Технология художественной обработки поделочных материалов

Титульный лист

 

 

Лист задания

 

 

Целевая установка (1-2 стр.)

 

 

Ведомость

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
1 Проектирование и разработка коллекции женских украшений  
1.1 Художественные средства и приемы изготовления женских украшений  
1.2 Эскизное проектирование женских украшений  
Выводы по главе 1  
2 Технология художественной обработки поделочных материалов  
2.1 Технология обработки природного камня  
2.2 Технология обработки материалов различных классов  
2.3 Технологическая карта на выполнение коллекции женских украшений  
2.4 Опасные и вредные производственные факторы при изготовлении изделий ручной работы  
Выводы по главе 2  
3 Разработка бизнес-плана производства женских украшений  
3.1 Общее описание продукции  
3.2 Рыночное окружение  
….  
Выводы по главе 3  
Заключение  
Список использованных источников и литературы  
Список сокращений и условных обозначений  
Словарь терминов  
Приложение 1 «….»  
Приложение 2 «…..»  

 

СОДЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Эксклюзивные украшения во все времена пользовались популярностью. Некоторые люди готовы заплатить за них большие деньги. И все для того, чтобы выглядеть оригинально, стильно и не быть похожими на других. Огромной популярностью нынче пользуются украшения ручной работы.

Изготовленные своими руками авторские изделия всегда оригинальны. В настоящее время можно встретить множество украшений и аксессуаров, выполненных в разнообразных техниках своими руками с применением различного рода материалов (бусины, бисер, текстильные материалы, стекло, металл, дерево, полимерная глина, войлок, бумага, проволока и т.д.).

Красиво и правильно подобранные украшения завершат любой образ, придавая ему уникальность, неповторимость, своеобразность. Поэтому, исходя из этого, на сегодняшний день все актуальнее становится выбор аксессуаров и украшений, как для повседневного образа и для торжественных мероприятий.

Многие обращают внимание на украшения и одежду, выполненные по индивидуальному заказу, так как они полностью соответствуют всем пожеланиям заказчика. А для этого в настоящее время дизайнеры осваивают новые материалы, изобретают новые технологии.

В связи с актуальностью и проведенным нами анализом уже существующих работ, в точности украшений, выполненных в различных техниках (войлок, кожа, бисер и т.д.) на базе технологического факультета нами была определена тема выпускной квалификационной работы: «Проектирование и изготовление коллекции женских украшений с применением галтованного камня и поделочных материалов».

Исходя из проблемы исследования, была сформулирована цель: спроектировать и изготовить коллекцию женских украшений из материалов различного класса и природного поделочного камня (яшма, кремень).

Для решения цели были поставлены следующие задачи исследования:

- изучить приемы изготовления аксессуаров из материалов различных классов;

- провести анализ моделей женских украшений и аксессуаров, выполненных студентами технологического факультета и на его основе сформулировать эскизное проектное предложение;

- изучить технологию изготовления галтованных камней (изучение принципа работы галтовочного оборудования);

- представление наглядного изображения галтовочнного оборудования (на примере самодельного галтованного оборудования)???;

- произвести расчеты по оборудованию???

- разработать и изготовить 5 вариантов модельных конструкций женских украшений из материалов различного класса (бисер, природный материал, сутажная лента, джутовый шпагат, береста) и галтованного камня;

- разработать бизнес-план по производству украшений.

При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:

- изучение и анализ научной литературы;

- анализ, сравнение, моделирование.

Из поставленных выше цели и задач ВКР нами были определены объект и предмет исследования:

- объект - технология изготовления коллекции украшений с использованием материалов различного класса и их сочетания;

- предмет - способ обработки природного камня и поделочных материалов в различных техниках (бисерная и сутажная вышивки, джутовая филигрань, выжигание по бересте) в создании коллекции женских украшений.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

 

 

1 Проектирование и разработка коллекции женских украшений

 

1.1 Художественные приемы в изготовлении украшений из материалов различных классов

 

На сегодняшний день существует несметное количество различных украшений и аксессуаров, выполненных в многообразных техниках с применением различного рода материала. Так, для их создания современные дизайнеры основываясь на художественных средствах и приемах, создают все новые и новые бижутерии, изучают, разрабатывают и совершенствуют ранее изученные технологии по их изготовлению.

Тем не менее, в современном мире аксессуары и украшения, выполненные собственноручно всегда оригинальны. Их особенность заключается в том, что даже в одном комплекте украшений, добавляя что-то новое или изменяя детали, мастер, создавая изделие, не сможет повториться[1]. (http://sovets.net/2228-ukrasheniya-iz-naturalnyh-kamney.html)

Изучив и проанализировав источники, нами были раскрыты основные понятия «украшение», «бижутерия» и «аксессуар» (Таблица – 1.1).

Таблица - 1.1

Источник Определение
Иллюстрированный энциклопедический словарь, Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. «украшение» - нем. «schmuck», франц. рarure – термин, под которым в этнографии понимаются все те объекты и приемы убранства человеческого тела, который независимо от своего первоначального генезиса, либо с самого начала, либо с течением времени стали предназначаться для того, чтобы вызывать в других благоприятные для украшаемой личности эмоции – эстетические, удивления, уважения, страха и т.п.; «аксессуар» - фр., сопутствующий чему-либо предмет, особенно в художественном произведении; принадлежности чего-нибудь, обстановка;

 

 

http://fammeo.ru/articles.php «аксессуар» (франц. accessoire) – принадлежность к чему-либо, сопутствовать чему-либо (шляпы, шарфики, косынки, перчатки, сумки, галстуки, пояса и другие мелочи), которые должны гармонировать с костюмом (одеждой);
https://ru.wikipedia.org/wiki «украшение» — явление, предмет или результат действия, воспринимаемые человеком или социумом в качестве гармоничного дополнения к чему-либо или кому-либо с эстетической целью;
http://nacrestike.ru   «бижутерия» - от французского «bijouterie»— украшения из недорогих материалов, для производства которых могут использоваться разнообразные металлы и сплавы, прозрачное и цветное стекло, пластмасса, керамика, дерево и кожа. Но высококачественная бижутерия может состоять из дорогих кристаллов, позолоты или посеребрения.

 

Любое украшение и аксессуар как композиция, представляет собой сочетание и соединение различных частей в единое целое в соответствии с конкретной идеей.

Восприятие украшения в целом, как и любого художественного произведения или изделия, зависит от общего вида и его построения, от способа передачи главной идеи, то есть с помощью каких выразительных средств и приемов были достигнуты единство и целостность в композиции.

Для создания того или иного украшения как и в композиции для единого и законченного произведения, возможно использование следующих художественных средств и приемов (Блок-схема 1.1).

Блок-схема 1.1

Художественные средства и приемы
Группировка
Формат
Ритм и метр
Контраст и нюанс
Композиционный центр
Симметрия
Масштаб и пропорция
Цвет
Фактура и текстура
Стилизация

 

 


 Рассмотрим подробнее основные понятия и определения, раскрытых автором Паранюшкиным Р.В. в учебном пособии[2], а также примеры украшений, выполненных в различных техниках:

- «группировка» - это прием является самым распространенным, и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточение элементов в одном месте и последовательное разряжение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению – это все группировка. Любое художественное произведение, прежде всего, содержит элементы, так или иначе, взаиморасположение относительно друг друга (Рисунок 1.1);

Рисунок 1.1 - Художественные приемы

и средства - «группировка»

 (Комплект «Ванильные кружева», автор Н. Лобанова)

- «формат» - заданный заранее, непосредственно становится одним из средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный размер художественного произведения или изделия сразу определяют возможные формы композиции, степень ее детализации, дают начало композиционной идеи. Формат может быть любым и в зависимости от этого меняются композиционные задачи (Рисунок 1.2);

 Рисунок 1.2 - Художественные приемы

и средства - «формат»

- «масштаб и пропорция» - если сравнить графическую работу и монументально-декоративное произведение, сразу понятно как масштаб влияет на форму композиции. С увеличением масштаба повышаются требования к уравновешенности и целостности композиции. Если рассматривать масштаб внутри композиции, то соотношение между элементами регулируется пропорцией. Масштабная пропорциональность как средство композиции применяется фактически постоянно, в любой упорядоченности фигур или предметов (Рисунок 1.3);

Рисунок 1.3 - Художественные приемы и средства -

«масштаб и пропорция»

- «ритм» - это равномерное чередование элементов. Учитывая, что речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом «метр». Самый простой метр – когда размеры элементов и размеры пробелов одинаковы. Изменение интервалов между элементами повышают выразительность и сложность ритма. Ритм как средство композиции часто применяется в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью (орнамент) или свободно. Ритм – это изменяющееся повторение, а метр – это повторение без изменений. Ритм в отличие от метра придает произведению динамизм. Не исключено сочетание в композиции ритма и метра. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать оригинальные произведения[3] (Рисунок 1.4);

 

Рисунок 1.4 - Художественные приемы и средства -

«ритм и метр»

- «контраст», подобен ритм – это расположенные рядом резко отличающиеся друг от друга элементы (по площади, цвету, светотени, форме и т.д.) аналогично ритмическому чередованию, лишенного какой-либо точности. Контраст придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить главные элементы, увеличить диапазон динамики композиции. Но слишком резким контрастом есть опасность нарушить целостность композиции, поэтому альтернативным средством является «нюанс». Контраст заключает в себе явную противоположность, а нюанс еле заметный переход, оттенок. Нюанс означает едва заметные незначительные отличия предметов по каким-либо свойствам[4] (Рисунок 1.5);

Рисунок 1.5 - Художественные приемы и средства –

«контраст и нюанс»

   

- «цвет» - три стандартных качества цвета – тон (собственно цвет), насыщенность и светлота – тесно связаны с непервичной, но для композиции очень важной характеристикой – яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста. Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить. Цвет, как универсальное и необходимое средство композиции, присутствует буквально в каждом художественном произведении независимо от его композиционных задач и форм[5] (Рисунок 1.6);

Рисунок 1.6 -

Художественные приемы и средства – «цвет»

- «композиционный центр» - часть, которая с наибольшей полнотой выражает главное в образном содержании сюжета или предмета. Выделяется размером элементов, обособлением главной части, цветом, особенной формой, освещением, силуэтом. Изображение или предмет организуется так, что взгляд зрителя как бы притягивается к самому интересному и запоминающемуся элементу композиции[6] (Рисунок 1.7); (http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/Pankratova_L_I_Osnovy_kompozicii/450.html).

Рисунок 1.7

Художественные приемы и средства –

«композиционный центр»

- «фактура» - это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Широко используется скульпторами, архитекторами, дизайнерами. Фактурные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно, как, допустим ритм и цвет. Фактурой поверхности художник завершает композицию. «Текстура» - близкая родственница фактуры, представляет собой видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора и т.д.), создающий эстетическую особенность произведения (Рисунок 1.8);

Рисунок 1.8

Художественные приемы и средства –

«фактура и текстура»

  

- «стилизация» - это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, приведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизуя, художник выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения. Применяется как средство дизайна и монументального искусства для усиления декоративности (Рисунок 1.8).

Рисунок 1.8

Художественные средства и приемы –

«стилизация»

Таким образом, зная основные понятия о композиции, художественных средствах и приемах, изучив источники и систематизировав полученные ранее знания, также основываясь на существующих работах на базе технологического факультета, мы решили сами спроектировать и воплотить в реальность идею создания коллекции женских украшений.

 

1.2 Эскизное проектирование коллекции женских украшений

 

Художественное проектирование является творческим процессом, одним из важных этапов которого является эскизное проектирование. На данном этапе предлагается и формулируется окончательная идея, полно определяющая все характеристики, стиль и образ будущего изделия[7].

На подготовительном этапе проектирования нашей будущей коллекции нами были проведены сбор и анализ информации касающейся непосредственно исследуемой темы. В результате, которого были определены основные предъявляемые требования к изготавливаемому изделию:

- соответствие формы содержательным характеристикам изделия;

- зависимость формы от конструкций и материалов;

- удобство в процессе эксплуатации;

- соответствие эстетическим и эргономическим требованиям;

- экономическая эффективность.

Исходя из требований, мы видим, что украшения и аксессуары должны быть удобными в процессе эксплуатации, отвечать эстетическим и эргономическим требованиям.

Для создания бижутерии на сегодняшний день существует большое многообразие техник и поделочных материалов, с помощью которых можно достичь соответствия вышеописанным требованиям.

Поделочными материалами, используемыми в качестве декоративной отделки в украшениях и аксессуарах, могут служить материалы различного класса (камень, стекло, дерево, керамика и т.д.) (Таблица 1.2).

Таблица 1.2 - Морфологический анализ (матрица)

Основной поделочный материал Материал декоративной отделки Изделие Технология выполнения изделия
Металлы и сплавы Дерево Керамика Камень Стекло Пластмасса Кость Береста Джутовая нить Полимерная глина Кожа Бумага Пластилин Бисер Бусины Ткань Проволока Пластика Глина Керамопласт Папье-маше Пряжа для вязания Тесто Шерсть Гребень Запонки Галстук Ремень Ободок Заколки и зажимы для волос Клатч Герданы (гайтаны) Броши Браслеты Шляпы Колье Подвеска Серьги Кольцо Бусы Художественная обработка камня Резьба по дереву Выжигание по дереву Вязание Вышивание Филигрань Лепка Аппликация Художественная обработка металла Художественная обработка пластика Скульптура Низание Плетение Оклеивание Лэмпворк
7 17 16 15

Число идей решения: 7*17*16*15=28560

Исходя из составленной матрицы и проведенным нами анализом работ студентов технологического факультета (ТФ), нами был разработан поиск и выбор составных элементов каждого комплекта украшений, представленных в художественном проекте на плакатах (Рисунок 1.9).

Рисунок 1.9 - Выбор и поиск вариантов

Фото хорошее  потом поставлю

Согласно требованиям, предъявляемые к эскизному проектированию, для коллекции нами были выбраны пять комплектов украшений (Рисунок 1.10).

Рисунок 1.10 – Наглядное изображение

Фото хорошее  потом поставлю

 

При выборе практической части дипломной работы мы отталкивались от уже разработанных и выполненных в различных техниках украшений студентами ТФ (войлок, полимерная глина, бисероплетение, украшения из кожи и т.д.) (Приложение №1).

Для создания комплектов нашей коллекции мы остановили выбор на следующих видах материалов, таких как галтованный камень в сочетании с различными поделочными материалами (бисер, сутажная лента, береста и джутовая нить). Подробная технология выполнения каждого комплекта будут описаны во второй главе, а также отображены в приложении нашей дипломной работы. Состав, материал, технология выполнения каждого разработанного нами комплекта представлено в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Разработка комплектов

Название комплекта Состав комплекта Материал Технология выполнения
Комплект «Валентина» Серьги; колье Галтованный камень (яшма), ракушки, бисер и бусины, основа – фетр, фурнитура Вышивание бисером
Комплект «Елена» Серьги; браслет, колье Галтованный камень (кремень), джутовая нить, фурнитура Джутовая филигрань
Комплект «Анастасия» Серьги; колье Галтованный камень (яшма), береста, декоративный шнур, фурнитура Выжигание по бересте
Комплект «Вероника» Серьги; кольцо, колье Галтованный камень (яшма), сутажная лента, бисер и бусины, основа – фетр, фурнитура Сутажная и бисерная вышивка
Комплект «Виктория» Серьги; кольцо, колье Галтованный камень (кремень), бисер и бусины, основа – фетр, фурнитура Вышивание бисером

Каждый предложенный нами комплект выдержан в едином художественном решении и образует законченную целостную композицию.

Не стоит забывать и о правилах ношения украшения:

- определиться со стилем образа;

- гармонично сочетать наряд с украшением по цвету и форме (не рекомендуется одевать более 3-х видов украшений).

Из выше описанного, сделаем вывод, что украшения и аксессуары являются объектами художественного проектирования, поскольку они отвечают следующим требованиям:

- изделия изготавливаются всеми накопленными к данному времени методами;

- изделия не выпускаются серийно;

- изделия по характеру своего назначения и форме не требуют специальной конструкторско-технологической проработки.

Используя основные приемы и средства композиции, сочетая натуральные камни и поделочные материалы, приведя их в единый ансамбль можно создать уникальные и неповторимые украшения своими руками, которые дополнят и завершат образ.

 В качестве основного поделочного материала для изготовления коллекции украшений нами был выбран галтованный камень (яшма и кремень), а в качестве декоративной отделки – материалы различного класса (береста, джутовая нить, сутажная лента, бисер и бусины, природный материал - ракушки). Технология выполнения галтовки и самих техник будет описана во второй главе выпускной квалификационной работы.

 


Технология художественной обработки поделочных материалов

 2.1 Технология обработки галтованного природного камня

 

По разработанному нами эскизу в параграфе 1.2 в качестве основного поделочного материала для изготовления украшений нам понадобятся галтованная яшма и кремень. В данном параграфе рассмотрим происхождение и месторождение природных камней (яшма, кремень), а также способ и основной принцип их обработки галтовочным оборудованием.

Одним из используемых нами в практической части дипломной работы природных камней является яшма - понятие собирательное и объединяет различные минеральные образования, имеющие общие физико-механические свойства. К ним относятся горные породы, имеющие сильные окремнения (до 80% SiO2) и образования, лишенные кварца и его разновидностей. Все они характеризуются микротонкозернистой структурой, одинаковой плотностью, относительно высокой вязкостью, твердостью по Моосу 7 и малой способностью к истиранию и выветриванию. Яшма является одной из интереснейших разновидностей цветных камней по разнообразности окраски. Природа щедро одарила ее не только пестроцветностью, но и удивительными рисунками[8] (Э.И. Белицкая, Художественная обработка цветного камня: Учебник для сред. проф-техн. училищ. – М.: Легкая и пищевая пром-сть, 1983, 200 с. ил.24с – стр.38) (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1- Разнообразие яшмы

  

По разнообразию окраски и по многообразию мест залегания с яшмой могут поспорить явно, что агаты различные яшмы столь причудливо окрашены, что создать единую классификацию этих камней по цвету и структуре не удается. Остается лишь прибегать к образным сравнениям.

Говорят о яшме кровавой, ленточной, глазковой, кирпичной, сургучной, акварельной, фарфоровой. Этот перечень можно долго продолжать. В начале XIX века в России был опубликован минералогический словарь. Его автор-ученый В.М.Севергин – перечислил пятьдесят три различных термина, которые уже тогда в разных странах использовались для обозначения различных яшм.

Месторождения яшм существуют на всех континентах и практически во всех странах. Многие местные яшмы имеют собственные наименования (Все о драгоценных камнях мира. – Вильнюс, UAB «Bestiary», Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО», 2014. – 104 с.: ил. -СТР.40).

Одними из лучших в мире считаются русские яшмы. Наиболее известна пестроцветная орская яшма. Ее добывают вблизи города Орска на Южном Урале.

Самое знаменитое месторождение находится в окрестностях горы Полковник. Другие известные месторождения южноуральской яшмы – Сибайское и Миасское[9] (Все о драгоценных камнях мира. – Вильнюс, UAB «Bestiary», Санкт-Петербург, ООО «СЗКЭО», 2014. – 104 с.: ил. -стр.41).

Также в практической части нами был использован – кремень, который представляет собой минеральное образование, состоящее из кристаллического и аморфного кремнезёма (SiO2) в осадочных горных породах (на 90% состоящую из халцедона) и чрезвычайно широко распространенную на Земле[10] (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кремень) (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 -

Декоративные кремни представляют собой монолитные тонко- и крупнозернистые кремнистые образования (конкреции округлой, пластинчатой, цилиндрической и др. форм), однотонные и пестроцветные.

Твердость их 6-7, излом грубый раковистый до занозистого. Кремни хорошо режутся и шлифуются, полируются. Имеет склонность выцветать от солнечных лучей. Декоративность камня определяется окраской и рисунком.

Окраска кремней достаточно разнообразная, но, как правило, неяркая, хотя бывают исключения. Цвет: светло-серый, черный, желто-бурый, красный, вишневый, буровато-коричневый, синий. Ее интенсивность и оттенки могут быть изменены путем обжига при температурах от 90 до 350 градусов.

Концентрически-зональные кремни с четким рисунком и яркой окраской представляют собой наиболее интересный поделочный, а при тонком рисунке и ювелирный материал.

Пятнистые кремни характеризуются пятнистой окраской различного тона без четкого рисунка — основная их масса неравномерно раскристаллизована.

Декоративные кремни в силу редкости ярко окрашенных «рисунчатых» разновидностей не сразу вошли в обиход человека в качестве поделочного камня, в противоположность широко развитым и издавна применяемым техническим кремням[11] (http://www.jewelgold.ru/2012/11/01/kremen).

Камень кремень очень широко распространён и популярен. Его можно встретить практически во всех странах нашей планеты. В Российской Федерации наиболее известными местами, где добывают кремень, являются Подмосковье, Тверская область, а также Белгородская область.

Известны месторождения Южного Казахстана, именно здесь находят кремень необычного окраса: серый, коричневый, розовый, жёлтый, сиреневый и даже насыщенно-красный[12] (http://tvoi-uvelirr.ru/kamen-kremen-svojstva-kremnya-primenenie-kremnya/).

Выбор материала является главным моментом в процессе галтовки, для этого нами был проведен сравнительный анализ выбранных нами камней (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Выбор материала (сравнительный анализ)

 

Наименование показателя

Значение

Яшма Кремень
Химическая формула SiO2 ???
Твердость 7.00 6.00 - 7.00
Плотность, г/см3 2.65 - 2.7 2,6
Блеск От стеклянного до жирного Стеклянный, восковой
Спайность Отсутствует ???
Излом От раковистого до неровного От раковистого до занозистого
Вязкость Хрупкий ???
Истирание Малое ???
Долговечность Стойкий ???
Уровень прозрачности Непрозрачный Непрозрачный

Сырьем для галтовки должен служить сплошной твердый материал - без трещин пор, пустот или мягких включений. Хотя мелкие углубления обдираются и полируются в барабанах, глубокие так и остаются необработанными на фоне обработанного камня. Более того, из таких глубоких впадин почти невозможно удалить грубый абразив и он загрязняет материал на последующих этапах обработки. Вот почему выбору материала для галтовки следует уделять самое серьезное внимание.

В идеальном случае всю партию материала следовало бы составлять из одинаковых камней, чтобы при обработке они вели себя одинаково. Тем не менее, не возбраняется смешивать камни разного размера - при этом можно получить хорошие результаты, хотя иногда случается и так, что, когда уже появилась хорошая полировка на камнях одного размера, камни другого, большего или меньшего размера еще далеки от этого. Важное правило состоит в том, что нельзя смешивать камни, сильно различающиеся по твердости и вязкости. Совместная галтовка мягких и хрупких камней с более твердыми и вязкими приводит к быстрому истиранию менее прочного материала, иногда до полного его исчезновения. При галтовке очень крупных камней трудно избежать появления на них многочисленных мелких сколов и поверхностных трещин. Когда обрабатываются мелкие камни, то при соударениях трещины не возникают в силу малой их массы. Другое дело крупные камни, которые, имея большую массу, соударяются при тех же частотах вращения барабана с гораздо большей силой (Синкенкес, с. 242).

Подготовка сырья к галтовке.Выбранный материал для галтовки раскалывают на куски приблизительно одинакового размера. Для этого используют молоток и наковальню, или распиливают куски на пластины, а затем раскалывают их. Хрупкие материалы дают при раскалывании острые осколки, разлетающиеся во все стороны, ими легко порезать руку и поранить лицо и глаза[13] (243).

Поэтому следует пользоваться перчатками и защитными очками. Дефекты камней можно попытаться удалить на обдирочном станке. Подобная операция при всей ее трудоемкости, в конечном счете, окупается тем, что сокращает время, необходимое для галтовки таких камней.

Сам процесс галтовки представляет собой массовое производство полированных ювелирных камней, когда в барабан загружают куски сырья, добавляют абразив и воду и приводят его во вращательное движение, поддерживая в таком состоянии до тех пор, пока камни не станут совершенно гладкими.

После загрузки барабана и включения двигателя процесс почти не требует внимания. Эта особенность обработки в сочетании с тем, что получающиеся при этом камни приобретают красивый вид и любопытную форму, делают галтовку очень привлекательной. Указанный способ вызывает интерес и в связи с тем, что с его помощью могут быть обработаны обычно многочисленные мелкие осколки каменного сырья, которые уже ни на что не годятся, но идеально подходят для галтовки. [14, с. 238]

Принцип галтовки заключается в том, что барабан заставляют вращаться с такой частотой, чтобы камни поднимались по одной стороне барабана до известного уровня, после чего скатывались вниз. При этом каждый камень, совершая бесчисленные круговые движения вверх и вниз, стачивает острые углы о «бока» своих «соседей». Требуется довольно длительное время, чтобы весь первоначальный материал превратился в совершенно гладкие кусочки. Схема движения камней внутри галтовочного барабана показана на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 - Схема движения камней

 

На схеме проиллюстрировано поведение абразива в галтовочном барабане. При соответствующей скорости необработанные камни со дна и в правой части барабана поднимаются вверх до некой критической точки. Здесь они переворачиваются и соскальзывают, как показано стрелками на рисунке, вниз в системе единого слоя. Если барабан вращается слишком быстро, вместо скользящего слоя образуется «камнепад». Это приводит к сильному выкрашиванию и увеличению времени, необходимого для доводки загруженной партии камней[14] (239). Более подробное описание и характеристики галтовочного оборудования рассмотрим в следующем параграфе.

 

 

2.2 Галтовочное оборудование

 

Выбранные нами камни (яшма, кремень) прошли процесс обработки с помощью галтовачного оборудования. Галтовочным барабанам обычно придают шестигранную форму, поскольку считается, что в этом случае камни поднимаются выше и, поднявшись, лучше переворачиваются. Однако некоторые камнерезы, занимающиеся галтовкой, применяют только круглые барабаны и получают хо­рошие результаты. Таким образом, форма барабана, по-видимому, определяющего значения не имеет, другое дело - размер его, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на скорость обработки (239). В нашем случае выбранный нами материал был обработан самодельным галтовочным оборудованием, изготовленным силами студентов и преподавателей технологического факультета Сибайского института (филиал) БашГУ (Приложение №2).

Форма и размер барабана. Если барабан большой, то по сравнению с барабаном меньшего размера нижние слои камней будут испытывать более сильное давление и, следовательно, более сильное абразивное воздействие. Это означает, что в барабане с большим диаметром галтовка будет происходить быстрее, чем в барабане меньшего диаметра. Наиболее популярны барабаны диаметром 15-30 см. Несомненно, можно применять барабаны и большего размера, но для него понадобится слишком много сырья, так как барабан нужно загружать больше половины всего объема [с. 239].

Конструкция барабана.В качестве барабана для галтовки используют небольшие банки с завинчивающимися или плотно закрывающимися крышками, стеклянные банки, автомобильные покрышки, банки из-под краски и масла, фляги, стальные барабаны и многое другое.

Необходимость внутренней облицовки барабана объясняется несколькими причинами, среди которых не последнюю роль играет стремление свести к минимуму износ барабана и уменьшить шум при работе. Лучшей облицовкой является резина или пластмасса. Оба этих материала препятствуют абразивному воздействию обрабатываемых камней на внутренние стенки барабана и, смягчая удары, уменьшают шум. Поскольку эти материалы обладают большим коэффициентом трения, нежели стенки барабана, они способствуют также подъему камней на большую высоту. Также барабаны можно облицевать листовой резиной толщиной 4,5-6 мм[15].

Конструкция галтовочных станков настолько проста, что многие любители делают их сами. Одна из идей, преимущество которой заключается в простоте и дешевизне, предусматривает следующее: установите на двух деревянных блоках стальной стержень, который может вращаться в смазанных жиром канавках. На каждый конец стержня подвесьте по автомобильной покрышке. Через стержень перекиньте шкив или ремень, который вращает его, а тот в свою очередь вращает покрышки с партией камней, абразива и воды, где и происходит галтовка. Эта конструкция имеет много недостатков, но, тем не менее, она действует [с. 240].

Частота вращения барабана.Для барабана определенного диаметра существует только одна оптимальная частота вращения, а именно та, при которой обрабатываемый материал поднимается по внутренней стенке до определенной высоты, а затем начинает, как бы ссыпаться. Превышение оптимальной частоты приводит к образованию «камнепада», т. е. к тому, что камни, отделяясь от стенки барабана, начинают падать на другие камни, соударяясь с ними со значительной силой. Такой процесс благоприятен на начальной стадии обработки, поскольку способствует быстрому сбиванию острых углов и снижает продолжительность галтовки. При еще больших скоростях центробежная сила просто прижмет камни к стенкам барабана, что неизбежно при работе с большими скоростями.

С другой стороны, низкие скорости так же нехороши, как и слишком высокие. При скоростях ниже оптимальных обрабатываемый материал, поднимаясь по стенкам барабана, не достигает нужной высоты и соскальзывает всей массой обратно, вместо того чтобы переворачиваться и скатываться отдельными слоями. По характеру звуков, исходящих от работающего барабана, можно судить, как обстоит дело. Очень высокие скорости могут вообще не создавать никакого шума, поскольку материал прижат к стенкам и не передвигается, или же могут вызывать слишком большой шум и грохот, если в барабане происходит «камнепад». Недостаточно высокие скорости могут заявить о себе периодически повторяющимся шуршащим звуком в момент, когда материал, поднявшись не некоторую высоту, соскальзывает вниз. При оптимальной скорости будет возникать звук, который лучше всего описать как устойчивый шуршащий или рокочущий гул [16](Таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 - Оптимальные частоты вращения

галтовочных барабанов

Диаметр барабана Частота вращения барабана
1 15 35-55
2 25 25-40
3 30 15-25
4 40 5-15

Некоторые операторы рекомендуют при переходе от обдирки к полированию изменять частоту вращения барабана с более высокой на частоту вдвое ниже. Если при обдирке применяются частоты вращения несколько ниже тех, которые требуются, это может привести к преимущественному образованию камней плоской формы, особенно когда обрабатываются мелкие камни, такие, как обсидиан бирюза, лазурит и др. Такая форма камней может быть даже желательной, если готовые камни предназначаются для подвесок. При использовании жидкой абразивной суспензии обдирка происходит быстрее и больше образуется камней плоской формы. Наоборот, густая суспензия способствует образованию округлых камней, но общая продолжительность обдирки при этом увеличивается [с. 242].

Количество загружаемого материала.По мнению большинства специалистов, барабан следует заполнять камнями и абразивом наполовину или немногим больше, а пространство между камнями и порошком-водой до уровня верхнего слоя камней. При меньшем количестве камней вся масса будет соскальзывать, и абразивное действие будет очень низким, ибо слишком большое количество камней не дает необходимого скольжения их относительно друг друга. В барабан обычно добавляют моющее средство, способствующее смачиванию материала, из расчета одна столовая ложка порошка на 4 кг камня. Добавление большего, чем было указано, количества воды, вызывая разбавление абразивной суспензии, ускоряет обдирку [с. 243].

Абразивные материалы. При галтовке для обдирки применяется исключительно карбид кремния. Для первой обдирки обычно берут очень грубый порошок, как правило, 80 меш, для второй используют порошки 400 или 600 меш[17].

Для первой обдирки абразивный порошок берут из расчета 1-3 кг на 10 кг камней. Меньшее количество применяется для относительно мягких камней, большее для твердых и вязких. Скорость обработки увеличивается, если камни ежедневно или через день выгружать из барабана, промывать и вновь загружать, добавляя каждый раз свежий порошок. Однако это накладно, и многие любители предпочитают просто увеличивать период первоначальной обдирки. Теоретически можно обработать партию камней, загрузив порошок лишь один раз в самом начале, поскольку в процессе работы порошок разрушается на все более мелкие частицы, благодаря чему поверхность камней становится все более гладкой, пока, наконец, камни не приобретут такое качество поверхности, которое обычно достигается при обдирке в несколько этапов.

Для второй обдирки применяют меньшее количество более тонкого абразива - от 0,5 до 1 кг на 10 кг камней (14, с. 244).

Продолжительность галтовки.При использовании порошка номер 80 для первой обдирки требуется от 3 до 4 недель непрерывной галтовки, чтобы получить совершенно гладкую поверхность камня. Для второй обдирки требуется около 1 недель. Продолжительность обработки зависит от формы и свойств сырья размера барабана и других факторов. При первой обдирке время от времени необходимо открывать барабан и проверять, в какой степени продвинулась обработка. Убедившись, что задачи первой обдирки выполнены, переходите ко второй, но, если на камнях еще сохранились углубления или поверхностные трещины обработку следует продолжить. При осмотре содержимого барабана следует тщательно вымыть и высушить большое количество образцов, принимая во внимание тот факт, что все камни выглядят лучше, когда они смочены водой, особенно если вода впиталась в поверхностные трещины, сделав их незаметными. Аналогичные проверки необходимо делать и при второй обдирке. Один из способов определения окончания второй обдирки предусматривает полирование на круге наугад взятого из барабана камня. Если он быстро полируется, значит, риски на поверхности камня стали незначительными и обдирку можно прекратить. Слишком продолжительная обдирка приводит к появлению уплощенных камней [14, с. 244].

Полирование.В качестве наполнителей используют опилки, глину, скорлупу арахиса, кочерыжки кукурузных початков и др. Наряду с усилением полирующего действия эти материалы выполняют также функцию амортиза­торов, предотвращающих непосредственное соударение камней, которое часто приводит к скалыванию их тонких краев. Хорошие результаты дают все названные наполнители, хотя наиболее популярны деревянные палочки, квадраты толстой фанеры размером 25 х 25 мм и кусочки толстой кожи[18].

Полирующее средство составляют из расчета 0,5 кг порошка и 2,5 кг наполнителя на 10 кг камней, прошедших вторую обдирку. Популярными для галтовки полирующими порошками являются диоксид олова, трепел, отмученный оксид алюминия, диоксид церия, крокус и оксид хрома, т.е. стандартные порошки, широко применяемые и при других видах обработки камня.

Полирование обычно продолжается 4-5 дней или даже неделю. В процессе обработки, как и ранее, осматривайте образцы, вымыв и высушив их. Использование при осмотре 10-кратной лупы поможет обнаружить любую оставшуюся на поверхности матовость, что свидетельствует о необходимости продолжать полирование.

На стадии полирования не удается устранить ошибки, допущенные при обдирке. Если после нескольких дней полирования осмотр камней покажет, что они все еще имеют матовый блеск или покрыты мелкими углублениями, это означает, что время второй обдирки было недостаточным. В этом случае камни лучше вернуть на обработку, чем напрасно тратить время на их полирование [14, с. 244].

Вибрационные станки. Эти станки называются также галтованными, хотя по принципу действия они отличаются. Вместо скольжения камней относительно друг другу, здесь происходит их вибрация. В результате каждый кусок обрабатываемого материала меняет свое положение, вибрирует и трется о своих соседей[19].

Рисунок 2.4 – Виброгалтовочное оборудование

Существует два способа создания вибраций. Простейший из них – механический, т.е. вибрация создается эксцентриковым валом, вращающим от электродвигателя. Сложным является устройство, в котором создается электромагнитная вибрация, обеспечивающая большее число колебаний в минуту и поэтому более эффективная.

Важным преимуществом таких станков является доступность обрабатываемого материала для наблюдения[20] [с. 247].

Рассмотрим технологию галтовки камня, используемую в дальнейшем для коллекции украшений (Таблица 2.3).

Таблица 2.3 – Технологическая карта на изготовление

галтованного камня

Наименование операции   Графические изображения Оборудование и инструменты
1 Подбор камня  
2 Перемешивание камня с абразивным порошком Абразивный порошок, емкость, перчатки
3 Грубая обдирка Галтовочный станок
4 Средняя доводка Галтовочный станок
5 Доводка камня Виброгалтовочный станок
6 Полирование камня Виброгалтовочный станок
7 Готовая продукция  

 

2.3 Технология обработки материалов различных классов

 

Для выполнения практической части дипломной работы в качестве декоративной отделки нами были выбраны четыре различных техник – сутажная и бисерная вышивка, филигрань из джутовой нити, выжигание по бересте. Описание техники, материалы и инструменты для работы, приемы и способы обработки рассмотрим в таблице (Таблица 2.4).

 

 

Таблица 2.4 - Описание техник

Название техники Используемые материалы и техника выполнения

Комплект «Валентина», «Виктория»

Бисерная вышивка Оба комплекта выполнены с применением следующих видов швов:  - «стебельчатый» – шов выполняется в направлении слева направо; на иглу надеваются две бисеринки, игла вводится в ткань за второй бисеринкой и выводится между бисеринками; затем игла продевается через вторую бисеринку, нанизывается еще одна, после чего ила вводится в ткань за новой бисеринкой и выводится между последней и предпоследней бисеринками; игла продевается через последнюю бисеринку, после чего нанизывается следующая – далее продолжаем действовать таким же образом; - «вперед иголку» - нить, закрепляется узелком, игла выводится на поверхность и на нее набирается немного больше бисеринок, чем нужно для заполнения длины стежка; затем ткань протыкается иглой и натягивается нитка, далее вышиваем, каждый раз набирая на нитку немного больше бисеринок, чем требуется для покрытия стежка[21]; (Гринченко А.С. Вышивка бисером. М.: Эксмо, 2007. – 64с.: ил. – стр.32-32); - для обшивки кабошонов применили «мозаичное плетение» - закрепляем нить с изнаночной стороны и выводим иглу на лицевую сторону на расстоянии 1мм от камня; для первого ряда набираем две бисерины и делаем стежок равной двум бисеринам; далее шьем швом «назад иголкой» - с изнаночной стороны выводим иглу на лицевую сторону между двумя набранными бисеринами продеваем через вторую, затем набираем еще две бисерины; сделать стежок соответствующий двум бисеринкам, продолжить шить «назад иголкой» выводя иглу между третьей и четвертой бисеринами; таким образом обшить весь кабошон[22] (http://russian-handmade.com/post328782900/); начинаем обшивку второго ряда - нанизываем на иглу две бисеринки, поворачиваем иглу в обратную сторону и через две бисеринки опускаем ее в первый ряд; проводим иглу в 4 бисеринки нижнего ряда; выводим иголку и снова нанизываем две бисеринки; поворачиваем иглу назад и проводим нить через крайнюю верхнюю бисеринку; после этого опускаем иглу в нижний ряд и проводим через 5 бисеринок; в процессе работы, поначалу видны зазоры из ниток, стараемся затягивать бисер плотнее; повторяем последние два действия до конца ряда - нанизываем две бисеринки, поворачиваем иглу в обратную сторону, проводим через крайнюю верхнюю бисеринку, и, опустив на нижний ряд, проводим через 5 бисеринок; таким образом, плетем второй ряд и замыкаем круг (Приложение №3) (http://www.vsembusiki.ru/statyi/master-class/obshivaem-kaboshony-biserom-svoimi-rukami/). Для комплектов были использованы - галтованный камень (кремень, яшма); стеклянный бисер (чешский, китайский) одинакового размера (№ 10) различных цветов; пластиковые бусины различной формы и размеров (4); стразы; основа - фетр; декоративная лента; фурнитура/ нейлоновая нить (мононить), игла, ножницы, клей «Титан»; плоскогубцы.

Комплект «Изольда»

Сутажная вышивка Сутажом называют плоский декоративный шнур в виде косички, который широко используют для отделки изделий и создания украшений; сутажная тесьма может быть изготовлена из натурального и искусственного шелка, полиэстера, металлизированных нитей типа люрекса или комбинации этих нитей. Для украшений в сутажной технике чаще всего используют тесьму шириной 3-4 мм, реже – 6мм. Работа с сутажом (основные техники и приемы) – слои сутажной тесьмы сшивают швом «вперед иголку», проходя иглой точно в центральную бороздку; слои сутажа сшивают небольшими (2-3мм) стежкам: иглу вкалывают практически в место предыдущего прокола и проходят через слои сутажа чуть наискосок; при шитье слои тесьмы нужно складывать так, чтобы оплетка шла в одну сторону. Для нашей работы мы взяли нейлоновую нить в одно сложение, на конце завязали узелок; сложили три слоя тесьмы и прошли иглой через них, попадая точно в центральную бороздку, оставляя узелок с той стороны тесьмы, на которую будет наложен еще один ее слой – так он будет незаметен; далее вертикально вкололи иглу максимально близко к точке выхода нити и прошили слои сутажа в обратном направлении, добавляя четвертый отрезок тесьмы, таким образом, сшиваем необходимую нам длину. Концы сутажа растрепываются, чтобы этого избежать мы их проклеили клеем «Момент кристалл»[23]. (Расина Е.Г., Сутажная вышивка: пошаговые мастер-классы для начинающих/Екатерина Расина. – Москва: Эксмо, 2014. – 64с – стр 11-12.) В данном комплекте также было применено выше описанное «мозаичное оплетение» галтованного камня. Для комплектов были использованы – галтованная яшма; сутажная лента четырех цветов, стеклянный бисер (чешский, китайский) № 10 двух цветов; пластиковые бусины округлой формы; основа - фетр; декоративный шнур; фурнитура/ нейлоновая нить (мононить), игла, ножницы, клей «Титан»; плоскогубцы.

Комплект «Елена»

Джутовая филигрань Для своей работы мы использовали технику выполнения завитков и укладывание материала в виде самых разнообразных рисунков, т.е. джутовую филигрань. Работа выполняется с выбора эскиза (в нашем случае – основной мотив – «бабочка»), который помещается в прозрачный полиэтиленовый файл. Работу начинаем с нанесения клея по всему контуру эскиза рисунка. Далее поверх клеевого контура выкладываем отрезки шпагата, слегка расправляя и перекручивая нить, которую сворачивают в завитки пинцетом и плотно укладывают на клеевую основу. Тонкой металлической спицей нить расправляем по рисунку. Таким образом, заполняется все поле. После обработки всего эскиза изделие просушиваем. Для этого все элементы-заготовки помещаем под пресс. После просушки снимаем пресс и осторожно отделяем поделку, используя цели нож или другой острый предмет. Теперь работа закончена. Галтованный кремень; джутовая нить трех цветов, полиэтиленовая основа (файл), белизна, водная морилка «Махагон», фурнитура, ножницы, пинцет, клей «Титан».

Комплект «Анастасия»

Выжигание по бересте Для данного комплекта мы применили нетрадиционный, еще не широко распространенный, новый вид работы - выжигание по бересте. В работе были использованы береста светлого и темного цветов. На вырезанных по шаблону деталях, с помощью выжигательного аппарата по предварительно нарисованному эскизу и переведенные через кальку были переведены узоры. Береста, картон, калька, декоративный шнур, фурнитура/ клей ПВА, ножницы, шило, выжигательный аппарат.

Более подробно рассмотрим последовательность выполнения комплекта «Валентина» в технике бисерной вышивки (Таблица 2.5).

Таблица - 2.5 Технологическая последовательность изготовления коллекции женских украшений

 

Наименование операции   Графические изображения Оборудование и инструменты

Комплект «Валентина»

Колье

1 Разработка эскиза для колье.   Бумага, карандаш, ластик, акварельная краска, гуашь, цветные карандаши.
2 Галтовка яшмы для колье (описание в параграфе 2.2). Галтовочные и виброгалтовочные станки, кусочки яшмы, порошки.
3 Подбор камней для колье.   Яшма разной формы
4 Подбор бисера для гарнитура   Яшма, ракушки, бисер, бусины
5 Разметка на шаблоне   Шаблон, карандаш, галтованный камень, ракушки
6 Вырезание по шаблону, с разметкой галтованного камня (яшма) и ракушек   Шаблон, карандаш, ножницы, фетр, галтованный камень, ракушки
7 Обшивка края бисером   Основа- фетр, бисер, мононить, игла, ножницы
8 Приклеивание к основе галтованного камня и ракушек Основа – фетр, галтованный камень, ракушки, клей «Титан»
9 Обшивка элементов колье бисером   Основа – фетр, галтованный камень, ракушки, бисер, игла, мононить, ножницы
10 Пришивание бусин к основе Основа – фетр, бусины разной формы и величины, игла, мононить, ножницы
11 Вышивание внутренних границ бисером Основа – фетр, бисер, игла, мононить, ножницы
12 Заполнение пустот бисером разного цвета Основа – фетр, бисер, игла, мононить, ножницы, бисер разных цветов
13 Пришивание ленты Основа – фетр, лента, игла, мононить, ножницы,
14 Обработка изнаночной стороны Потом добавлю!! Основа – фетр, игла, мононить, ножницы
16 Готовое изделие    

17

Серьги

Вырезание по шаблону и разметка галтованного камня Шаблон, фетр, галтованный камень, карандаш, ножницы
18 Приклеивание галтованного камня к основе, подбор бусин и бисера Фетр, галтованный камень, клей «Титан», бисер, бусины
19 Обшивка краев и галтованного камня бисером Галтованный камень, бисер, бусины, ножницы, мононить
20 Заполнение пустот бисером разного цвета Основа – фетр, бисер, игла, мононить, ножницы, бисер разных цветов
21 Пришивание фурнитуры  
22 Обработка изнаночной стороны Основа – фетр, игла, мононить, ножницы Потом добавлю!! Потом добавлю Основа – фетр, игла, мононить, ножницы  
22 Готовое изделие  

 

Технологические карты выполнения остальных комплектов будут представлены в Приложениях 4,5.

 

2.4 Опасные и вредные производственные факторы при изготовлении изделий ручной работы

 

Изготовление украшений, как трудовая деятельность человека подразумевает соблюдения ряда требований и правил для создания благоприятных условий труда. То есть создаются такие комплексные системы мер защиты человека на производстве и безопасная трудовая (производственная) деятельность, при которой с определенной вероятностью исключаются потенциальные производственные опасности, влияющие на здоровье человека. Ниже на блок-схеме мы видим, из каких мер защиты складывается безопасная трудовая (производственная) деятельность[24] (Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда/П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономареви др., Учеб. Пособие для студентов средних спец. учеб. Заведений. – М.: Высш.шк., - 2001.- 431с.:ил. – стр.9).

Блок-схема

Технические
Лечебно-профилактические

 

 


 

Меры защиты
Санитарно-гигиенические
Экономические
Организационные
Правовые

 


В производственной среде (пространство, в котором совер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: