Родительская гиперопека

Причины формирования зависимостей

Ошибочное мнение о формировании зависимостей – что они возникают под влиянием дурной компании. На самом деле «дурная компания» это последствия долгого процесса формирования личности ребенка в семье и его социальном окружении. Причина формирования зависимости ребенка, да и взрослого человека НЕ В «ДУРНОЙ КОМПАНИИ»!

Семья и социальное окружение ребенка формирует его девиации (отклонение в поведении), а в последствии и зависимости.

Именно благодаря сформированной склонности к зависимости ребенок попадает в дурную компанию. То есть, я хочу сказать, что зависимость формируется взрослыми, родителями или воспитывающими взрослыми, если ребенок живет не с родителями. И происходит это в очень раннем возрасте, задолго до того, как ребенок становится способен вступить в какую-либо компанию и пристрастится к вредным привычкам, то есть в первые годы жизни ребенка.

Человек в своем развитии (от младенчества до взрослого возраста) проходит определенные периоды от полной зависимости до самодостаточности. Развитие требует постоянного баланса между познаванием нового, связанным с риском, и безопасностью, но и определенными рамками в действиях.

Первый период развития – МЛАДЕНЧЕСТВО – это период полной зависимости ребенка от матери. По мере взросления возможности, обеспечивающие самостоятельное удовлетворение потребностей самостоятельно, возрастают, зависимость от матери уменьшается. Это при нормальном, адекватном воспитании.

Если родители поддерживают ребенка в его стремлении к развитию и отделению от себя, и принимают его без критики в минуты ошибок, то они создают максимально возможную уверенность в ребенке и в том, чтобы он был самостоятельным и самодостаточным познавая мир.

Сейчас я описала идеальную ситуацию и в жизни так происходит редко.

 

Часто воспитание страдает перекосом в одну или другую сторону. Это задерживает и нарушает формирование навыков адаптации к миру. Как следствие, зависимость от матери или значимых взрослых, как от объекта удовлетворения потребности, не уменьшается, и эта поведенческая привычка – использовать что-то или кого-то для удовлетворения потребностей – переносится на другие объекты или других людей.

Нарушения в развитии ребенка происходят, в основном, по двум причинам:

Родительская гиперопека

Когда родители слишком оберегают ребенка от трудностей, у него пропадает стимул развивать свои собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей.

 

И тогда взрослеющий ребенок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама и члены семьи. Рядом с ним другие подростки, воспитанные в более реалистичных условиях, своими собственными навыками добиваются и получают то, что он не может получить: подходящие для себя отношения, творческую самореализацию, удовлетворяющие профессиональные поиски. Раздражение и неудовлетворенность нарастает, и часто такой подросток находит или его находят существующие на «рынке» предложения «для снятия стресса» в виде алкоголя, легких наркотиков, табака. Используя этот материал, подросток часто находит то, что стремится получить – «авторитет», «удовлетворение», «кайф», «друзей» - иллюзорная самостоятельность, так как все это он получает, не прикладывая усилий и не используя собственные социальные навыки (которых нет), а подменяет их наркотиками, алкоголем, сигаретами, азартными играми и др. Если подросток не начинает обретать навыков самостоятельного удовлетворения потребностей, это приводит к тяжелым видам зависимости. Дома обрести навыки самостоятельного удовлетворения потребностей он не может, так как гиперопекающая мамочка уверена, что она идеальная мать и, вместо того, чтобы предложить ребенку самостоятельность и поддержать его в этом, начинает его еще больше опекать и контролировать, видя такое состояние своего чада.

2. Домашнее насилие или игнорирование ребенка родителями.

Виды насилия:

психологическое,

физическое,

сексуальное

экономическое.

Все четыре вида насилия приносят одинаковый вред психике ребенка и влияют на его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей.

Выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребенок лишен необходимого условия для развития – эмоциональной поддержки, осознания своей ценности.

Результат -  низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать. Ребенок не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей.

Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребенка – поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.

Для здорового человека удовлетворенность возникает благодаря реализованным потребностям. Это ряд базовых биологических, психологических, интеллектуальных, социальных потребностей. Для реализации этих потребностей здоровый человек прилагает усилия, осмысливает стратегию и обретает навыки.

Для детей, воспитанных в описанных условиях, такой способ реализации своих потребностей затруднен, поскольку сам механизм научения таким навыкам не натренирован. Поэтому они выбирают более доступные и менее трудоемкие для себя формы почувствовать удовлетворение – различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы. И становятся зависимыми от них.

 

 

Еще одно мнение о том, что родители такого ребенка обязательно сами или алкоголики, или наркоманы. Можно привести множество примеров о том, что во вполне благополучной семье ребенок становится наркоманом, алкоголиком или зависимым от других вредных привычек.

Конечно же нельзя отрицать биологические причины формирования зависимостей, таких как алкоголизм и наркомании и наследственность имеет влияние на возникновение зависимости.

Дети алкоголиков нередко становятся такими же зависимыми личностями, даже если проживали отдельно от пьющих членов семьи. Дело в том, что особенности функционирования нейромедиаторных систем обуславливают степень изначальной толерантности к психоактивным веществам. У людей с высокой толерантностью, которая имеет генетическое происхождение, зависимость формируется быстрее. Речь идет о детях, рожденных от родителей алкоголиков или наркоманов в стадии употребления ими ПАВ.

Ну и, конечно, нарушение психики – любые расстройства психики способствуют развитию химической зависимости и это не стоит сбрасывать со счетов, когда речь идет о формировании зависимости.

Долгое время считалось, что зависимые происходят из неблагополучных семей. Это действительно так, однако важно определить, что именно вкладывается в термин «неблагополучная семья».

В течение многих лет считалось, если папа и мама не пьют и не дерутся, значит, семья благополучная. Но наличие насилия и гиперопеки являются факторами неблагополучности.

Гиперопекающие и гиперконтролирующие родители — это показатель зависимости.

Опекающий родитель не занимается своей собственной жизнью постольку, поскольку не знает своих потребностей, и не привык на них обращать внимание ввиду собственной низкой самооценки или неумения реализовывать свои потребности. Контролирующий родитель, жесткий, — это из тех детей, которые не смирились с тем, что мир им не подчиняется. Если брать шире, то склонность к контролю более всего проявляется у людей, чувствующих себя в небезопасности. Только у одних это выражается в форме опеки – мягкой тюрьмы, неочевидной, а у других — в форме жесткой тюрьмы для ребенка, очевидной.

И тот, и другой родитель не в состоянии контролировать свою собственную жизнь, удовлетворять свои собственные потребности и поэтому занимаются тем, что им больше подвластно до какого-то времени: своими детьми.
Таким образом, моделям зависимого поведения дети обучаются у своих же родителей.

 

 

На ближайшей психологической гостиной мы продолжим говорить  о зависимостях и возможностях избавления от них….

 






double arrow
Сейчас читают про: