маргарите – освобождение от пут земной жизни. Оно не воспринимается как трагедия смерти, а именно как обретение свободы, покоя, прекращения власти системы над душой и судьбой.  

        В трактовке финала разночтения вызывает авторская оценка главного героя, обоснование того, что только покой дан ему при освобождении, а не Свет как высшая награда.

Булгаковедение по-настоящему    стало развиваться в России после 1985 года – намного позже, чем на Западе. Сам М.А. Булгаков называл себя «МИСТИЧЕСКИМ ПИСАТЕЛЕМ». В литературоведении сегодня существует определение направления, в котором твори л писатель, как «ФАНТАСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА».

                                                               

                                                            


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: