Рекомендуемая литература

МАКЕТ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ОТЧЕТА

Отчет по результатам производственной практики обучающегося 

Курсанта _____________________________________________

Судоводительского отделения КМРК

Группа 17 – СВ - 24

 

Дата Краткое содержание работ, для овладения умениями и навыками, виды работ.

УПРАВЛЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА (ПМ.01)

48 часов

03.03-07.03.20

Планирование рейса и навигация
 

48 часов

Метеорология и океанография
 

48 часов

Определение и учет поправок курсоуказателей
 

64 часов

Определение места судна различными способами с оценкой их точности
 

40 часов

06.02-10.02.20

Организация и процедуры несения вахты
Организация работы вахтенного помощника капитана согласно СУБ Организация судовой вахтенной службы 1. Судовая вахтенная служба является основным видом выполнения судовым экипажем служебных обязанностей, требующих повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или обусловленном рабочем месте. 2. Судовая вахтенная служба является круглосуточной. Расписание по вахтам по представлению старшего помощника и старшего (главного) механика утверждает капитан. В нем определяется структура и состав вахтенной службы с указанием вахтенных постов. 3. Структура и состав вахтенной службы зависит от назначения, технико-эксплуатационных характеристик, районов и условий плавания судна (на ходу, стоянке в порту или на якоре, при плавании в сложной обстановке и т.д.). Международных и национальных стандартов (правил и норм) по безопасности и национального трудового законодательства (эти положения должны учитываться компанией при утверждении судовых штатных расписаний). 4. Судовая вахтенная служба в любой момент времени должна быть достаточной и соответствовать условиям и обстановке. Капитан вправе усилить вахтенную службу, если, по его мнению, близость опасностей, ограничения судовых технических средств, гидрометеорологическая обстановка, состояние видимости или иные обстоятельства, не позволяют обычным составом вахтенного персонала обеспечить безопасную эксплуатацию и нормальную жизнедеятельность судна. При этом капитан должен учитывать предстоящие судовые критические (ключевые) операции, нарушения порядка и технологий, исполнения которых порождают аварии или создают угрозу судну, судовому персоналу или загрязнения. 5. Распределение судового экипажа по вахтам осуществляют старший помощник капитана и старший (главный) механик с учетом квалификации, компетентности и профессиональной подготовленности судового персонала. К несению вахты могут привлекаться лица, надлежаще подготовленные, проинструктированные и получившие соответствующий отдых. 6. Судовая вахтенная служба включает общесудовую (навигационную) и машинную вахтенные службы. Общесудовая (навигационная) служба возглавляется вахтенным помощником капитана, а машинная вахтенным механиком. Главным судовым вахтенным начальником является вахтенный помощник капитана. Он подчиняется только капитану и несет ответственность за безопасную эксплуатацию судна и предотвращение загрязнения. Присутствие капитана на мостике и старшего механика в машинном отделении не снимают ответственности с вахтенного помощника капитана и механика за принятие решений до тех пор пока они примут командование на себя и это будет правильно понято. 7. Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания, режимом работы судна и основных судовых технических средств, замечаниями сдающего вахту и распоряжениями вышестоящего начальника. Вахтенный не имеет права оставить свой пост или передать кому-либо исполнение своих обязанностей, кроме как по приказанию или разрешению вышестоящего начальника (вахтенный помощник капитана по приказанию или разрешению капитана, а вахтенный механик по приказанию или разрешению старшего (главного) механика). 8. Вахтенные не должны передавать вахту сменяющим их лицам. Если имеются основания полагать, что они не способны должным образом выполнять свои обязанности. О чем немедленно уведомляется вышестоящий начальник — капитан или старший (главный) механик. Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик производят записи соответственно в судовом и машинном журналах согласно инструкциям по их ведению 9. Судовая вахтенная служба подразделяется на стояночную (вахту в порту) и ходовую (вахту в море). Капитан судна, исходя из конкретных обстоятельств,  назначает вид вахты на предстоящий период времени. При стоянке в порту в зависимости от условий стоянки и действующих правил порта устанавливаются две степени готовности судна — постоянная готовность и к определенному сроку. Степень готовности судна устанавливает капитан. По предписанию администрации порта капитан обязан повысить степень готовности судна до требуемой. Продолжительность вахты не должна превышать четырех часов. При длительной стоянке в порту может назначаться суточная стояночная вахта. Список персонального состава стояночной вахты вывешивается у трапа судна. Обязанности третьего помощника капитана 1. Подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана и в необходимых случаях замещает второго помощника капитана. Ведает морскими картами, руководствами и пособиями для плавания, штурманскими навигационными и гидрометеорологическими приборами и инструментами, средствами визуального наблюдения, пиротехнической, флажной, ручной, звуковой сигнализацией и сигнальными знаками. Отвечает за поддержание чистоты и порядка на мостике, в штурманской и рулевой рубках. 2. Третий помощник капитана обязан: - своевременно получать штурманские, навигационные и гидрометеорологические приборы и инструменты. Содержать их в исправном состоянии. Обеспечивать судно установленной судовой коллекцией морских карт, руководств и пособий для плавания. Производить их подбор для предстоящего рейса, своевременно корректировать карты и навигационные пособия по извещениям мореплавателям, НАВАРЕА, НАВИП-ам, ПРИП-ам, сообщениям НАВТЕКС, вести учет судовой коллекции карт и руководств для плавания и корректурных документов; - вести хронометрический журнал и выводить поправку хронометра на каждые сутки, сверять показания судовых часов перед началом рабочего дня, перед подходом к порту и выходом из него и в других необходимых случаях; следить за своевременным производством девиационных работ и состоянием необходимого для их производства снаряжения на судне; - своевременно получать и надлежащим образом хранить пиротехнические средства и линемет; - получать и регистрировать в порту судовые, машинные и другие журналы, вести и хранить судовой реестр указанных журналов; o проводить занятия с палубными специалистами по сигнал производству зрительными средствами связи, устройству и использованию приборов и инструментов своего заведования; - следить за наличием и состоянием на ходовом мостике всех документов, схем и таблиц согласно РШС, международным и национальным требованиям; - руководить грузовыми и балластными операциями во время своей вахты в порту; - соблюдать все установленные конвенционные требования в отношении не загрязнения окружающей среды; - систематически и аккуратно вести установленные журналы; - вести кассовую книгу, составлять кассовые отчеты, вести документацию по зарплате, составляет установленную документацию для компании; - знать устройство судна, грамотно эксплуатировать системы жизнеобеспечения судна, аварийно-спасательного и противопожарного оборудования; - докладывать старшему помощнику капитана о готовности своего заведования к предстоящему рейсу. - способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе, ориентировать подчиненных на выполнение задач, поставленных руководством компании.

64 часов

Предотвращение столкновений судов
 

76 часов

Маневрирование и управление судном
 

64 часов

Главные и вспомогательные двигатели, ДАУ, судовые системы
 

44 часов

Координация и осуществление поисково-спасательных операций
 

44 часов

Использование средств визуальной связи
 

56 часов

Действия в чрезвычайных ситуациях
 

32 часов

Судовое Радиооборудование
 

24 часов

Организация связи ГМССБ
 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ (ПМ.02)

12 часов

Судовые документы и дипломы
Обязательные судовые документы 1. свидетельство о праве плавания под Государственным флагом; 2. свидетельство о праве собственности на судно; 3. свидетельство на класс; 4. международное мерительное свидетельство; 5. международное свидетельство о грузовой марке или международное свидетельство об изъятии для грузовой марки; 6. документ о безопасном укомплектовании экипажем; 7. дипломы и сертификаты членов экипажа; 8. судовая роль; 9. судовой журнал; 10. машинный журнал; 11. радиожурнал; 12. санитарный журнал; 13. свидетельство о грузовых устройствах; 14. свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию; 15. свидетельство о дератизации или свидетельство об освобождении от дератизации; 16. свидетельство о медицинской аптечке; 17. международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью; 18. журнал нефтяных операций; 19. документ о соответствии компании; 20. свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ). На пассажирских судах дополнительно: • свидетельство о безопасности пассажирского судна; • свидетельство об изъятии (если судну на основании в соответствии с положениями СОЛАС-74 предоставляется изъятие). Дополнение к свидетельствам и документам грузового судна • свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции; • свидетельство по безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению; • наставление по креплению груза; • свидетельство по изъятии (если судну в соответствии с СОЛАС-74 предоставляется изъятие); • свидетельство о соответствии специальным требованиям для судов, перевозящих опасные грузы; • манифест об опасных грузах на борту и их расположении или подробный грузовой план; • свидетельство о пригодности судна для перевозки зерна; • свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью; Дополнение к документам судна, перевозящего вредные жидкие  химические вещества наливом • международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом; • журнал грузовых операций; Дополнение к свидетельствам и документам танкеров и химовозах • свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных грузов наливом; • дополнение к свидетельствам: o свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом; o свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом; o международное свидетельство о пригодности судна для перевозки сжиженных газов наливом. Дополнительные документы для судов специального назначения • свидетельство о безопасности судов специального назначения: • на водолазных комплексах: o свидетельство о безопасности водолазного комплекса; o уровни шума (протокол замера шумов); • на судах с динамическими принципами поддержания: o свидетельство по конструкции, оборудованию и снабжению; o разрешение на эксплуатацию. Судовые чек - листы Назначение судовых чек - листов Функции судовых чек - листов могут быть различными, но главным назначением является выработка стереотипа поведения судового персонала (выполнение им необходимых действий в определенной последовательности). Очевидна и такая функция чек - листов как подсказка. Кроме этого, чек - листы позволяют документировать выполнение необходимых действий в простой и удобной форме путем проставления отметок, фиксировать передачу ответственности или согласованности действий. Чек - листы, в случае их заполнения, являются отчетным документом, позволяют экономить время, поскольку записи в судовые журналы становятся более простыми: “произведена проверка по чек- листу №_, замечаний нет”. Подробный регламент работы с чек - листами, порядок и обязательность их заполнения, порядок хранения, передачи в компанию, требования к записи о проверках в судовые журналы приведены в соответствующих комментариях к чек- листам. Чек - листы ходового мостика 1. Знакомство с оборудованием мостика; 2. Смена вахты; 3.Ежедневные испытания и проверки; 4. Подготовка к выходу в море; 5. Посадка/высадка лоцмана; 6. Обмен информацией между капитаном и лоцманом; 7. Океанское плавание; 8. Плавание в прибрежных водах/системы разделения движения судов; 9. Подготовка к прибытию в порт; 10. Постановка на якорь и якорная вахта; 11. Ограниченная видимость; 12. Плавание во время штормовой погоды или в районах тропических штормов; 13. Плавание во льдах. Чек - лист 1 заполняется вновь прибывшим (направленным) на судно помощником капитана и хранится у капитана до замены помощника капитана подписавшего чек-лист. Предыдущий чек-лист сдается в компанию. Чек - лист 2 заполняется при наличии отрицательного ответа хотя бы на один вопрос, либо по команде капитана - в этом случае чек-лист сдается капитану, в противном случае (при положительных ответах) проверка по чек - листу фиксируется в судовом журнале: “Смена вахты осуществлена с проверкой по чек - листу № 2, замечаний нет” без непосредственного заполнения чек - листа. Чек - листы 3-13 заполняются: • в случае наличия хотя бы одного отрицательного ответа/ неудовлетворительного параметра; • по команде капитана с последующей сдачей капитану, а при положительных ответах допустимо осуществление проверки фиксировать в судовом журнале: “Проведена проверка по чек - листу № _, замечаний нет” без непосредственного заполнения чек - листа. Подлинники заполненных чек - листов (2 - 13) сдаются в компанию по окончанию рейса, а копии хранятся у капитана сроком на его усмотрение. Чек - листы аварийных ситуаций 1. Выход из строя главного двигателя 2. Выход из строя рулевого привода 3. Выход из строя гирокомпаса 4. Выход из строя системы управления с мостика/машинного телеграфа на мостике 5. Угроза столкновения/столкновение 6. Посадка на мель 7. Пожар 8. Затопление 9. Место посадки в спасательные шлюпки/плоты 10. Человек за бортом 11. Поиск и спасание

12 часов

03.03-04.03.20

Система безопасного управления
ISM Соde - это стандарт по внедрению системы УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ эксплуатацией судов и ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ. Эта СИСТЕМА должна быть одобрена Администрацией флага или другой признанной организацией (Регистром), затем выдан Сертификат. Впервые в истории – береговая Компания (офис, а не судно) должно иметь Сертификат. Имеются как минимум 4 причины одобрения ISM Сode: 1). Это делает ваше судно более безопасным местом работы. 2). Это защищает море и окружающую морскую среду. 3). Это более ясно определяет ваши обязанности. 4). Это – закон, так как он обязателен к исполнению, согласно Части 1Х Конвенции SOLAS – 74. Немаловажную роль в морском транспортном процессе играет так называемый “человеческий фактор”. В целях сведения к минимуму отрицательного влияния некомпетентности судовых специалистов, ИМО установлены минимальные требования как к составу экипажу, так и к подготовке членов экипажа. Кодекс предписывает “Каждая компания должна разрабатывать, претворять в жизнь и поддерживать системы управления безопасностью (СУБ)”: Система управления безопасностью включает в себя: • Политику безопасности и защиты окружающей среды; • Инструкции и процедуры, обеспечивающие безопасное использование судов и защиту окружающей среды в соответствии с требованиями международного законодательства и законами страны флага; • Определение уровней полномочий и способов взаимодействия между и внутри берегового и судового персонала; • Процедуры сообщения о происшествиях и несоответствии МКУБ; • Процедуры подготовки к возможным экстремальным случаям и реагирования на них; • Процедуры внутренних проверок и изменений в управлении. Отсутствие сертификации по МКУБ автоматически переводит судоходную компанию в разряд аутсайдеров. Она выпадает из международного судоходства, так как не подтвердила качество своих услуг и соответствие стандартам безопасности. Основные международные документы, определяющие систему управления безопасностью (СУБ) МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОБМЕРУ СУДОВ 1969 ГОДА (International Convention on Tonnage Measurement of Ships - Tonnage-69). Конвенция содержит правила, направленные на установление универсальной системы обмера судов. Цель обмера судна заключается в определении его максимального допустимого водоизмещения, определении его валовой и чистой вместимости. Регистр выдаёт «Международное мерительное свидетельство», на основании которого определяется величина сборов в портах всего мира. Также, исходя из валовой вместимости судна, определяются пределы ответственности судовладельца по имущественным требованиям. Вступила в силу 18 июля 1982 года. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ГРУЗОВОЙ МАРКЕ 1966 ГОДА (International Convention on Load Lines - LL-66). Конвенция устанавливает величину минимального надводного борта для морских судов, совершающих международные рейсы. Применяется ко всем судам за исключением военных кораблей, судов валовой вместимостью менее 150 per. тонн, рыболовных судов и прогулочных яхт, не занимающихся коммерческими перевозками. Конвенция вступила в силу 3 февраля 2000 г. Каждому судну, отвечающему требованиям КГМ-66/88 выдается Международное свидетельство о грузовой марке или Международное свидетельство об изъятии для грузовой марки. Регистр производит освидетельствования судов, которые бывают: первоначальное, периодическое и ежегодное. Все результаты освидетельствований заносятся в Свидетельство, которые являются для судовой администрации и портовых властей основным документом, устанавливающим пределы загрузки судна в зависимости от района плавания и времен года. Ни одно судно не может выйти в море, если не имеет достаточного запаса плавучести, определяемого грузовой маркой и не отвечает требованиям Правил PC и КГМ 66/88. КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВИЛАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СТОЛКНОВЕНИЯ СУДОВ В МОРЕ - МППСС-72 (International Regulations for Preventing Collisions at Sea - COLREG). МППСС распространяются на все суда в открытом море и соединенных с ним водах, по которым могут плавать морские суда. В них регламентируются действия судов при различных условиях плавания, в частности, выбор безопасной скорости, для предупреждения столкновения при плавании в узостях, по системам разделения движения, при обгоне, сближении, пересечении курсов, при плавании на виду друг друга и в условиях ограниченной видимости. Правила определяют огни, которые должны выставляться судном в темное время суток, звуковые и световые сигналы, которые должны подаваться в различных ситуациях; регламентируют расположение и технические характеристики огней и знаков. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ С СУДОВ – МАРПОЛ-73/78 (International Convention for the Prevention of Pollution from Ships - MARPOL-73/78). Конвенция вступила в силу 02 октября 1983 г и применяется к судам всех государств, в том числе и не участвующих в Конвенции, чтобы для их судов не создавались более благоприятные условий. Конвенция содержит 6 Приложений:  Приложение I. Правила предотвращения загрязнения нефтью, согласно которым запрещается всякий сброс в море нефти или нефтеводяной смеси с любого нефтяного танкера и любого судна валовой вместимостью 400 per. т и более, не являющегося нефтяным танкером.  Приложение II. Правила контроля над загрязнением при перевозке ядовитых жидких веществ наливом.  Приложение III. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках или в автодорожных и железнодорожных цистернах.  Приложение IV. Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов, которые запрещают сброс в море сточных вод, за исключением специально оговоренных случаев.  Приложение V. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов.  Приложение VI. Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов, которые предусматривают наличие Международного свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы, так называемое свидетельство IAPP (International Air Pollution Prevention Certificate), для каждого судна валовой вместимостью 400 и более, совершающего рейсы в порты, находящиеся под юрисдикцией других Сторон. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИЮ ВАХТЫ - ПДНВ-78 (International Convention on Standards of Training Certification and Watchkeeping for Seafarers - STCW-78). Конвенция вступила в силу 01 февраля 1997 г. и устанавливает унифицированные требования к подготовке, дипломированию и квалификации экипажей морских судов, а также определяет основные принципы несения ходовой вахты на мостике, в машинном отделении и радиорубке. ПДНВ-78/95 установила две категории специалистов морских судов: для прибрежного плавания и для дальнего плавания.  Действия Конвенции распространяются на моряков, работающих на морских судах, исключая: военные корабли, военные - вспомогательные суда или иные суда, принадлежащие государству, либо эксплуатируемые им и используемые исключительно для правительственной некоммерческой службы; рыболовные суда; прогулочные яхты, не занимающиеся коммерческими перевозками; деревянные суда примитивной конструкции.  Требования к компетентности моряков в соответствии с Кодексом ПДМНВ сгруппированы по следующим восьми направлениям:  1. Требования в отношении общих положений. 2. Требования в отношении капитана и палубной команды. 3. Требования в отношении машинной команды. 4. Требования в отношении радиоспециалистов. 5. Требования в отношении подготовки экипажей определенных типов судов. 6. Требования в отношении функций, связанных с аварийными ситуациями, охраной труда, медицинским уходом и выживанием. 7. Требования в отношении альтернативного дипломирования. 8. Требования в отношении несения вахт.  Указанные направления реализуются на следующих уровнях ответственности: уровень управления (Management level), уровень эксплуатации (Operational level), вспомогательный уровень (Support level).  Судам выдается «Свидетельство о минимальном составе экипажа», в котором указывается число членов экипажа и подтверждается, что квалификация и указанное число экипажа обеспечивают безопасность судна, людей, груза и окружающей среды. МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ – СОЛАС - 74 (International Convention for the Safety of Life at Sea - SOLAS -74). Конвенция вступила в силу 25 мая 1980 года. 24 мая 1994 г. была принята новая глава IX - «УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СУДОВ», согласно которой МКУБ стал обязательным инструментом с 1 июля 1998 г. Данная глава применяется к следующим судам, независимо от даты постройки:  • пассажирским судам, включая пассажирские высокоскоростные суда, - не позднее 1 июля 1998 года; • нефтяным танкерам, танкерам - химовозам, газовозам, навалочным судам и грузовым высокоскоростным судам валовой вместимостью 500 и более - не позднее 1 июля 1998 года; и • другим грузовым судам и морским передвижным буровым установкам валовой вместимостью 500 и более - не позднее 1 июля 2002 года.  Данная глава не применяете к государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПО ОХРАНЕ СУДОВ И ПОРТОВЫХ СРЕДСТВ – ОСПС – принят в 2002 году. Введен как обязательный через принятие главы XI-2 МК СОЛАС-74 – «Специальные меры по усилению охраны на море. Вступил в силу 01 июля 2004 года. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МКУБ  Существует 5 причин внедрения МКУБ: • уменьшает влияние человеческого фактора; • улучшает взаимосвязь между судном и Компанией; • снижает количество несчастных случаев; • уменьшает риск загрязнения моря и окружающей среды; • обеспечивает безопасность грузовых операций.  МКУБ состоит из 2 частей, которые включают 16 разделов. Часть А. Внедрение 1. Общие положения:  1.1. определения;  1.2. цели Кодекса;  1.3. применение;  1.4. функциональные требования к СУБ. 2. Политика в области безопасности и защиты окружающей среды. Компания должна предоставить задокументированную политику в части безопасности и защиты окружающей среды и быть уверена в выполнении ее как береговым так и судовым персоналом на всех уровнях.  3. Ответственность и полномочия Компании. Компания должна иметь достаточное и подготовленное количество персонала (в офисе и на судне) с четким распределением обязанностей и ответственности. Ответственность, полномочия и взаимоотношения должны быть оформлены документально.  4. Назначенное лицо. Компания должна назначить ответственное лицо на берегу, которое осуществляет постоянный контроль за соблюдением норм безопасности и предотвращения загрязнения.  5. Ответственность и полномочия капитана. Капитан несет полную ответственность за работу системы управления безопасностью на судне.  6. Ресурсы и персонал. Компания должна нанимать квалифицированный персонал на суда и в офис и делать все необходимое, чтобы:  • знал свои обязанности; • проходил обучение и тренировки; • получал необходимые инструкции. 7. Разработка планов проведения операций на судах:  • планируй что сделать; • выполняй, что запланировано; • планирование и выполнение должно быть задокументировано. 8. Готовность к аварийным ситуациям. Компания должна установить процедуры по выявлению, описанию и действиям в потенциально аварийных ситуациях на судне. Компания должна разработать программы учений экипажа и учебных отработок действий в условиях аварийных ситуаций.  9. Доклады и анализы о несоответствиях, авариях и опасных случаях. Ни один человек или система совершенна. Если замечена аварийная или опасная ситуация – немедленно сообщить капитану/Компанию. Система должна работать на Вашу безопасность. Это главная задача системы.  10. Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования. Судно и его оборудование должно поддерживаться в хорошем состоянии. Всегда должно содержать в надлежащем состоянии и часто проверяться то оборудование, которое имеет значение обеспечения безопасности. Обязательное документирование выполненной работы.  11. Документация. СУБ должна быть выражена в письменном виде. Полнота документации должна постоянно контролироваться. Такие документы должны быть как в офисе, так и на судне.  12. Осуществляемые Компанией проверки, пересмотр и оценка СУБ. Компания должна иметь свой внутренний порядок проверок, позволяющий установить работоспособность системы и ее совершенствование. Часть В. Освидетельствование и проверка 13. Освидетельствование и периодическая проверка. Администрация флага или Признанная ею организация должна будет направлять внешнего Аудитора для проверки работоспособности Системы как в Компании, так и на ее судах. После того как Аудитор убедиться в том, что Система работает, Администрация выдает Документ о соответствии для Компании (ДСК) и Свидетельство об управлении безопасностью (СвУБ) для каждого судна.  14. Освидетельствование для выдачи временного документа. Временный документ ДСК может выдаваться Компании для облегчения первоначального внедрения данного Кодекса. Временное СвУБ может выдаваться:  • новым судам, вступающим в Компанию; • когда Компания принимает ответственность за эксплуатацию судна, которое для нее является новым; • когда судно меняет флаг. 15. Проверка. Все проверки, требуемые положениями данного Кодекса, выполняются в соответствии с процедурами, приемлемыми для Администрации. 16. Формы документов по МКУБ. Резолюция А.739(18) – Руководство по признанию организаций, действующих от имени Администрации: устанавливает правила, которым должна удовлетворять организация, уполномоченная администрацией флага выполнять работы и выдавать свидетельства от ее имени. Резолюция А.740(18) - содержит Руководство по оказанию помощи государствам флага по выполнению мер для безопасности на море и защите морской окружающей среды. Резолюция А.741(18) – содержит МКУБ; кодекс устанавливает правила, которым должна отвечать СУБ Компании применительно как к Компании, так и к судну. Резолюция А.742(18) – устанавливает процедуры контроля за эксплуатационными требованиями, относящимися к безопасности судов и предотвращению загрязнения, оговаривает обязанность государств флага силами контроля государства порта (Port State Control) проводить инспекции судов с целью проверки действительности всех свидетельств и документов, относящихся к судну и экипажу. Резолюция А.787(19) – устанавливает правила и руководства по контролю и задержанию судов администрациями государства порта. Резолюция А.788(19) – принимает Руководство по применению МКУБ администрациями флага. Она устанавливает порядок проведения оценок, сертификации и контроля за СУБ в Компании и на судне, а также сроки действия документов, выдаваемых Компании и судну и периодичность проверки СУБ в Компании и на судне. Руководство вводит обязательную периодичность внутренних проверок СУБ Компании и предусматривает возможность и условия выдачи временных документов СУБ Компании и судну. В приложении к резолюции представлены формы документов, выдаваемых Компании и судну при сертификации. Резолюция А.789(19) – устанавливает требования к признанным организациям, действующим от имени Администрации, проводящим освидетельствования и сертификацию, дополняет резолюцию А.739(18). “Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнений” (МКУБ) введен в действие приказом № 63 министра транспорта Российской Федерации 26 июля 1994 года. В соответствии с положениями Главы IX Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), действия любой компании, осуществляющей деятельность в области торгового мореплавания, и ее методы управления на судне должны осуществляться на основе одобренной Администрацией системы управления безопасностью (СУБ). Цели СУБ России состоят в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных случаев или гибели людей и избежание вреда окружающей среде и имуществу. Требования СУБ России применяются ко всем судам, выходящим в море под российским флагом, а также к иностранным судам, посещающим порты России, в объеме международных требований. Составляющими СУБ являются: • нормативно-правовая база торгового мореплавания; • система информационного обеспечения; • СУБ компаний; • СУБ судов; • база данных.

12 часов

Процедуры контроля государствами флага и порта
 

18 часов

ПТЭ корпуса, помещений и устройств
 

14 часов

Предотвращение загрязнения моря
 

18 часов

Обеспечение безопасности судна, экипажа и пассажиров и готовности спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности
 

12 часов

Обеспечение остойчивости, прочности и непотопляемости судна
 

12 часов

Спасательные средства
 

16 часов

Техника безопасности, охрана труда, санитарные правила
 

10 часов

Организация и оказание медицинской помощи на борту
 

10 часов

Организация вахты в порту
 

ОБРАБОТКА И РАЗМЕЩЕНИЕ ГРУЗА (ПМ.03)

30 часов

Международные и национальные документы
 

64 часов

Составление грузового плана
 

74 часов

Процедуры укладки груза, организация доставки запасов на судно
 

 

Рекомендуемая литература

Виды источников Наименование рекомендуемых учебных изданий

Основные

Развозов С.Ю. Безопасность судоходства. Учебник.
Мойсеенко, С. С. Управление рисками в мореплавании и промышленном рыболовстве [Электронный ресурс]: учебное пособие для курсантов, студентов и аспирантов по специальности "Судовождение" / С. С. Мойсеенко. - Москва: Моркнига, 2017
Шарлай, Г. Н. МППСС-72 с комментариями [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г. Н. Шарлай. - Москва: Моркнига, 2017
Наставление по борьбе за живучесть судов Минречфлота РФ [Электронный ресурс]: нормативно-технический документ / Министерство речного флота РФ, Главная судоходная инспекция по безопасности. - Москва:Моркнига, 2018
МК ПДНВ с Манильскими поправками
МК СОЛАС-74
МК ЛСА
МК ОСПС
НБЖС-81
Правила Российского Морского Регистра Судоходства, Санкт-Петербург, 2015 г.
Правила ТБ на судах морского флота, РД 31.81.10-91,М. Мортехинформ реклама, 1992 г.
International Medical Guide for Ships. – Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2002 г.
Положение о Знаке соответствия СУБ [Электронный ресурс]: НД № 2-08992-001:утв. Российским Морским регистром судоходства: ввод с 01.02.2016. Номер документа в СЭД "Тезис" 16-17619 / рук. работы К. Г. Пальников. - Санкт-Петербург: Российский морской регистр судоходства, 2016
Борисова, Людмила Федоровна. Обеспечение безопасности судоходства в рыбопромысловых районах [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Ф. Борисова. - Москва: Моркнига, 2016
Руководство по техническому наблюдению за судами в эксплуатации [Электронный ресурс]: справочник. НД № 2-030101-009 Электронный аналог печатного издания, утвержден 30.12.15. / Редакционная коллегия Российского морского регистра судоходства (СПб.). - Санкт-Петербург: Российский морской регистр судоходства, 2016
Руководство по применению положений Международной конвенции (МАРПОЛ 73/78) [Электронный ресурс]: справочник. НД № 2-039901-005 Электронный аналог печатного издания, утвержден 29.02.16. Вступает в силу с 1 марта 2016 г. / Редакционная коллегия Российского морского регистра судоходства (СПб.). - Санкт-Петербург: Российский морской регистр судоходства, 2016
Виды источников Наименование рекомендуемых учебных изданий

 

Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатирующийся в морских районах и на внутренних водных путях Российской Федерации [Электронный ресурс]: справочник: практическое пособие. НД № 2-020101-092. Электронный аналог печатного издания, утвержден 29.02.16 / Редакционная коллегия Российского морского регистра судоходства (СПб.). - Санкт-Петербург: Российский морской регистр судоходства, 2016
Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации [Электронный ресурс]: метод. рекомендации. НД № 2-020101-012. Электронный аналог печатного издания, утвержденного 30.12.15. Вступают в силу 1 января 2016 г. / Российский морской регистр судоходства. - Санкт-Петербург: Российский морской регистр судоходства, 2016
Правила по оборудованию морских судов [Электронный ресурс]: нормативно-технический документ / Российский морской регистр судоходства. - Санкт-Петербург: Российский морской регистр судоходства.        Ч. 1: Положение об освидетельствованиях: введено с 01.01.2016 г. - Заменен на ФНД 2-020101-096 с 01.01.2017 г. - 2016

Продолжение

Виды источников Наименование рекомендуемых учебных изданий
Дмитриев, В. И. Пути повышения безопасности судоходства [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов (курсантов) специальности 180403 "Судовождение" по дисциплине "Безопасность судоходства" очной и заочной форм обучения / В. И. Дмитриев. - Москва: Моркнига, 2015
Выживание и безопасность на море. Судовые спасательные средства. Борьба с пожарами. Оказание первой медицинской помощи [Электронный ресурс]: учебное пособие, учебно-методическое пособие. В 2-х частях. Ч.1 / В. А. Антишин, П. В. Бойко. - Керчь: Морская компания (АСТ), 2014
Рекомендации по осуществлению положений Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) [Электронный ресурс]: метод. рекомендации. НД № 2-080101-013. Дата введ.: 22.04.2014. № документа в СЭД "Тезис"- 67285 / Российский морской регистр судоходства. - Санкт-Петербург: Российский морской регистр судоходства, 2014
Рекомендации по осуществлению положений Международного кодекса по охране судов и портовых средств (ОСПС) [Электронный ресурс]: пособие. НД № 2-080101-019. Дата введ.: 26.06.2014. Номер документа в СЭД "Тезис" - 32748 / Российский морской регистр судоходства. - Санкт-Петербург: Российский морской регистр судоходства, 2014
Дмитриев, В. И. Информационные технологии обеспечения безопасности судоходства и их комплексное использование (е-NAVIGATION) [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. И. Дмитриев. - Москва: Моркнига, 2013
Борисова, Л. Ф. Обеспечение безопасности судоходства в рыбопромысловых районах: учебное пособие / Л. Ф. Борисова. - Москва: Моркнига, 2016
Развозов, С. Ю. Безопасность судоходства Текст: Электронный ресурс]: учебник для вузов / С. Ю. Развозов. - Электрон. дан. - СПб: ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2014
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками [Текст] = ПДМНВ-78: консолидированный текст. - СПб. ЦНИИМФ, 2002
Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней [Текст]: в 3-х кн. - СПб: ЦНИИМФ, 2012 -. Книга I и Книга II = МАРПОЛ 73/78. - 2012
Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная протоколом 1978 г. к ней [Текст] / консолидированный текст. - СПб: ЦНИИМФ, 2009 -.Книга III
Международная Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 73/78 [Текст] = Бюллетень № 14 изменений и дополнений: законы и законодательные акты. - СПб.: ЦНИИМФ, 2012
Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72) [Текст]: с последними поправками на 1 января 2013 г. с обновленными иллюстрациями. - 5-е изд., испр.. - М.: Моркнига, 2013
Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72) [Текст]: на русском и английском языках. - М.:Моркнига, 2016. - 168 с.
Лесничий, К. В. ПМ.02 Обеспечение безопасности плавания МДК.02.01 Безопасность жизнедеятельности на судне и транспортная безопасность: МО-26.02.03.МДК.02.01.МУ [Текст]: метод. указания и контрольные задания для обучающихся заочной формы обучения среднего проф. образования по специальности 26.02.03 "Судовождение" / К. В. Лесничий. - Калининград: КМРК, 2017. - 53 с.
Специалист - Судоводитель [Электронный ресурс]: вопросы по ПДНВ + учебная литература. - М.: Моркнига, 2012. - 1 эл. опт.диск
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года [Текст]: с последующими изменениями и дополнениями: в 6-ти ч. Приложение № 1 к Бюллетеню международных договоров. Ч. 1. - М.: Юридическая лит., 2011. - 560 с. + 1 эл. опт.диск

 

Виды источников Наименование рекомендуемых учебных изданий
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года [Текст]: с последующими изменениями и дополнениями: в 6-ти ч. Приложение № 1 к Бюллетеню международных договоров. Ч. 2. - М.: Юридическая лит., 2011
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года [Текст]: с последующими изменениями и дополнениями в 6-ти ч. Приложение № 1 к Бюллетеню международных договоров. Ч. 3. - М.: Юридическая лит., 2011
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года [Текст]: с последующими изменениями и дополнениями в 6-ти ч. Приложение № 1 к Бюллетеню международных договоров. Ч. 4. - М.: Юридическая лит., 2011
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года [Текст] = МАРПОЛ 73/78: с последующими изменениями и дополнениями в 6-ти ч. Приложение № 1 к Бюллетеню международных договоров. Ч. 5. - М.: Юридическая лит, 2011
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года [Текст]: с последующими изменениями и дополнениями в 6-ти ч. Приложение № 1 к Бюллетеню международных договоров. Ч. 6. - М.: Юридическая лит, 2011

Дополнительные,

1. Положение о федеральном агентстве по рыболовству (Росрыболовство).
Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года
Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации.
Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР.
Правила эксплуатации электрооборудования на судах ФРП России,2000г.
Кодекс по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Кодекс ПДНВ -78) в редакции от 25.06.2010 г. (Учебники не старше 2010 г. выпуска, нормативные акты действующие-независимо от года введения в действие) Дмитриев В.И. Справочник капитана / В.И. Дмитриев, В.Л. Григорян, С.В. Козик,
В.А. Никитин, Л.С. Рассукованый, Г.Г. Фадеев, Ю.В. Цитрик. Под общей редакцией В.И. Дмитриева – СПб.: Элмор, 2009. – 816 с.
Дмитриев В.И. Практика мореплавания (Practiceofnavigation). – СПб: «Элмор», 2009. – 232 с.
Дмитриев В.И. Обеспечение живучести судов и предотвращение загрязнения окружающей среды. – М.: МОРКНИГА, 2010
Электронные образовательные ресурсы ЭБС «Book.ru», https://www.book.ru ЭБС «ЮРАЙТ»https://www.biblio-online.ru ЭБС «Академия», https://www.academia-moscow.ru Издательство «Лань», https://e.lanbook.com Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»,https://www.biblioclub.ru
Периодические издания Журнал «Морские вести России»; Журнал «Морской Флот»; Журнал «Эксплуатация морского транспорта»; Журнал «Мир транспорта»; Журнал «Научно-технический сборник российского морского регистра судоходства». 
Интернет - источники www.seabook.info; imodocs.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: