Общие требования безопасности в автолаборатории

Для учащихся по специальности

23.02.02«Автомобиле- и тракторостроение»

Разработал                Сметанин В.Г.

Санкт-Петербург

2019

   

 

Методическое  пособие содержит:

 

1. Конструкция и принцип работы карданной передачи.

2. Контрольные вопросы.

3. Общие правила по технике безопасности работы в лаборатории.

4. Рекомендуемая литература.

5. Средства обучения.

 









Карданная передача

Карданная передача предназначена для передачи крутящего мо­мента от коробки передач к главной передаче, размещенной в ре­дукторе заднего ведущего моста. Так как положение заднего моста, который имеет эластичную связь с кузовом через детали подвески, относительно коробки передач при движении постоянно меняет­ся, карданная передача обеспечивает передачу крутящего момента при различных углах и расстояниях между коробкой передач и за­дним мостом за счет имеющихся в ней карданных шарниров и шлицевых соединений, а также упругой муфты (у автомобиля ВАЗ-2105).

Карданная передача автомобиля ВАЗ-2105 (рисунок 1) состоит из переднего 1 и заднего 5 карданных валов, промежуточной опоры 2, эластичной муфты 10 и двух карданных шарниров. Карданные валы изготовлены из тонкостенных труб, на концах которых приваре­ны: у переднего карданного вала шлицевые наконечники, а у за­днего — вилки карданных шарниров.

Передний карданный вал 1 через расположенный на шлицах фла­нец 17 и эластичную муфту 10 соединяется с фланцем 12 вторич­ного вала коробки передач, который крепится к валу гайкой 24 со стопорным кольцом 25. Соосность соединяемых валов обес­печивает центрирующее кольцо 14, напрессованное на конец вто­ричного вала, и центрирующая втулка 22, запрессованная во фла­нец 17. Кольцо 14 фиксируется на валу стопорным кольцом 21. Для смазки шлицевого соединения имеется отверстие, закрывае­мое пробкой 20. Смазка удерживается с одной стороны резиновым сальником 19, который помещен в стальную обойму 18, а с другой стороны — уплотнителем 23, надетым на гайку 24. Задний шлицевой наконечник вала 1 опирается на шариковый подшипник 35 промежуточной опоры, которая благодаря своей эластичности пог­лощает вибрацию карданной передачи.

Промежуточная опора состоит из кронштейна, закрепленного на поперечине 7 болтами с гайками. Поперечина в свою очередь крепится гайками на приваренных к кузову болтах. На болтах креп­ления поперечины устанавливаются стальные распорные втулки 4 и резиновые уплотняющие втулки 3. В кронштейне расположена резиновая подушка, привулканизированная к поверхности крон­штейна и корпуса подшипника. Подшипник 35 фиксируется в кор­пусе стопорным кольцом. Благодаря установленным с двух сторон пылеотражателям 36, подшипник надежно защищен от попада­ния грязи и во время эксплуатации не требует пополнения закла­дываемой в него при сборке смазки.

Задний карданный вал 5 передним концом через карданный шар­нир соединен со шлицевым концом переднего карданного вала, а задним концом также через карданный шарнир — с фланцем ве­дущей шестерни главной передачи. Карданные шарниры состоят из двух вилок и крестовины 33, со­единяющей вилки между собой. На шипы крестовины надеты кор­пусы игольчатых подшипников 30, уплотненных сальниками 31 в металлической обойме. Игольчатые подшипники запрессовывают­ся в отверстия вилок с усилием 7,64 кН (764 кгс) и фиксируются стопорными кольцами 29. Стопорные кольца изготавливают пяти размеров по толщине, чтобы при сборке обеспечить осевой зазор 0,1... 0,4 мм между крестовиной и корпусами подшипников, необ­ходимый для правильного центрирования крестовины в вилках.

 

 

 

Рисунок 1. Карданная передача автомобиля ВАЗ-2105: а — карданный вал в сборе; б — соединение карданного вала с валом коробки передач; в — промежуточная опора и карданный шарнир; г — крестовина с радиально-торцовым уплотнением; 1 и 5 — соответственно передний и задний кар­данные валы; 2 — промежуточная опора; 3 и 4 — соответственно резиновая и распорная втулки; 6 — фланцевая вилка карданного шарнира; 7 — поперечина промежуточной опоры; 8 — балансировочная пластина; 9 — кронштейн безопас­ности; 10 — эластичная муфта; 11 и 16 — болты крепления эластичной муфты к фланцам соответственно вторичного вала коробки передач и переднего кардан­ного вала; 13 — резиновый элемент эластичной муфты; 14 — центрирующее кольцо; 15 — вкладыш эластичной муфты; 18 — обойма сальника; 19 — сальник; 20 — пробка; 21, 25 и 29 — стопорные кольца; 22 — центрирующая втулка; 23 — уплотнитель центрирующего кольца; 24 — гайка крепления фланца на вторич­ном валу; 26 — вторичный вал коробки передач; 27 — корпус подшипника про­межуточной опоры; 28 и 32 — вилки переднего карданного шарнира соответ­ственно переднего и заднего карданных валов; 30 — игольчатый подшипник; 31 — сальник; 33 — крестовина; 34 — гайка крепления вилки; 35 — подшипник; 36 — пылеотражатель; 37 — торцовая шайба; 38 — радиально-торцовое уплотнение

 

 

 

Рисунок 2. Карданная передача автомобиля ИЖ-21251: 1 — грязеотражатель; 2 — скользящая вилка; 3 — балансировочная пластина; 4 — карданный вал; 5 — вилка; 6 — фланцевая вилка; 7 — фланец ведущей- шестерни главной передачи; 8 — предохранительный клапан; 9 — пробка; 10 — крестовина; 11 — сальник; 12 — уплотняющее кольцо; 13 — стопорное кольцо; 14 — корпус подшипника; 15 — уплотнительные манжеты; 16 — втулки; 17 — удлинитель коробки передач


Карданная передача автомобиля ИЖ-21251 (рисунок 2) имеет один карданный вал 4. Вилка 2 переднего карданного шарнира имеет подвижное соединение с коробкой передач: во внутреннее шлицевое отверстие вилки входит шлицевой конец вторичного вала, ко­торый может перемещаться относительно вилки по шлицам, а на­ружная гладкая поверхность вилки скользит во втулках 16 удлини­теля 12 коробки передач. Крестовины переднего и заднего карданных шарниров одинаковые и имеют устройство, аналогич­ное крестовинам карданной передачи ВАЗ-2105.

 

 


 

 



Контрольные вопросы

1. Что представляет собой карданная передача: ее определение,назначение и типы?

 

2. Перечислите основные части карданнойпередачи. Для чего в ней необходимо подвижное шлицевое соединение?

 

3. Расскажите о карданных шарнирах неравных и равныхугловых ско­ростей. Где они применяются в трансмиссии автомобиля?



Общие требования безопасности в  автолаборатории

3.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются студенты, получившие инструктаж по технике безопасности.

3.2 Студент, не прошедший своевременно инструктаж не должен приступать к практическому занятию.

3.3 Студент обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в АПТ.

3.4 Продолжительность работы студента не должна превышать продолжительности времени одного занятия.

3.5 Студент должен знать, что, наиболее опасными и вредными факторами, действующими на него при проведении занятия, являются:

- автомобили, их узлы и детали;

- оборудование, инструмент и приспособления;

- электрический ток;

- этилированный бензин;

- освещенность рабочего места.

3.5.1 Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

3.5.2 Лабораторно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления – применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. Студенту запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

3.5.3 Электрический ток - при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрометаллизация кожи), электроударов.

3.5.4 Бензин, особенно этилированный, - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

3.5.5. Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата, недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (напряжение) зрения, усталость.

3.5.6 Студент должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

 


 

4 Литература
    Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство автотранспортных средств. М. Изд-во «Академия».  
 
    Вахламов В.К. Автомобили. Основы конструкции. М. Изд-во «Академия».
          Вахламов В.К. Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя. М. Изд-во «Академия».
             Баловнев В.И. Автомобили и тракторы. Краткий справочник. М. Изд-во  «Академия».

 

ЭБС ZNANIUM.COM

 

ЭБС издательства «Юрайт»
                5 Средства обучения

 

1. Автомобиль ВАЗ 2101.

2. Автомобиль ВАЗ 2109.

3. Макет шасси грузового автомобиля.

4. Трансмиссия грузового автомобиля.

 5. Макет карданной передачи.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: