Чисто условное умозаключение
Упражнение 1
Найдите основание и следствие в условных посылках, сделайте вывод, постройте его схему. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»). При решении задачи следует учесть, что некоторые посылки являются комбинированными сложными суждениями.
1.1. Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.
1.2. Обмен жилыми помещениями может быть судом признан недействительным, если он произведен с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом. В случае признания обмена недействительным стороны подлежат переселению в ранее занимаемые помещения.
1.3. Вузовская наука, стоящая у колыбели подготовки кадров, способна играть созидательную роль, если она твердо встанет на рельсы творчества и развития. Если наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления, развитие политической культуры общества, перспективы самой науки.
1.4. Если Н. признан виновным в совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности. В этом случае по отношению к нему применяются основные или дополнительные меры наказания.
1.5. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными. Если брак расторгается, то суд выносит решение о расторжении брака. Если суд выносит такое решение, то в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.
1.6. Родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами (болезнь, увечье ребенка и т. п.). Размеры участия в таких расходах определяются судом с учетом материального и семейного положения родителей.
1.7. Если бы Дагаев был на суде, если бы он мог живым словом передать подробности происшествия, то как человек молодой, образованный, может быть, он и изменил бы отчасти показания, данные им на предварительном следствии, и, может быть, участь подсудимого была бы смягчена1.
1.8. В случае, когда ребенок не проживает совместно с родителями и последние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Органы опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав.
1.9. Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды размоют дороги. Если дороги окажутся размытыми, то движение по ним станет невозможным и в результате многие населенные пункты окажутся без подвоза сырья и продовольствия.
1.10. Не было гвоздя - подкова пропала.
Подкова пропала - лошадь захромала.
Лошадь захромала - командир убит.
Конница разбита, армия бежит.
Враг вступает в город, пленных не щадя,
потому что в кузнице не было гвоздя.
(Маршак)
Условно-категорическое умозаключение
Упражнение 2
В условной посылке укажите основание и следствие, сделайте вывод, определите модус, постройте его схему. Как и в упр. 1, некоторые посылки - комбинированные сложные суждения.
2.1. Если туман не рассеется, вылет будет задержан. Вылет не задержали.
2.2. Если изменяются экономические отношения, изменяется и правосознание. Экономические отношения изменились.
2.3. Договор будет заключен, если между договаривающимися сторонами достигнуто соглашение. Однако договор заключен не будет.
2.4. Обмен жилого помещения не допускается, если он носит корыстный или фиктивный характер. Данный обмен носит фиктивный характер.
2.5. Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнение. Приговор по делу П. может быть оставлен в силе.
2.6. Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он участвовал в данном деле в качестве эксперта. Судья С. может участвовать в рассмотрении дела.
2.7. Если я задержусь у друзей на даче, то я опоздаю на последнюю электричку и она уйдет без меня. Но я не опоздал на последнюю электричку, и она без меня не ушла.
2.8. Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Сборочный цех может быть принят и введен в эксплуатацию.
2.9. В состав суда, рассматривающего уголовное дело, не могут входить лица, если они состоят в родстве между собой. Р. и П. -родственники.
2.10. Кто работает, тот не скучает. Он работает.
2.11. Раз исследуется вся сложность влияний, падающих извне на животное, то эта сложность должна быть в руках экспериментатора (Павлов). Такая сложность влияний исследуется.
2.12. Если граждане моложе шестнадцати лет не являются лицами, участвующими в деле, или свидетелями, то они не допускаются в зал судебного заседания. К. четырнадцати лет и П. пятнадцати лет допущены в зал судебного заседания.
2.13. Если следственным экспериментом устанавливается лишь возможность течения события определенным образом, выводы из этого эксперимента будут только вероятными. Проведенный эксперимент установил лишь возможность течения события определенным образом.
2.14. Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может сообщить источник своей осведомленности. Фактические данные, сообщенные свидетелем, могут служить доказательством.
2.15. Если обвиняемый совершил грабеж, он привлекается к уголовной ответственности по статье 161 УК РФ. Обвиняемый привлечен к уголовной ответственности по данной статье.
Упражнение 3
Используя условную посылку, постройте умозаключение: а) по утверждающему, б) по отрицающему модусу, постройте их схему в символической записи. Если условная посылка явно не выражена, сформулируйте ее в явной логической форме (со связкой «если..., то...»).
3.1. Если будет засуха, посевы погибнут.
3.2. Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств.
3.3. Одно и то же лицо не может быть защитником двух обвиняемых, если интересы одного из них противоречат интересам другого.
3.4. Из-за неблагоприятной погоды вылет самолета задерживается.
3.5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Крылов).
3.6. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
3.7. Если нападают, надо защищаться (Горький).
3.8. Беда, коль пироги начнет печи сапожник (Крылов).
3.9. Кто вино любит, сам себя губит.
3.10. Не наловишь рыбы - Не сваришь ухи.
3.11. Трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.
3.12. Для усыновления требуется согласие усыновляемого при достижении им десятилетнего возраста.
3.13. Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем (Менандр).
3.14. Предметы и ценности, добытые преступным путем, при обыске подлежат изъятию.
3.15. Когда Борис хитрить не перестанет,
Давай народ искусно волновать.
(Пушкин)
Упражнение 4 Используя посылки упр. 3, постройте умозаключения по неправильным модусам.
Упражнение 5 Сделайте вывод из посылок, установите, следует ли он с необходимостью.
5.1.. Если Н. совершил грабеж, он привлекается к уголовной ответственности. Н. привлекается к уголовной ответственности.
5.2. Если Л. виновен в разбойном нападении, то он привлекается к уголовной ответственности по ст. 162 УК РФ. Л. привлечен к уголовной ответственности по ст. 162 УК РФ.
5.3. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. Однако срок действия в трудовом договоре не оговорен.
5.4. Если сегодня вторник, то завтра среда. Но сегодня не вторник
5.5. Каждый имеет право на возмещение вреда, если вред незаконно причинен его имуществу. П. имеет право на возмещение вреда.
5.6. Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Уголовное дело может быть возбуждено.
5.7. Если государство является светским, то оно не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Государство является светским.
5.8. Если путем следственного эксперимента устанавливается, что событие могло произойти только данным образом и никак иначе, то выводы из подобных результатов эксперимента будут носить достоверный характер. Выводы из результатов эксперимента носят достоверный характер.
5.9. Если лицо виновно в совершении преступления, то оно подлежит привлечению к уголовной ответственности и наказанию. П. не виновен в совершении преступления.
5.10. Если к перевозке предъявляется багаж в неисправной упаковке, транспортная организация отказывается принять его. Транспортная организация отказалась принять багаж.
5.11. Усыновление признается недействительным, если судом установлено, что усыновление основано на подложных документах. Суд установил, что усыновление основано на подложных документах.
5.12. Термин не распределенный в посылке не может быть распределен в заключении. Термин в посылке распределен.
5.13. Если бы элемент мести примешивался к чувству самосохранения, то он попытался бы ударить по той руке, которая наносила удары, вырвать шпагу, нанести удар в лицо, сделать, одним словом, что-нибудь, чтобы защититься. Между тем ничего этого не было.
Разделительно-категорический силлогизм
Упражнение 6
Сделайте вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему, укажите вид дизъюнкции: строгая или нестрогая.
6.1. Суждение может быть простым или сложным. Суждение «Медведев - старшина милиции» - простое суждение. Следовательно...
6.2. По физическим характеристикам планеты Солнечной системы делятся на планеты земного типа и планеты-гиганты. Юпитер не относится к планетам земного типа. Значит...
6.3. Умышленные преступления совершаются с прямым или с косвенным умыслом, р данном преступлении не было косвенного умысла.
6.4. Выдвинутая гипотеза доказывается или опровергается. Эта гипотеза доказана,
6.5. Науки делятся на фундаментальные и прикладные. Физика не прикладная наука.
6.6. Правонарушения делятся на преступления и проступки. Данное правонарушение - проступок.
6.7. Проступки бывают гражданскими, административными и дисциплинарными. Проступок, который совершил гр-н Н., не является ни гражданским, ни дисциплинарным.
6.8. Орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, или передаются в соответствующие учреждения, или уничтожаются. В данном случае принадлежащие обвиняемому орудия преступления не уничтожены.
6.9. Познание делится на научное, донаучное и ненаучное. Мифология - донаучное познание.
6.10. Некоторые преступные деяния совершаются по легкомыслию или по неосторожности.
6.11. Производство предварительного следствия заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела. Производство предварительного следствия закончилось составлением постановления о прекращении дела.
6.12. Пожар возник или вследствие нарушения правил пожарной безопасности, или в результате стихийного бедствия, или поджога. Установлено, что пожар возник в результате стихийного бедствия.
6.13. Недостача товаров в магазине, явный беспорядок в расположении оставшихся товаров и открытая входная дверь со сломанным замком являются следствием или кражи товаров из магазина посторонними лицами, или инсценировкой кражи, совершенной кем-либо из материально ответственных лиц для сокрытия растраты. Было установлено, что кража не могла быть совершена посторонними лицами.
6.14. Покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, если ее недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать либо замены вещи, определенной в договоре родовыми признаками, вещью надлежащего качества, либо соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков вещи продавцом, или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо расторжения договора с возмещением покупателю убытков, Покупатель потребовал замены вещи.
6.15. Лица, совершившие преступление, актом об амнистии могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Актом об амнистии М. освобожден от наказания.
Упражнение 7
Используя разделительную посылку, постройте умозаключение:
а) по утверждающе-отрицающему модусу,
б) по отрицающе-утверждающему модусу; опираясь на схему модуса, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.
Образец:
7.1. Юридические законы делятся на основные (конституционные) и обыкновенные.
7.2. По количеству категорические суждения делятся на общие и частные.
7.3. Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом, арбитражем или третейским судом.
7.4. По характеру и общественной опасности деяния преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
7.5. Сдельная оплата труда может быть индивидуальной или коллективной.
7.6. Сложное суждение может быть соединительным, разделительным или условным.
7.7. Д. совершил преступление умышленно или по неосторожности.
7.8. Кража могла быть совершена либо Б., либо В., либо Г.
7.9. Подстрекатель мог склонить Г. к совершению преступления путем уговора, подкупа, угроз или иным способом.
7.10. В этом озере можно поймать и щуку, и леща, и окуня, и плотву.
7.11. Возникновение проблемных ситуаций в науке свидетельствует либо о противоречиях между старыми теориями и вновь обнаруженными фактами, либо о недостаточной корректности и разработанности самой теории, либо о том и другом одновременно.
7.12. Потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред.
7.13. Эта гроза даром не пройдет. Либо уже убьет кого-нибудь, либо дом сгорит (Островский).
7.14. Что тут случилось - щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своей смертью умер и всплыл на поверхность - свидетелей этому не было (Салтыков-Щедрин).
7.15. Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.
(Пушкин)
Упражнение 8
Постройте рассуждение по одному из модусов разделительио-категорического умозаключения.
8.1. Уважительными причинами неявки обвиняемого по вызову следователя признаются: болезнь, лишившая обвиняемого возможности явиться, несвоевременное получение обвиняемым повестки или иные обстоятельства, лишающие обвиняемого возможности явиться в назначенный срок. Как выяснилось, обвиняемый не был болен и повестку он получил своевременно. Возможно, что имели место какие-то другие уважительные причины, помешавшие ему явиться в назначенный срок.
8.2. У работницы кондитерской фабрики при задержании ее в проходной после окончания смены обнаружено несколько килограммов сахарного песка. Это хищение могло быть совершено без помощи и ведома других лиц, но может свидетельствовать и о групповом хищении с участием работников охраны или материально ответственных лиц фабрики. Установлено, что работница была умышленно и беспрепятственно пропущена через проходную дежурным вахтером, что исключает предположение о хищении без помощи и ведома других лиц.
8.3. Можно было предположить, что убийство А. совершено с целью ограбления. Однако это казалось маловероятным, так как А. был одет плохо и ценностей при себе не имел. Убийство могло быть совершено из мести, но лица, знавшие А., характеризовали его как человека скромного, тихого. Последние три года он работал сторожем в школе, ни с кем не ссорился. С учетом этих обстоятельств наиболее вероятным казалось предположение о том, что убийство совершено из хулиганских побуждений.
8.4. В рассказе Конан Дойла «Берилловая диадема» банкир Александр Холдер, в доме которого произошла кража драгоценности - берилловой диадемы, обратился за помощью к Шерлоку Холмсу. Холдер был уверен, что в краже виновен его сын Артур, так как ночью, когда была совершена кража, в его руках он видел диадему. Однако Холмс установил, что к краже диадемы причастна племянница Холдера, которая передала диадему через окно своему любовнику. Рассказывая Холдеру о результатах расследования, Холмс сказал, в частности, следующее:
«Мой старый принцип расследования состоит в том, чтобы исключить все явно невозможные предположения. Тогда то, что остается, является истиной, какой бы неправдоподобной она ни казалась.
Рассуждал я примерно так: естественно, не вы отдали диадему. Значит, осталась только ваша племянница или горничные. Но если в похищении замешаны горничные, то ради чего ваш сын согласился принять вину на себя? Для такого предположения нет оснований. Вы говорили, что Артур любит свою двоюродную сестру. И мне стала понятна причина его молчания: не хотел выдавать Мэри. Тогда я вспомнил, что вы застали ее у окна и что она упала в обморок, увидев диадему в руках у Артура. Мои предположения превратились в уверенность».
8.5. На вопрос доктора Уотсона, каким образом Холмс узнал, что он утром был на почте и отправил телеграмму, последний сказал следующее: «...мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я все утро сидел напротив вас. А в открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый лист марок. Для чего же тогда идти на почту, как не за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина».
8.6. Внимательно осмотрев комнату, в которой было совершено преступление, Шерлок Холмс сказал доктору Уотсону следующее:
- Нам известно, что преступник не мог попасть в комнату ни через дверь, ни через дымовой ход. Мы знаем также, что он не мог спрятаться в комнате, поскольку в ней прятаться негде. Как же тогда он проник сюда?
- Через крышу! - воскликнул я.
- Без сомнения. Он мог проникнуть в эту комнату только через крышу.