Картографический метод

Развитие туризма и географическое его изучение требуют информационного обеспечения. К таковому относится картографические произведения: карты, атласы, туристские схемы, буклеты, рекламные проспекты, путеводители.

Карта является давним методом географических исследований. Она – одно из важнейших средств познания и описания мира. Карты используются в географии, геологии, экологии, истории, туризме и многих других науках. Карты служат как для научного и практического отображения явлений и объектов глобального и регионального масштабов, так и для чисто иллюстративных, а также учебных целей.

Карта – математически определённое, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. Под объектами понимаются любые предметы, явления или процессы, изображённые на карте.

Под элементами карты понимается картографическое изображение, математическая основа карты, легенда, вспомогательное оснащение и дополнительные данные. Картографическое изображение передает содержание карты, т.е. совокупность сведений об объектах, нанесённых на карту, их размещении, свойствах взаимосвязях и динамике.

Под легендой карты понимается система используемых на карте условных знаков и пояснений, раскрывающих её содержание.

Карта – это уменьшенное изображение реальности, и такое уменьшение возможно лишь при использовании строгой математической основы. Математическая основа карты выражена в сетке меридианов и параллелей. В случае топографических карт – это прямоугольная координатная сеть, масштаб и геодезическая основа. Карта отражает распределение в пространстве только отдельных избранных явлений и объектов, создавая, таким образом, основу для анализа и понимания реальности.

География туризма имеет дело с очень сложным объектом, у которого масса разных параметров. В этой связи эффективным является использование атласа.

Атлас – собрание карт, выполненных по единой программе. Исследования по географии туризма должны ориентироваться на составление атласов определенных территорий, играющих важную роль в туристской деятельности.

Любые географические карты оформляются с помощью картографических проекций.

Картографическая проекция – способ перехода от реальной геометрически сложной земной поверхности к плоскости карты.

Масштаб карты – отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на земной поверхности. Масштаб показывает во сколько раз уменьшено картографическое изображение и сколько сантиметров местности содержится в 1 см на карте. Например, масштаб на карте 1:1 000 000 означает, что 1 сантиметр на карте соответствует 1 000 000 сантиметров на местности.

Масштабный ряд туристских карт включает карты крупного (1:100 000 и крупнее), среднего (1:200 000 – 1:1000 000) и мелкого (мельче 1:1 000 000) масштабов.

Характерная черта собственно туристских карт – преобладание карт крупного масштаба, отражающих весь набор необходимых сведений (памятники природы и культуры, транспортная сеть, места размещения и отдыха, объекты общественного питания, связи, медицинской помощи и др.).

Особая группа крупномасштабных карт туристских карт – карты, посвященные отдельным видам рекреации и туризма. Например, карты для рыболовов, грибников, для горного туризма (с указанием рекомендуемых маршрутов разных категорий ложности, пещер, опасных склонов и др.).

Средне и мелкомасштабные туристские карты используются для первоначального ознакомления со страной или регионом туристского посещения. Эти карты дают обзорную информацию и относятся к типу комплексных карт. На такие карты наносят объекты представляющие интерес для туристов – исторические и архитектурные памятники, музеи, природные объекты – водопады, пещеры, горные вершины, заповедники и др., а также объекты инфраструктуры – туристические базы и кемпинги, гостиницы, кафе и рестораны.

Современный этап развития туристской сферы привёл к усложнению требований к информации туристских карт, включению новых элементов содержания, повышения детальности характеристики объектов и наглядности их изображения. Важной особенностью является стремление к унифицированной системе международных условных изображений. Как правило, используется способ пиктограмм понятных туристам разных стран.

В настоящее время при подготовке к путешествию используются картографические ресурсы Интернета. Качество индивидуального туризма повышают GPS-навигаторы и GPRS (системы спутникого позиционирования на местности).

Бурный рост сети и числа пользователей мобильных телефонов привёл к появлению «мобильной картографии» – разработка специальных мультимедийных атласов и интернет-карт. В Западной Европе осуществляется проект – Web-Park – развитие мобильной информационной системы рекреационных и природоохранительных областей. Участниками проекта являются Нидерланды, Франция, Великобритания, Швейцария и Германия.

В России готовится к изданию четырёхтомный Национальный атлас России, последний том которого посвящен истории, культуре и национальному наследию. Карты атласа могут быть полезны для туристов и путешественников в качестве информационно-справочного материала. С помощью карт атласа туристы могут решить следующие задачи:

1) ознакомительные (туристские возможности района, выбор маршрута, инфраструктура);

2) ориентационные (ориентирование на местности, географическая локализация объекта);

3) информационно-справочные (определение высот, характеристики природных объектов, хронологические сведения об историко-культурных объектах и т.п.).

Атласы и серии карт являются важными научными инструментами, позволяющими географии туризма активно использовать картографический метод исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: