Изучение лексики на уроках русского языка в 5-7 классах в аспекте лингвометодики является актуальным, поскольку отражает взаимообусловленность лексики и методики преподавания русского языка.
Изучение раздела «Лексика» в 5 - 6 классах и углубление лексической работы в 7 - 9 классах опирается на понимание того, что лексикология - раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и его словарный состав в целом. Работа над лексическими понятиями рассматривается не только как возможность осмысления лексического значения слова, но и как средство развития речи учащихся. Это означает - владеть языком, общаться на нем и познавать с его помощью окружающий мир.
Однако, при изучении раздела «Лексика» у школьников возникает необходимость преодоления трудностей при выборе и употреблении в своей речи того или иного слова на основе понимания лексического значения многозначного слова, синонимов, антонимов, что, в конечном итоге, способствует развитию правильной устной и письменной речи. Изучение лексики на уроках русского языка в 5-7 классах является средством формирования языковой компетенции учащихся как основы овладения системой языка в целях развития речи на разных уровнях изучения русского языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает развитие языковой и коммуникативной компетенций, поскольку именно такие разделы русского языка, как «Лексика» и «Фразеология» помогают учащимся обогатить словарный запас и сформировать умения правильно употреблять те или иные лексические и фразеологические единицы в речи.
Нами учитывается, что в середине XIX века работу над лексическими понятиями начал проводить Ф. И. Буслаев. Уже в 60- е годы XIX века данной проблемой заинтересовались такие ученые, как В.В. Виноградов, А.А. Уфимцева, Н.М. Шанский и провели анализ лексического состава, установили связи с другими уровнями языка. Исследования (М.Т. Баранов, А.В. Прудникова, В. А. Мызина) направлены на выяснение роли лексики, содержания и принципов ее изучения. В исследованиях Т.А. Ладыженской уделяется внимание не только вопросам собственно лексики, но и приемам обогащения словарного запаса учащихся как раздела развития речи.
Словарной работе учащихся посвящены работы Л.К.Скороход, вопросам лексикографии посвящены исследования А.П. Евгеньевой - автор словаря синонимов русского языка, Л.А. Введенской - автор словаря антонимов. Следует также отметить автора множества монографий и словаря трудностей русского языка - Д.Э. Розенталя.
Таким образом, лексикология - раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и его словарный состав в целом (М.Т. Баранов). При этом изучение лексикина уроках русского языка в 5-7 классах является средством формирования языковой компетенции учащихся как основы овладения системой языка в целях развития речи обучающихся (коммуникативная компетенция).
Общеобразовательное значение лексики проявляется в том, что она увеличивает багаж знаний обучающихся о языке; дает представление о слове и сообщает, о таких связях как, например: между лексикой и фонетикой, словообразованием, морфологией синтаксисом или стилистикой. Также общеобразовательная сущность лексики позволяет проводить ознакомление со способами пополнения словарного запаса и областями употребления тех или иных слов.
При выявлении практического значения изучении лексики следует учитывать то, что слово представляет собой частицу словарной системы. С помощью практического значения лексики школьники улучшают навыки в области орфографии, развивают внимание к значениям, выбору и употреблению каких-либо слов, то есть обогащают свой словарный запас.
Практическое значение лексики показывает, что с помощью правильно подобранного слова можно выразить ту или иную мысль, построить предложение и сделать свою речь красочной и интересной. Активному освоению лексики способствуют не только уроки русского языка, но и уроки литературы и истории (межпредметный аспект). Кроме этого, изучать лексику нужно для того, чтобы владение словом воспитывало у школьников любовь и интерес к родному языку и способствовало развитию их мышления.
Нами было проанализировано содержание раздела "Лексика" в учебно-методических комплексах по русскому языку в 5-7 классах (учебники авторских коллективов: 1) М. М. Разумовской, С. И. Львовой и др.; 2) В. В. Бабайцевой; 3) М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцова и др.). Раздел "Лексика" во всех трех комплексах изучается поэтапно.
Можно выделить следующие виды упражнений, направленных на усвоение раздела «Лексика»:
лексико – семантические;
лексико – грамматические;
лексико - стилистические упражнения;
лексико – орфографические.
Такая классификация подчеркивает взаимосвязь изучения разделов школьного курса русского языка.
К примеру, лексико-семантические упражнения.
Задание: используя толковый словарь, определите лексическое значение слова (например: слов с прямым или переносным значением, омонимов, многозначных слов, заимствованных слов, неологизмов, устаревших слов или диалектизмов).
Данный вид работы можно проводить как индивидуально, так и при работе в парах.
Лексико-семантические упражнения встречаются и на олимпиадах по русскому языку. Например, такие:
- переведите текст со старославянского языка на русский;
-к диалектным словам подберите общеупотребительные (бурак - свекла, изба - дом)
Среди лексико - грамматических упражнений выделяются такие задания:
- подбирая однокоренные слова, образуйте новые, являющиеся другими частями речи (смех - смешной - смешить). Лексико - грамматические упражнения такого вида следуют использовать на обобщающих уроках, с целью повторить ранее изученный материал и подготовиться к выполнению контрольной работы.
Лексико–орфографические упражнения закрепляют как грамматические знания, так и лексические и направлены на активизацию словарного состава учащихся: например, вставьте пропущенные буквы и определите лексическое значение слова.
Для развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языке следует использовать еще упражнения игрового характера. Использование заданий игрового характера развивает у обучающихся творческие способности: они ведут самостоятельный поиск решений в процессе выполнения упражнений; активно работают на уроках и воспроизводят изученный материал. Использовать, к примеру, игровые задания можно на разных этапах изучения лексики, особую роль играет создание проблемных ситуаций и проведение различных конкурсов.
Нами было предложено упражнение по работе с текстом «Словарь русского языка» и его составителем.
Задание 1.: Что Вам известно о "Словаре русского языка" под редакцией С.И. Ожегова?
Задание 2: Познакомьтесь с текстом, подробно его перескажите и ответьте на вопросы: в чем причина долговечности словаря С.И. Ожегова?
Текст (фрагмент). «Словарь русского языка" под редакцией С.И. Ожегова начал свою жизнь более полувека назад, в 1949 году. За эти годы словарь издавался и переиздавался более 25 раз. Сейчас он содержит около 70 тысяч слов и выходит в свет каждые 2-3 года, а это позволяет современным лингвистам регулярно вносить в него изменения и дополнения. Таким образом, изучение лексики на уроках русского языка позволяет обогатить словарный запас учащихся, что способствует развитию языковой компетенции учащихся (владение системой языка) и коммуникативной компетенции (использование слова в речевой деятельности).
Список литературы:
1. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
2. Бондаренко, М.А. Приемы организации уроков при изучении фразеологии / М.А. Бондаренко // Русский язык в школе. - 2016. - № 9. - С. 4-6.
3. Буданова, С.Г. Учебные задания по лексике как особый вид вторичных текстов: создание и решение с привлечением лингвистических словарей / С. Г. Буданова, А. Г. Рябина // Русский язык в школе. - 2019. - № 4. - С. 20-25.
4. Милославский, И.Г. Омонимы и синонимы в деятельностной лингвистической парадигме / И.Г. Милославский // Русский язык в школе. - 2017. - № 3. - С. 16-19.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
6. Потиха. З.А. Лингвистические словари и работа с ними / З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1984. - 127 с.