Изучение нового материала

Тема «Культурные растения»

Цели урока:

Образовательные: сформировать понятия «культурные растения».

Развивающие: изучить основные культурные растения Республики Беларусь, ознакомить с ролью культурных растений в природе.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям.

Методы:

1. Словесный: объяснительная беседа, рассказ.

2. Наглядный

3. Самостоятельная работа с учебником и анализ новой информации

 

Оборудование: учебник по биологии, рабочая тетрадь, таблицы.

Тип урока: комбинированный

 

План урока:

 

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Закрепление знаний

5. Рефлексия

6. Домашнее задание

 

Ход урока:

 

1. Организационный момент:

· Приветствие

· Проверка отсутствующих.

· Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

· Учащимся сообщаются цели и задачи урока.

Актуализация знаний

Плоды каких дикорастущих растений вы когда-либо употребляли в пищу? Где вы их брали?

Ежевику, малину, бруснику, костянику, чернику, землянику, орехи лещины, дикие яблоки.

Из каких дикорастущих растений вы или ваши родственники, знакомые готовили какие-либо блюда?

Бабушка готовила чай из диких трав, варенье из молодых еловых побегов, из одуванчиков, земляники, черники, малины, ежевики.

Какие вы знаете съедобные растения, не упомянутые в параграфе? Что из них можно приготовить?

Сныть — едят молодые побеги, добавляют в щи; лопух (корни, листья) — пекут, жарят, варят, тушат вместо картошки, из муки из корней делают лепешки, котлеты, добавляют в супы; мокрица — добавляют в салаты, супы; листья подорожника добавляют в салаты, чаи, напитки, супы и приправы; папоротник — из побегов делают салаты, их жарят, маринуют; пырей — делают муку и крупу, из которых потом варят каши и пекут хлеб.

Какие дикорастущие ядовитые растения, произрастающие в вашей местности, вы знаете?

Ландыш майский, волчье лыко, вех ядовитый, чистотел, золотарник канадский, лютик едкий. (варианты могут отличаться).

Яды многих растений в небольших дозах обладают лечебными свойствами. По этой причине ядовитые растения — ландыш, красавку и др. используют для приготовления лекарственных препаратов. Как вы считаете, возможны ли отравления при использовании подобных лекарств?

Да, возможно из-за передозировки употребляемого препарата.

Учащемуся называют растение, а он говорит к ядовитым или съедобным оно относится.

Съедобные: ежевика, малина, брусника, костяника, земляника, морош­ка, лещина, лебеда, одуванчик, первоцвет, щавель, крапива, иван-чай, подорожник большой.

Ядовитые: вех ядовитый, болиголов пятнистый, ландыш майский, во­ронец колосистый, волчеягодник, белладонна, бересклет бородавчатый, во­роний глаз, белена черная, чистотел большой, лютик ядовитый, калужница.

Памятка «Внимание! Ядовитые растения».

1. Нельзя употреблять в пищу все подряд растения, многие из них ядовиты.

2. Использовать надо только те растения, которые вы хорошо знаете.

3. Признаки отравления ядовитыми растениями: частое сердцебие­ние, тошнота, боль в области печени, возбужденное или заторможенное состояние.

4. Первая помощь при отравлениях ядовитыми растениями:

· очистить пищеварительный тракт, для чего потерпевшему дать выпить подсоленной воды и вызвать рвоту (проделать 5—7 раз);

· выпить активированный уголь из расчета 1 таблетка на 10 кг веса;

· при обморочном состоянии опустить голову вниз, приподнять ноги, проверить, не западает ли язык;

· если остановилось дыхание, сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. При первой возможности обратиться к врачу.

 

Изучение нового материала

— Растительный мир планеты разнообразен. Скажите, что вы пред­ставляете, когда произносите слово «растения»? (Трава, кустарники, деревья, цветы и др.)

 — Растения отличаются друг от друга окраской и формой листьев, стеблей, цветков и плодов, продолжительностью жизни и другими осо­бенностями.

- Какие растения называют культурными? Культурные растения (агрокультуры) — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей. Учащиеся записывают в тетрадь.

- Какие культурные растения растут у вас на даче?

- Чем культурные растения отличаются от дикорастущих? (Для ро­ста и развития растений необходимы определенные условия:

культурным растениям благоприятные условия создает человек {садит, производит подкормку, вырывает сорняки, борется с вре­дителями и болезнями растений, собирает урожай),

дикорастущие растения сами приспосабливаются к жизни в дикой природе.

- Как вы думаете, существуют ли дикие растения капусты, пшеницы, редьки...?

Прочитать § 44 на с. 215—219. Составить схему групп культурных растений и их представителей. Обсуждение результатов.

Сообщения: история происхождения картофеля, капусты, пшеницы, подсолнечника.

Среди цветковых растений есть не только дикорастущие, но и культурные растения. Эти растения возделываются человеком и используются им для различных нужд. В их семенах, плодах, вегетативных органах содержатся питательные вещества, витамины и минеральные соли. Культурные растения являются источником получения продуктов питания для человека, витаминов, кормов для животных.

В процессе своего развития  человечество перешло от собирательства и охоты к современным формам скотоводства и земледелия. Тысячи лет назад, перейдя к оседлому образу жизни, человек начал окультуривать дикорастущие растения. Сельское хозяйство постепенно стало играть ведущую роль и сегодня является одной из главных отраслей материального производства.

Число культурных растений превышает 2,5 тыс. видов. К ним относятся, например, пшеница, ячмень, рожь, овес, кукуруза, фасоль, соя, горох, картофель, сахарная свекла, рапс, репа, подсолнечник, а также капуста, морковь, брюква, томат, салат, тыква, огурец, спаржа и др.

Зерновые культуры давно используются человеком. Выращивание пшеницы началось в 7-м тыс. до н. э. в странах Ближнего и Среднего Востока (современные Ирак, Иран, Турция). Многие культурные растения произошли от дикорастущих (например, однозернянка и двузернянка, которые являются предками пшеницы). С 9 по 4-е тыс. до н. э. в Египте и на Ближнем Востоке был окультурен ячмень.

Рожь как сорная трава 5 тыс. лет назад распространилась со своей родины (Кавказ, Афганистан, Туркменистан) в Северную и Центральную Европу, где была окультурена.

Дикие формы овса, известные уже в 5-м тыс. до н. э. на Ближнем Востоке (Ирак, Иран), распространились вместе с дикой пшеницей и ячменем в Центральную Европу. В бронзовом веке  (со 2-го тыс. до н. э.) началась селекция овса. Исходной формой овса посевного является широко распространенный и в настоящее время овес дикорастущий (рис. 195). Биологически зерновые культуры относятся к злакам. Злаки имеют полый цилиндрический стебель и узкие листья с параллельным жилкованием. Мелкие цветки объединяются в простые соцветия — колоски. Эти колоски образуют сложное соцветие.  Если колоски сидят непосредственно на главной оси, то это соцветие колос. Если колоски сидят на боковых веточках главной оси, то они образуют соцветие метелку. Все злаки опыляются ветром. Плод злаков — зерновка. В зерновке накапливаются органические питательные вещества — крахмал и белок. Злаки — основа повседневного питания человека и домашних животных.

К культурным растениям относятся также различные овощные и плодовые растения.

Овощные  растения отличаются высоким содержанием витаминов и минеральных веществ.  Они являются важным элементом питания человека. Назови­те овощи, изображенные на рисунке 196. Овощами также являются корнеплоды (рис. 197) — брюква, дайкон, морковь, свекла, редис, репа, петрушка, сельдерей. Еще к овощным растениям относятся луковичные (лук, чеснок) и листовые (петрушка, укроп, кинза, руккола, шпинат и др.).

Одной из важнейших культур является картофель. Его родина — Южная Америка, где он был введен в культуру около 14 тыс. лет назад. В XVI в. картофель был завезен моряками в Европу и поначалу выращивался в ботанических садах как декоративное растение. В картофельных клубнях накапливаются крахмал, минеральные вещества, белок и витамин С. Картофель — полезный и необходимый продукт питания.

Для поддержания здоровья человеку необходимо употреблять в пищу фрукты и ягоды. В нашей стране наиболее часто встречаются такие плодово-ягодные растения (рис. 198), как груша, яблоня, вишня, слива, алыча, черешня, абрикос, крыжовник, малина, ежевика, смородина, земляника, черноплодная рябина. Плоды этих растений очень вкусные, содержат витамины, минеральные вещества и сахара.

С середины XIX в. началось выращивание сахарной свеклы (рис. 199) — основной сахароносной культуры. Свекла — двулетнее культурное растение. В первый год у нее формируется корнеплод, в котором накапливаются питательные вещества, прежде всего сахар, а цветки и плоды образуются на второй год.

Осенью первого года корнеплоды убирают и отправляют на сахарный завод. Там их моют и измельчают. Из имельченной массы отжимают сок, из которого с помощью фильтрования, испарения и очистки получают сахар. Сахар используется для производства кондитерских и хлебобулочных изделий, шоколада и конфет, соков и вин, мармелада и консервированных фруктов.

Важную роль в питании человека играют растительные масла, которые получают из семян масличных растений: подсолнечника, сои, рапса (рис. 200).

К культурным растениям относятся также прядильные (лен) и кормовые (клевер, люцерна, люпин, тимофеевка, райграс, ежа сборная).

Культурными декоративными растениями являются многие двудольные (сирень, чубушник, розы, астры, гвоздики, георгины, рудбекии и др.) и однодольные (гладиолусы, ирисы, ландыши, лилии, нарциссы, тюльпаны и др.).

 

Закрепление знаний

- Франция. Конец XVIII в. В стране — голод, а в королевском двор­це — бал. Королева Мария Антуанетта ослепительно хороша, ее украше­ния — сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Прическу королевы украшали невиданные цветы. Их подарил короле­ве агроном и фармацевт Антуан Огюст Пармантье. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Мария Антуанетта и слушать не стала. Но через несколько лет именно это растение помогло победить голод во Фран­ции. А благодарные потомки поставили Пармантье памятник с надпи­сью «Благодетелю человечества». Что в «черном ящике»? (Картофель.)

- В Мексике этот овощ называют туматль. В Европу растение попа­ло в XVI в. Сначала его начали возделывать в Португалии и Испании, затем в Италии. Первоначально растение получило известность как декоративное и лекарственное. Только в конце XVIII — начале XIX вв. это растение было признано овощной культурой. Что в «черном ящи­ке»? {Томат.)

- Это растение более 400 лет назад прославило себя как военное средство. Осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сраже­ние с южноамериканскими индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы — их войско превосходило противника и по численности, и по вооружению, и по боевой выучке. Но индейцы, приблизившись к конкистадорам, насыпали порошок этого растения на тлеющие угли жаровен. В небо взвились струйки белого едкого дыма, ветер понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горели лица. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу. В Европу растение привез Христофор Колумб, а в 1616 г. оно появилось и в России. Плоды его содержат много витаминов, на вкус бывают сладкие, острые и жгучие. Что в «черном ящике»? (Перец.)

- За этот овощ подадут свой голос и заправский кулинар, и знающий врач. Кулинар приготовит из него много разных блюд — этот овощ ве­ликолепно сочетается с яблоками, помидорами, тмином, луком. А медик расскажет о его целебных свойствах (овощ регулирует обмен веществ, лечит ревматизм и желудочные заболевания, хорош он и для диабетиков).

По преданию, выдающийся полководец древности Александр Ма­кедонский считал необходимым накормить своих воинов перед боем именно этим овощем.

Древние славяне получили эту культуру от греко-римских коло­нистов Крыма и других районов Причерноморья. Вместе с растением переняли и его название, немного модернизировав на свой лад. Так из латинского слова «капут» — голова и родилось название этого овоща. Что в «черном ящике»? (Капуста.)

 

5.Рефлексия

  • Что нового сегодня узнали на уроке.
  • Что вызвало у вас затруднения?
  • Выставление оценок

Домашнее задание.

§ 44, составить кроссворд по теме «Культурные расте­ния» (по желанию).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: