Тема «Политико-правовые взгляды
1. Политические взгляды Н. А. Бердяев (1874—1948).
2. Общественно - политические взгляды П. Сорокина (1889-1968 гг.).
3. Христианский социализм С.Н. Булгакова (1871-1944) и Г.П. Федотова (1886—1951).
Политические взгляды Н. А. Бердяева (1874—1948),
Николай Александрович Бердяев, подобно С.Л. Франку начинал с юношеского увлечения марксизмом, которое затем сменилось полным отрицанием радикальных путей общественного переустройства и переходом на позиции религиозной христианской философии; как и Франк, Бердяев не принял Октябрьскую революцию, и стал одним из пассажиров «философского парохода» в 1922 г.
Основную часть своей эмигрантской жизни Бердяев провел в Париже, там были созданы многие его работы, получившие мировое признание и сделавшие Бердяева одним из самых известных в мире русских мыслителей. Среди социально-политических работ эмигрантского периода отметим «Смысл истории», «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы», «Христианство и классовая борьба», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея».
|
|
Бердяев с самого начала достаточно критично воспринял приход к власти большевиков, считая «философию коммунизма» антихристианской и антигуманистической по своей сути, а сам большевистский режим — антикультурным. В книге «Философия неравенства» (1918) он писал, обращаясь к большевикам: «Вы, которые учите о культуре как надстройке над материальной, экономической жизнью общества, можете лишь разрушать культуру. Ваше отношение к культуре не может быть до глубины серьезным. Демократизация и социализация человеческих отношений вытесняют высший культурный слой. Но без существования такого слоя и без уважения к нему культура невозможна».
В то же время, Бердяев признавал, что в социально-экономическом аспекте марксизма «есть большая доля правды, которая вполне может быть согласована с христианством». Эта правда заключается в идее равенства, братства всех людей. Коммунизм является реакцией на развитие буржуазных отношений в мире, которые превращают человека «в вещь и товар». Свой общественный идеал Бердяев обозначил как «персоналистический социализм» — строй, который соединил бы в себе принцип высшей ценности человеческой личности, ее свободы (чего так не хватает в социализме) с принципом «братской общности всех людей», отсутствующем при капитализме. Революцию Бердяев определял как «малый апокалипсис истории», по аналогии с глобальным Апокалипсисом, завершающим в христианстве земную историю человечества. Когда внутри какого-либо общества накапливается слишком много неправды, несправедливости, негативных и разрушительных сил, следует «малый» Божий суд в форме революции. Таким образом, революция — это неизбежное следствие греховности и несовершенства этого мира. В этом смысле и русская революция стала закономерным итогом разложения старого режима и всех его институтов.
|
|
Столь же закономерен был и приход к власти большевиков. Их победа была обусловлена не только конкретными обстоятельствами (провалом либеральных сил после Февраля, наличием у большевиков лозунгов, привлекательных для «взбунтовавшихся масс»), но и некоторыми глубинными факторами, которые следует искать внутри русского общества. Поиску этих причин и осмыслению феномена русской революции посвящено несколько работ Бердяева, среди которых самой известной стала книга «Истоки и смысл русского коммунизма».
В этой работе, обращенной в первую очередь к иностранному читателю, Бердяев выводит большевизм не из марксизма, а из русской истории и культуры. Хотя большевизм и был порождением западной социалистической идеологии и с этой точки зрения представляет собой явление интернациональное, в то же время он тесно связан с особенностями исторического пути России, со спецификой развития русского общества. «Я хотел показать в своей книге, — пишет Бердяев, — что русский коммунизм более традиционен, чем обыкновенно думают, и [он] есть трансформация и деформация старой русской мессианской идеи».
Бердяев убежден, что в обличии коммунистического Советского Союза возродилось государство, типичное для России во всех смыслах: «...чуда рождения новой жизни не произошло… пало старое священное русское царство и образовалось новое, тоже священное царство, обратная теократия.» Особую символику философ усматривает в перенесении большевиками столицы из Петрограда в Москву — это событие, о котором мечтали когда-то русские славянофилы, лишний раз подчеркивает традиционность и преемственность советской государственности. Произошла замена русского православного царства на «русское коммунистическое царство». Эта замена случилась тем легче, что большевизм соответствовал, во-первых, логике исторического развития России на протяжении столетий, а во-вторых, глубинным свойствам «русской души». Что касается характерных черт русской политической традиции, воспроизведенных большевиками, это
· этатизм и деспотизм, истоки которого Бердяев усматривает в иосифлянской идеологии Грозного);
· привычка к милитаризация общества;
· наличие «единой веры для народных масс», с той разницей, что православие после 1917 г. заменил «по-русски трансформированный марксизм». По своей сути коммунизм — это такая же целостная идеология, призванная ответить на вопрос о смысле жизни, охватить все бытие человека. Русский народ векам жил в условиях тотальной доктрины, постулируемой государством, поэтому России не подходил либерализм деятелей Февраля, она могла принять только такую — всеобъемлющую, абсолютную идеологию;
· насильственное насаждение нового строя. Ломка всего общества, проводимая большевиками, оказалась привычной для русского народа, ведь точно такую же «революцию сверху» совершил когда-то Петр I. Бердяев вообще усматривает много параллелей между фигурами Петра и Сталина: «…коммунизм в период сталинизма не без основания может представляться продолжением дела Петра Великого».
Основатель советского государства В.И. Ленин тоже был фигурой глубоко национальной, типичной для России. Он, с одной стороны, воплотил в себе качества обычного русского интеллигента с его сектантством, максимализмом, отрицанием духовных ценностей, отвращением к капитализму и проч., а с другой — типичных русских правителей: «великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотического типа».
|
|
Если же говорить о психологической близости большевизма душе русского народа, то здесь Бердяев подчеркивает, что марксизм с его верой в «светлое будущее» человечества и идеей построения идеального коммунистического общества очень хорошо «лег» на такие черты русского менталитета, как:
· «православный, из Византии полученный, аскетизм, устремленность к потустороннему миру»;
· готовность к жертвам и долготерпению, «способность нести страдания и жертвы во имя своей веры»;
· жажда социальной правды. Это традиционное для русского народа «искание царства, основанного на правде» было следствием «неправды» реально существующего государства, которая порождала неизбывную мечту о лучшей доле у массы простых людей; — русское мессианство, которое было результатом укорененности в народном сознании средневековой доктрины «Москва — Третий Рим»;
· вера в особый путь России;
· коллективизм, отсутствие уважения к собственности и свободе. Бердяев говорит, что свободы, полученные русским народом после свержения самодержавия, были ему вовсе неизвестны, они не представляли для него ценности, поэтому он и не собирался за них бороться, равнодушно отнесшись к тому, что их отобрали большевики;
· религиозность. В коммунистической России каждый член общества живет, в первую очередь, не для себя, а для служения общему делу, ради «сверхличной цели», он вносит свой вклад в дело переустройства мира, что очень близко христианскому мироощущению: «…лучший тип коммуниста, т.е. человека целиком захваченного служением идее, способного на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, возможен только вследствие христианского воспитания человеческих душ.»
В идейном смысле большевизм также возник не на пустом месте, он имел своих предшественников в ключевых фигурах русской интеллигенции — в Белинском, Бакунине, Чернышевском, Нечаеве и многих других: «Вся история русской интеллигенции подготовляла коммунизм». В большевизме произошло парадоксальное соединение старой русской народнической традиции, которая стремилась всеми силами избежать капиталистической стадии развития России, с марксизмом. Ведь, в отличие от меньшевиков, сторонники Ленина не желали ждать вызревания объективных условий для социалистической революции через развитие капитализма, они сделали упор на революционную волю, а не на интеллектуальную теорию. Большевизм воспринял, в первую очередь, не научную, а мессианскую сторону марксизма, т.е. идею построения нового идеального общества в ходе революционной борьбы пролетариата. Тем самым в большевизме произошла «русификация марксизма», соединение Маркса со Стенькой Разиным, по выражению Бердяева.
|
|
Таким образом, Советская Россия — одна из ипостасей исторической российской государственности, «третье явление русской великодержавности» после Московского царства и Императорской России. Большевизм был традиционен и национален, хотя он воплощал не только позитивные, но и негативные стороны русской традиции. Поэтому, делает вывод Бердяев, в России «революция могла быть только социалистической», а «революция либеральная, буржуазная, требующая правового строя, была утопией, не соответствующей русским традициям» («Русская идея»).
2. Антикоммунистические взгляды П. Сорокина (1889-1968 гг.).
Огромную роль в развитие русского антикоммунизма вносит и П.А. Сорокин, известный социолог, также высланный из России в 1922 г. Он рассматривает общество как совокупность коллективных единств, связанных между собой разнообразными функциональными отношениями. Положение индивидов определяется их принадлежностью к соотествующим «численно организованным группам», которые разделяются на «привилегированных и обделенных, на правителей и управляемых». «Против этой фатальности – не спасает ни социализм, ни синдикализм, ни демократия, ни коммунизм. Все революции, пытавшиеся водворить равенство, только меняли актеров, но трагедию неравенства все равно не уничтожали». Более того, по его мнению, везде, где предпринимались попытки радикального сокрушения социальной дифференциации, совершалось лишь принижение общественных форм, количественной и качественной разложение демографической структуры.
Подтверждение своей правоты он находит в оценке состояния России военных и революционных лет 1914-1920 гг. Согласно его расчетам, Россия за эти шесть лет потеряла более 47 млн. человек, включая население выведенных из ее состава областей, ставших самостоятельными государствами (Финляндия, Польша). Однако дело не ограничивается только количественной стороной; гораздо трагичнее качественный момент. Сорокин утверждает, что войны и революции «всегда были орудием отрицательной селекции»; в такие периоды отбор производится «шиворот – навыворот»: убывают «лучшие элементы населения» и остаются жить и плодится «худшие», «люди второго и третьего сорта». Последнее и произошло в России, заявляет Сорокин. Прежде всего, вследствие массовой гибели мужчин, население страны «обабилось», утратило свою физическую мощь. Далее на его взгляд, социальные катаклизмы унесли, главным образом, те элементы, которые строили Россию, составляли ее ядро и посвоим свойствам были «выше азиатских инородцев». России начинала реально угрожать этническая перегруппировка, ослабление собственно русского элемента. Опасную черты перешел и «процент гибели лиц выдающихся, одаренных и умственно квалифицированных»; если к этому прибавить, то, что «лучшая кровь нации» еще и растворилась в эмиграции, то станет очевидным, насколько глубоко и до некоторой степени необратимо деградировала Россия «в биологически – расовом отношении».
3. Христианский социализм С.Н. Булгакова (1871-1944) и Г.П. Федотова (1886—1951).
Сергей Николаевич Булгаков был одним из проповедников идеологии христианского социализма в русской диаспоре наравне с Г. Федотовым. Основным работы – «Основные проблемы теории прогресса», «От марксизма к идеализму».
Булгаков проделал в свое время путь «от марксизма к идеализму», а затем и к православию, завершившийся принятием сана священника. Свое неприятие идей «научного социализма» он основывает на том, что учение Маркса помимо «атеистического гуманизма, религии человечества, но без Бога и против Бога», абсолютизирует значение «материального фактора», т.е. экономики, хозяйства. Это не преминуло, на его взгяд, обернуться «идиотизацией и варваризацией» социализма в политике победившег большевизма.
Но Булгаков равно критикует и православных богословов за их «антисоциальность и антиобщественность», настаивая на необходимости взаимодействия христианства с «социологией, политической экономией и политикой». Он призывает церковь к «религиозному преодолению» социализма, т.е. отрицанию его негативных черт и удержанию всех тех элементов, которые «целиком укладываются» в христианство или, по крайней мере, не противоречат ему. По сути это означало превращение социализма в «необходимую форму христианской политики, направленной на исполнение евангельской заповеди любви.
Что же сближает христианство и социализм? По мнению Булгакова, это:
· во-первых, «отрицание системы эксплуатации, спекуляции, корысти», т.е. уничтожение «коренной неправды» капиталистического строя;
· во-вторых, четко выраженное стремление к ограничению роли государства «упразднению насилия, деспотизма, бюрократической опеки сто стороны государственного «Левиафана»;
· в - третьих, признание всеобщей обязательности труда и объявление войны «праздности и тунеядству».
Социалистическое переустройство общества должно вести к эмансипации личности, что достигается «посредством сложной социальной техники – социального законодательства, рабочих организаций, стачек, кооперативного движения» Без овладения этой техники немыслима христианская политика. Ее девиз: «стать на сторону труда». Тем самым христианская политика оказывается «классовой политикой», устремленной не просто к облегчению труда народа, но к подлинному освобождению его от цепей хозяйства как следствия греховности человеческой природы. Таким образом, учение Булгакова превращает религию в общественную мораль, делается орудием полезных реформ.
Георгий Петрович Федотова (1886—1951), в молодости увлекался революционными идеями, был членом РСДРП, затем отказ от радикализма и переход от марксистского к христианскому мировоззрению, наконец, эмиграция из России через несколько лет после Октябрьской революции, поскольку на родине философ не видел для себя никаких творческих и жизненных перспектив. С другой стороны, фигура Федотова стоит несколько особняком в ряду мыслителей русской эмиграции хотя бы потому, что он до конца остался верен идеям социализма (естественно, не в большевистском их воплощении) и пытался синтезировать в своем творчестве социалистические ценности с ценностями свободы и христианской веры.
Основные работы – «О национальном покаянии», «Проблемы будущей России. Политическая проблема», «О демократии формальной и реальной», «О свободе формальной и реальной», «Социальный вопрос и свобода» и др.
Свобода и христианство — едва ли не важнейшие темы политико-философских размышлений Федотова. Он много времени посвятил разработке вопроса о соотношении христианских ценностей и реальной политики. Философ был убежден, что именно христианство должно стать доминантой социальной жизни, поэтому с большой тревогой относился к процессам секуляризации и дехристианизации современной цивилизации. «Человек без Бога не может оставаться человеком», — напишет Федотов в работе «О национальном покаянии».
Что касается свободы, то ее философ считал величайшей ценностью для любого общества. Для него свобода не в метафизическом, а в конкретном социальном смысле означала возрастание «самоопределения личности по отношению к обществу и прежде всего к государству» («Социальный вопрос и свобода»), и эту независимость личности нужно всеми силами защищать. Показательно, что для Федотова «самое страшное, что произошло в [советской] России, — это не истребление миллионов жизней и огромных материальных ценностей — это вытравление чувства свободы» из человека («Проблемы будущей России. Политическая проблема»).
В этом контексте не удивительна жесткая критика Федотовым фашизма и большевизма как идеологий, принципиально враждебных свободе, ибо «они стремятся к полному овладению человеческой личностью, к совершенному использованию ее в интересах государства» («Социальный вопрос и свобода»). При тоталитаризме человек уже перестает быть личностью, выполняя лишь необходимые для государства функции солдата, работника, производителя и т.д. Тоталитарное государство несовместимо и с христианством как с религией глубоко личной.
Но Федотова не вполне удовлетворяет и политическая система западных демократий. В статье «Социальный вопрос и свобода» он пишет, что буржуазная Европа, бывшая в Новое время защитницей политической, экономической и духовной свободы, теперь находится в очевидном кризисе: налицо признаки упадка в современной европейской культуре; у западного пролетариата, все громче заявляющего о себе как о ведущей социальной силе и наследнике буржуазной культуры, сформировалась «мелкая и даже пошлая система жизненных и нравственных ценностей»; Европа постоянно «идет от кризиса к кризису, к обнищанию и упадку», а капитализм «уничтожает реальную свободу масс, свободу их духовной жизни, даже свободу их труда». В другой своей работе — «О демократии формальной и реальной» — Федотов добавляет к вышеперечисленному еще и критику западного парламентаризма, в котором произошла девальвация демократических принципов: «...для сегодняшнего дня бесспорно: народ не доверяет кандидату партии, который выступает перед ним с демагогическими обещаниями и с плохо скрываемыми лично-карьерными интересами.»
Выход, по мнению философа, заключается в глубокой социальной реформе, которая создаст совершенно новый общественный порядок, называемый Федотовым «истинным «социализмом»». Этот строй должен будет устранить антиномию между личным и общественным, между индивидуальным хозяйством и социализацией собственности. Федотов пока не знает, каким образом это можно будет сделать, он лишь надеется, что в мире родится великая социальная идея, которая выведет человечество из тупика капитализма, фашизма и советского социализма.
Федотов убежден, что идея нового общества может возникнуть исключительно на основе христианства, потому что только в нем возможен синтез личного и общественного: «…в христианстве — и только в нем — утверждается одновременно абсолютная ценность личности и абсолютная ценность соборного единения личностей» («Социальный вопрос и свобода»). Но помимо христианства в основание правильного общественного порядка «должна быть положена неприкосновенность духовной свободы личности», которую философ понимал довольно широко. К духовной свободе он относил не только свободу мысли, слова, культурного творчества, но также свободу хозяйственной деятельности (как одной из форм «культурной активности») и политическую свободу, без которой невозможна свобода культуры, ведь «правительство, пользующееся монополией прессы или хотя бы цензурой политической печати, не замедлит распространить эту монополию или цензуру на научную, философскую, религиозную мысль» («Социальный вопрос и свобода»).
Федотов называл себя социалистом, но социализм важен для него не сам по себе, а как необходимое условие свободы и реально работающей демократии, ведь для подлинного народовластия нужно, чтобы население страны обладало определенным благосостоянием. Голодный человек не может быть гражданином. «Социализм несет… возможность полноты существования, возможность жизни для широких масс… Для них эта полнота жизни является не свободой, но условием для сознательного и благородного принятия свободы» («О свободе формальной и реальной»).
Большое место в философском наследии Федотова занимают размышления об особенностях исторического развития России. Сам себя он относил к «русским европеистам», считая, что русская культура возможна только как соединение национально русских и европейских начал духовной жизни. При этом Федотов принципиально отличал «европеистов» от «западников». Последние утратили связь с Россией, с национальной почвой, превратившись в слепых подражателей, а европеисты не отрицают русские традиции и культуру, они развивают их, примиряют в творческом синтезе с культурой европейской. В статье «Три столицы», в которой Киев, Москва и Петербург предстают как символы трех векторов развития России, трех разных эпох в ее истории, Федотов пишет, что «в Москве нам угрожала опасность оторваться от вселенской жизни в гордом самодовлении, в Петербурге — раствориться в романской, то есть латинской по своему корню цивилизации… Но истинный путь дан в Киеве: не латинство, не басурманство, а эллинство.» Киев для Федотова выступает примером того самого продуктивного синтеза русского и европейского на отечественной почве.
По мнению философа, общие христианские корни всегда роднили Россию с Западом, «даже тогда, когда она не хотела и слышать об этом родстве» («Россия и свобода»). То, что между Россией и Европой было «известное сродство», показывает поразительный расцвет русской культуры в XIX в., случившийся «благодаря прививке к русскому дичку западной культуры». Если бы этой внутренней близости не существовало, если бы западная культура была чуждой России, она лишь «искалечила бы и погубила национальную жизнь», а не привела бы к появлению Пушкина, Толстого, Мусоргского и т.д.
В этом смысле Федотову особо ценной представлялась культурная и политическая традиция Русского Севера — Новгорода и Пскова, которая дала пример уникальной «православной демократии» с разделением власти между князем и вечем. Русский Север Федотов воспринимал как историческую альтернативу московскому деспотизму, как доказательство существования европейского начала в истории России.
Новый импульс русскому «европеизму» придали петровские реформы. Петербург, по выражению Федотова, сменил Великий Новгород в своей европейской цивилизаторской миссии в России. «Петербург воплотил мечты Палладио у полярного круга, замостил болота гранитом, разбросал греческие портики на тысячи верст среди северных берез и елей. К самоедам и чукчам донес отблеск греческого гения, прокаленного в кузнице русского духа» («Три столицы»). Тесное взаимодействие с Западом «заразило» петербургскую Россию европейским идеалом свободы, которая от дворянского сословия постепенно расширялась на остальное население России, параллельно с все более глубокой европеизацией нашей страны: «Еще пятьдесят лет, — пишет Федотов о предреволюционной России, — и окончательная европеизация России — вплоть до самых глубоких слоев ее — стала бы фактом…» («Россия и свобода»).
Но эти тенденции были прерваны большевистской революцией, которую Федотов рассматривал как победу традиции московского деспотизма, как торжество русской «азиатчины»: «Новый советский человек не столько вылеплен в марксистской школе, сколько вылез на свет Божий из Московского царства, слегка приобретя марксистский лоск» («Россия и свобода»).
К несчастью для России, тип «русского европейца» и сами европейские начала не успели достаточно развиться и укорениться в русском обществе и культуре. Сильнее их оказались контрпродуктивные силы. Это, с одной стороны, деспотическо-авторитарные тенденции, исходящие от власти, которая стремилась во что бы то ни стало «подморозить» Россию; с другой — тенденции анархо-нигилистические, носителем которых была радикальная часть русской интеллигенции. Итогом борьбы этих двух крайностей и стала русская революция, историческая логика которой выражена в фигурах Николая II и Ленина — реакционера-охранителя и разрушителя-нигилиста: «Первый спустил революцию, второй направил ее по своему пути» («Революция идет»).