Методологический раздел

Методологический раздел.

Проблемная ситуация: в современных российских реалиях понятие гражданского  патриотизма утрачивает свое значение. Индивидуализм развивается все сильнее и вытесняет патриотические настроения из сознания людей. Все меньше молодых и взрослых людей поддерживают установившуюся в обществе власть и ее национальную политику. Например, растет число студентов, которые хотят жить, учиться и работать в другой стране. Если эта группа населения реализует свои желания, это может привести к утечке трудоспособного населения, сокращению реального ВВП и усложнению и так не слишком благоприятной ситуации в экономике страны.

Проблема исследования: определения уровня развития гражданского патриотизма среди молодых и перспективных людей.

Объект исследования: студенты Самарского государственного экономического университета.

Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов.

Предварительный системный анализ объекта:

Факторы, влияющие на развитие патриотических качеств у студента:

Объективные:

· Социально-демографическое положение

· Социальное окружение

· Экономическое положение

Субъективные:

· Участие в волонтерских программах

· Голосование на выборах в государственные органы и органы местного самоуправления

· Членство в политической партии

· Организация субботников и других общественно-полезных работ

Общие:

· Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях

· Организация тематических творческих конкурсов

· Преемственность поколений

Цель исследования: определить, какое у молодых людей существует представление об общегражданском патриотизме, вовлечены ли они в политическую и социальную жизнь своей страны.

Задачи исследования:  

1. Определить, что студенты понимают под патриотизмом.

2. Оценить степень развития их гражданских патриотических качеств.

3. Определить отношение студентов к власти и принимаемым ею решениям.

4. Установить, вовлечены ли студенты в общественно-полезные мероприятия и как они проходят – добровольно или принудительно.

5. Оценить степень информированности студентов о проблемах, существующих в стране.

6. Выяснить отношение студентов к социальной политике перераспределения доходов в обществе.

7. Выяснить, принимают ли студенты активное участие в политической жизни общества или являются аполитичными.

Теоретическая интерпретация понятий:

1) Патриотизм понимается как приверженность интересам своей страны в социально-политическом смысле. В программе исследования мы говорим о гражданском патриотизме, под которым понимается любовь к своей стране, а именно: стремление создать и укрепить благополучие ее граждан, поддержка правительства, если его политика направлена на защиту национальных интересов страны, готовность отказаться от своих личных интересов в пользу интересов всего общества.

2) Страна – это  государственно-территориальное образование в своих конкретных границах, со своей властью и населением, находящееся под контролем государства.

3) Население страны – совокупность людей, проживающих в пределах ее границ.

4) Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

5)Аполитичность — отрицательное или безразличное отношение к политике, к участию в общественной жизни.

6) Социальная политика государства – комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

7) Перераспределение доходов – распределение реальной прибыли с помощью дифференцированного налогообложения, системы трансфертных платежей и вмешательства государства в рыночные механизмы.

Эмпирическая интерпретация понятий:

Представление студентов о патриотизме включает в себя:

· Любовь к своему языку, культуре, природе.

· Готовность жертвовать своими интересами во благо страны, встать на защиту этих интересов.

· Готовность оказать помощь незащищенным слоям населения.

· Чувство гордости за свою страну.

· Согласие с проводимой государством политикой и уважительное отношение к власти, но только в случае если ее решения не противоречат всеобщим интересам.

 

Качества гражданского патриота:

· Стремление изменить свою страну к лучшему.

· Осознание своей свободы и ответственности за свои решения.

· Способность конструктивно критиковать деятельность государства.

 Отношение студентов к власти:

· Участие в выборах на различных уровнях и референдумах.

· Оценка деятельности государства и ее результатов.

· Поддержка ее решений, популярность среди молодежи.

Политика перераспределения включает в себя трансфертные выплаты:

· Пенсии

· Пособия по безработице

· Пособия по рождению ребенка и на его содержание

· Пособия по нетрудоспособности

· Надбавки к зарплате врачам и пособия семьям с детьми в связи с пандемией COVID-19

· Выплаты за ущерб, причиненный различными ЧС

Гипотезы

1. Часть  студентов сознательно игнорируют нашу власть и ее решения.

2. Студенты способны критически смотреть на ситуацию и, анализируя ее, предлагать более удачные идеи.

3. Литературный русский язык утрачивает свою ценность, поскольку в обиход входят заимствованные и упрощенные слова.

4. Патриотизм в сознании студентов понимается как безусловная любовь к своей стране и возможность жертвовать своими интересами ради общегосударственных.

5. Студенты обладают качествами, присущими гражданскому патриоту, поскольку воспитаны в условиях демократии и гражданского общества, согласно Конституции РФ.

6. Они вовлечены и принимают активное участие в общественной жизни, оказывая помощь тем, кто в ней нуждается.

Процедурная часть

Тип выборки: целевая (студенты СГЭУ)

Стратегия исследования: аналитическая

Метод сбора информации: анкетный опрос.


АНКЕТА.

Уважаемые респонденты! Студенты 1 курса направления «Экономика», группы ЭУПо-1 в рамках курса по дисциплине «Социология» проводят анкетный опрос на тему «Гражданский патриотизм у студентов». Просим Вас принять участие в анонимном исследовании. Ваши ответы помогут определить отношение к патриотизму среди молодежи и выявить в этом вопросе проблемные стороны.

1. Укажите Ваш пол:

а) мужской

б) женский

 

2. Укажите Ваш возраст:

а) 17и младше

б) 18-22 года

в) 23 и старше

 

3. Выберите форму Вашего обучения:

а) бюджетная

б) договорная

 

4. Каков Ваш основной источник дохода?

а) стипендия

б) заработная плата с места работы

в) помощь со стороны родителей

 

5. Какая интерпретация понятия патриотизм наиболее близка Вам?

а) защита интересов своей страны, населения, поддержка государственной власти

б) привязанность к своей стране, нетерпимость критики в ее сторону

в) чувство привязанности к дому, семье

г) готовность совершать жертвы и подвиги ради своей страны

д) другое: __________________________________________________

 

6. Что из нижеперечисленного вызывает у Вас чувство гордости за нашу страну? (Возможно несколько вариантов ответа.)

а) большая территория

б) многовековая история

в) богатство природы и ресурсов

г) мудрость президента и его политика

д) культура, язык и традиции

е) ничего из перечисленного

ж) другое:___________________________________________________

7. Часто ли Вы используете в Вашей речи заимствованные слова, если можно использовать русские?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

8. Смогли бы Вы отказаться от удовлетворения своих экономических или иных потребностей, если бы это помогло государству оказать поддержку незащищенным слоям населения России?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

9. Как Вы оцените проводимую государством последние шесть лет политику?

а) абсолютно положительно

б) скорее позитивно, чем негативно

в) нейтрально

г) скорее негативно, чем позитивно

д) абсолютно отрицательно

е) затрудняюсь ответить

 

10. Как Вы оцените политическое, культурно-социальное, экономическое устройство нашего государства?

а) считаю все правильным, нет необходимости что-либо менять

б) в России есть сферы жизни, в которых необходима реформация

в) считаю, что необходимо полностью пересмотреть организацию страны

г) затрудняюсь ответить

 

 

11.  Есть ли у Вас какие-либо предложения по улучшению различных сфер жизни нашей страны?

а) да

б) нет

в) не думал(а) об этом

 

12.  Участвовали ли Вы за последний год в каких-либо общественно-полезных мероприятиях? (субботниках, волонтерских программах, занимались благотворительностью и т.п.)

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

13.  Если в прошлом вопросе Вы выбрали вариант ответа «да», то кто был инициатором этого?

а) университет

б) личная инициатива

в) друзья или родственники                                

 

14.  Слышали ли Вы о том, что в России растет число людей, находящихся за чертой бедности, расширяется бюрократический аппарат, усиливается сырьевая зависимость?

а) да, осведомлен(а) об этих проблемах

б) нет, никогда не слышал

в) знаком(а) с ними частично

г) затрудняюсь ответить

 

15.  Принимали ли Вы участие в выборах губернатора Самарской области в 2018 году?

а) да

б) нет

в) не был(а) совершеннолетним(ей) на тот момент

 

16.  Как Вы относитесь к тому, что государство выделяет средства для надбавки к зарплате врачам и на пособия семьям с детьми в связи с пандемией COVID-19?

а) положительно

б) отрицательно

в) затрудняюсь ответить

 

 

Спасибо за участие в опросе!

В результате исследования мы получим данные, которые будут свидетельствовать о том, что они понимают под патриотизмом, готовы ли реально люди жертвовать своими интересами (самый репрезентативный, на мой взгляд, пример именно в денежном выражении) ради своего народа (а это неотъемлемая часть страны). Участвуют ли они в общественной и политической жизни. Их оценку политической ситуации в стране.


 

Программа социологического исследования №2.  «Патриотизм локальный».



Методологический раздел.

Проблемная ситуация: Локальный патриотизм стал активно развиваться в последние тридцать лет. В истории Советского Союза господствовала идея о том, что любить и питать патриотические чувства нужно не только к своему городу/поселку/деревне, не только ко всей необъятной советской стране, но и к рабочим по всему миру, поскольку конечной целью существования СССР была мировая социалистическая революция. После распада этого государства на местах: в регионах, городах, поселках активно стала развиваться местная культура. Стала появляться своя символика, специфические праздники и иные культурные мероприятия, люди стали интересоваться историей своего края, развились различные мастные СМИ, в т.ч. в Интернете. Но насколько в этом заинтересована молодежь? Насколько они знают и любят историю своего родного края?

Проблема исследования: определения уровня развития локального патриотизма среди молодых людей.

Объект исследования: студенты Самарского государственного экономического университета.

Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов.

Предварительный системный анализ объекта:

Факторы, влияющие на развитие патриотических качеств у студента:

Объективные:

· Социально-демографическое положение

· Социальное окружение

· Экономическое положение

· Место проживания

Субъективные:

· Голосование на выборах в органы местного самоуправления

· Организация субботников и других общественно-полезных работ

Общие:

· Патриотическое воспитание в образовательных учреждениях

· Организация тематических творческих конкурсов

· Преемственность поколений

Цель исследования: определить, какое у молодых людей существует представление о местном патриотизме.

Задачи исследования:

1. Определить, что студенты понимают под локальным патриотизмом.

2. Насколько для них актуальна тема локального патриотизма.

3. Выяснить, знакомы ли они с историей своего родного края и города Самары.

4. Оценить степень их готовности к участию в различных местных мероприятиях, в т.ч. по облагораживанию города или иного населенного пункта.

5. Выяснить, поддерживают ли они местную власть и проводимую ею политику.

6. Узнать, собираются ли студенты после окончания учебы связывать дальнейшую жизнь с Самарским регионом.

 

Теоретическая интерпретация понятий:

1) Локальный патриотизм – это поддержка желания местных властей улучшить благополучие родного края, готовность содействовать в позитивных их начинаниях, любовь к культуре родного края, жителям, различным языковым диалектам, локальная самоидентичность. 

2) Родной край – это то место, где человек родился, и где прошло его детство и/или отрочество. Как правило, родной край вызывает у нас теплые воспоминания о прошедших беззаботных днях, чувство ностальгии. Это то место, куда нам хочется возвращаться, пусть даже погостить на пару дней, но это чувство, наверное, не покидает нас до конца жизни.

3) Местная власть (или местное самоуправление) — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

4) Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики. Является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность постоянного и временного населения города.

Эмпирическая интерпретация понятий:

Представление студентов о патриотизме включает в себя:

· Любовь родному языку или его диалекту, культуре, природе родного края

· Знание истории и локальных культурных особенностей

· Чувство гордости за свой родной край

· Уважительное отношение к решениям органов местного самоуправления, если их деятельность направлена на улучшение ситуации в регионе

История края:

· Время образования населенного пункта

· Исторический состав этнических общностей

· Развитие политики, экономики, культуры

· Знаменитые и значимые личности родом из региона

Локальные мероприятия включают в себя:

· Празднование дня города/деревни и т.п.

· Организации выставок, ярмарок

· Проведение экскурсий по исторически значимым местам

· Организация концертов и спектаклей

· Восстановительные работы, облагораживание общественных территорий, субботники

 

Гипотезы:

1) В большей или меньшей степени чувство любви к своему родному краю присуще всем студентам.

2) Предположительно, большинство студентов поверхностно интересуются и знают историю Самарского региона и города Самары.

3) Они поддерживают местную власть, как способ реализации демократии в обществе.

4) Студенты готовы потратить своё время на то, чтобы заняться изучением культуры своего края или оказать помощь в создании общественных благ.

5) Многие из них, несмотря ни на что, планируют покинуть свой регион и отправиться в более крупные города, предоставляющие большие возможности для самореализации.

 

Процедурная часть

Тип выборки: целевая (студенты СГЭУ)

Стратегия исследования: аналитическая

Метод сбора информации: анкетный опрос.

 

АНКЕТА.

Уважаемые респонденты! Студенты 1 курса направления «Экономика», группы ЭУПо-1 в рамках курса по дисциплине «Социология» проводят анкетный опрос на тему «Локальный патриотизм у студентов». Просим Вас принять участие в анонимном исследовании. Ваши ответы помогут определить отношение к патриотизму среди молодежи и выявить в этом вопросе проблемные стороны.

1. Укажите Ваш пол:

а) мужской

б) женский

 

2. Укажите Ваш возраст:

а) 17и младше

б) 18-22 года

в) 23 и старше

 

3. Выберите форму Вашего обучения:

а) бюджетная

б) договорная

 

4. Каков Ваш основной источник дохода?

а) стипендия

б) заработная плата с места работы

в) помощь со стороны родителей

 

5. Где Вы постоянно проживаете на данный момент?

а) в г. Самара

б) в Самарской области

в) в другом регионе, приезжаю в Самару по мере необходимости

 

6. Какая интерпретация понятия патриотизм наиболее близка Вам?

а) защита интересов своей страны, населения, поддержка государственной власти

б) привязанность к своей стране, нетерпимость критики в ее сторону

в) чувство привязанности к дому, родному краю

г) готовность совершать жертвы и подвиги ради своей страны

д) другое: __________________________________________________

 

7. Знаете ли Вы, что Самара была основана как сторожевая крепость в 1586 году?

а) да

б) нет

в) помнил(а) в школе, сейчас это ненужно

 

8. Знаете ли Вы кого-то из знаменитых людей, сделавших вклад в развитие науки или культуры, кто родился или работал в Самаре?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

9. Знаете ли Вы, какие этнические общности проживают на территории Самарского региона?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

10. Как Вы считаете, важно ли в наше время быть патриотом своей страны, своего родного края?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

11.  Принимали ли Вы в прошлом году участие в праздновании дня города или другого населенного пункта?

а) да

б) нет

 

12.  Принимали ли Вы участие в выборах губернатора Самарской области в 2018 году?

а) да

б) нет

в) не был(а) совершеннолетним(ей) на тот момент

 

13. Как Вы оцените проводимую губернатором в регионе политику?

а) абсолютно положительно

б) скорее позитивно, чем негативно

в) нейтрально

г) скорее негативно, чем позитивно

д) абсолютно отрицательно

е) затрудняюсь ответить

 

14.  Слышали ли Вы о таких достопримечательностях Самары как набережная, памятник самолету Ил-2, стела Ладья?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

 

15.  Что вызывает у Вас чувство гордости за свой родной край?

а) культура, традиции и обычаи

б) природные и географические условия

в) способ организации местного самоуправления и его действия

г) достижения культуры или науки

д) ничего из вышеперечисленного

е) другое:_______________________________________________

 

16. Какое место для Вас в Самарской области является самым важным?
а) дом, в котором Вы выросли

б) школа или университет

в) парки и другие культурно-досуговые места

г) затрудняюсь ответить

д) другое:_________________________________________________

 

17.  Планируете ли Вы уезжать из Самары после завершения учебы?

а) да

б) нет

в) еще не определился(ась)

                                   

 

Спасибо за участие в опросе!

В результате данного исследования мы получим данные, на основе которых сможем сделать вывод о присутствии у студентов качеств, характеризующих локального патриота. Мы узнаем их мнение о власти, заинтересованность историей города, о значимых для них местах в городе. Чувствуют ли они гордость за свой родной край и планируют ли они оставаться здесь всю жизнь.

Мною была проделана работа по составлению двух социологических анкет на тему патриотизма, однако важно понимать, что объектом патриотизма для разных людей могут быть разные вещи и разная интерпретация этих вещей. Что определенный человек понимает под словом дом? Или Родина? А любовь? Все эти аспекты важно освещать в методологической части исследования и пояснять в самой анкете. В ходе работы с первой из мною составленных программ исследования мы можем получить данные, характеризующие отношения патриотизма к стране в целом, со второй – к своему родному краю. Но в общем мы можем сделать вывод, развита ли патриотическая культура у современной молодежи.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: