Музыкальные инструменты Африки

Ахоко — ручной шумовой перкуссийный инструмент из Ганы, Кот-д’Ивуар.

Представляет собой деревянную палку с ореховыми скорлупами, последовательно привязанными и стянутыми вокруг конца палки. Может использоваться самостоятельно с отчётливым гремящим звуком.

Ударный звук может находиться в диапазоне от тихого до очень громкого, и зависит от того, сколько орехов бьёт по корпусу барабана сразу. Рассеянный звук может быть произведён, когда группа орехов поражает барабан в разное время.

Ашико — западноафриканский барабан в форме усечённого конуса. Играют на ашико руками.

Барабаны в форме ашико на Кубе называются боку и используются во время карнавалов и уличных парадов, называемых компарса.

Корпус барабана — усечённый конус, широкое основание которого затянуто кожей, а нижнее открыто. Традиционно изготовляется из цельного куска дерева твёрдой породы, но современные ашико (как и многие другие) делаются из скреплённых полос. В качестве мембраны используется чаще всего шкура козы или антилопы, реже — коровья. Степень натяжения мембраны контролируется системой верёвок и колец. Современные ашико могут иметь пластиковые мембраны. Встречаются ашико высотой от полуметра до метра с небольшим.

Балафон — ударный музыкальный инструмент, идиофон. Характерен для многих стран Африки: Мозамбик, Ангола, Бенин, Габон, Гамбия, республика Конго, Камерун, Малави, Мали, Сенегал, Чад и на Мадагаскаре.

Инструмент состоит из 15-22 прямоугольных дощечек, изготовленных из дерева Ши или других твердых пород. До обработки дощечки сушатся в натуральных условиях и на костре, при настройке их подпиливают до получения нужного звука. Под дощечками размещены резонаторы из горлянки. В них часто насыпают мелкие камешки или высушенные семена, что приводит к более грязному и дребезжащему звуку. Части балафона соединяются между собой кожаными ремешками.

Как и на других подобных инструментах, на балафоне играют специальными палочками. Он используется бродячими артистами-гриотами как в качестве солирующего инструмента, так и для сопровождения пения. Также балафон используется для общения:

Бата́ — барабан в форме песочных часов, с двумя мембранами.

Используется йоруба в ритуальных представлениях агбегиджо . Эти барабаны тесно связаны с мифологией йоруба, наделяются свойствами живого. При изготовлении барабана производятся магические обряды, вкладывается «душа» инструмента.

По обе стороны бата натягиваются две мембраны из тонкой кожи (например, козьей). В традиционных бата мембраны прикреплены и натянуты с помощью полосок из кожи. В современных барабанах, изготавливающихся промышленным способом, используются крепления с помощью плетеных синтетических шнуров или металлическая система крепления.

На барабане играют сидя, положив его на колени перед собой. По большей мембране enú обычно играют правой рукой, по меньшей chachá — левой.

Вали́ха, также валиа (малаг. valiha) — мадагаскарский народный струнный щипковый инструмент, представляющий собой полый ствол бамбука Valiha diffusa длиной от 90 до 120 см и диаметром 7—10 см, к которому снаружи прикреплены 21—24 струны; может изготавливаться также из сосны или металла. Часто называется национальным мадагаскарским инструментом. Популярность валихи привела к обособлению профессии изготовителей этого инструмента .

Ва́мби (убо, киссумбо) — струнный щипковый инструмент, распространён в Судане и в тропических странах Восточной Африки.

Корпус выдалбливается из дерева или изготавливается из высушенной тыквы, сверху прикрывается деревянной декой. Колки отсутствуют; струны одним концом привязываются к камышовым колышкам в нижней части корпуса, а другим — к гибким бамбуковым стержням, которые, стремясь выпрямиться, натягивают струны.

Употребляется как сольный инструмент и для аккомпанемента пению.

Вувузе́ла (зулу vuvuzela, «делать шум»), также известен как лепатата (lepatata)) — рожок длиной до метра, ставший широко известным во время чемпионата мира по футболу 2010.

Джаг (англ. jug — «кувшин, сосуд») — примитивный архаический музыкальный инструмент западноафриканского происхождения. Представляет собой сосуд с узким горлышком, используемый в фольклорных ансамблях в ритмической функции или как резонатор для усиления звучания голоса. Чаще всего применяется в роли басового инструмента. Способен издавать глубокий объёмный звук, подобный звуку тубы.

Дже́мбе — западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи — чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию — к мембранофонам. Играют на джембе руками. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность.

Инанга (рунди inanga, икивуву, индимбагазо) — струнный щипоквый музыкальный инструмент, распространённый в странах Центральной Африки: Уганде, Руанде и Бурунди.

Калимба — африканский музыкальный инструмент класса ламеллафонов или щипковых язычковых идиофонов. Распространён в Центральной и Южной Африке и на острове Мадагаскар. Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор.

Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. Традиционно на коре играют гриоты — бродячие певцы, сказители и хранители легенд. Это преимущественно жители Гвинеи, Мали, Сенегала, Гвинеи-Бисау и Гамбии. Мастера игры на коре называют джали. Достигнув мастерства в игре на коре, джали должен сам сделать себе инструмент.

Кора — центральный инструмент в музыкальной традиции народа мандинка[2]. Он часто используется вместе с джембе и балафоном.

Кпанлого — барабан, распространённый в Гане. Используется для сопровождения праздников и торжеств.

Корпус барабана сделан из твердого дерева, мембрана из кожи антилопы. Кожа крепится и настраивается с помощью специальных колышков, вставляемых в отверстие в корпусе.

Исполнитель на кпанлого должен быть изобретательным, вести музыкальный диалог (вопрос-ответ) с остальными инструментами. Партия кпанлого включает элементы импровизации, постоянную смены рисунка соответственно движениям танцора. На кпанлого играют ладонью, приемы похожи на исполнение на конга или джембе. При игре барабан зажимают ногами и слегка наклоняют от себя.

Нгомби — африканский музыкальный инструмент, нечто вроде арфы с десятью струнами. Струны прикреплены, с одной стороны, к деревянному корпусу-резонатору, обитому кожей, и отходящему от него сучку — с другой; сучок снабжён небольшими колышками для настройки струн. Иногда конструкцию венчает вырезанная фигурка из дерева. Первые пять струн отличаются на октаву от остальных. Играют на нгомби двумя руками — как с вокалом, так и соло.

Систр (егип. sḫm; др.-греч. σεῖστρον, лат. sistrum — «то, что встряхивают»)— ударный музыкальный инструмент без определённой высоты звука. Состоит из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продеты металлические прутья разной величины, концы которых загибаются крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякают или бряцают при встряхивании.

Стальной барабан (англ. steelpan) — ударный инструмент с определённой высотой звука. Используется в афрокарибской музыке таких направлений как калипсо и ска. Изобретен в 1930-е гг., некоторые источники считают стальной барабан единственным неэлектронным музыкальным инструментом, изобретенным в XX веке.

Уду (от игбо Udu — «сосуд; мир») — африканский глиняный барабан-горшок проживающих в Нигерии племён игбо и хауса.Глубокие, настигающие звуки, которые производил уду, многим казались «голосами предков» и первоначально его использовали в религиозных и культурных церемониях.При ударе по отверстию издает глубокий низкий звук, по поверхности звенящий керамический звук. Может иметь мембрану на поверхности. С точки зрения физики — это резонатор Гельмгольца.

Шекере — музыкальный инструмент, идиофон. Используется в африканской музыке, популярен также в музыкальных мотивах Карибских островов. Корпус инструмента изготовлен из высушенной тыквы-горлянки, а современные производители делают его из стеклопластика. Снаружи инструмент оплетён сеткой с бусами или семенами, которые добавляют характерный звук.

Музыкант держит инструмент перед собой в согнутых руках, большая часть в правой руке (для правши), а левая — поддерживает за узкий конец. На шекере можно играть разными способами: ударяя, потряхивая, вращая. Его музыкальные возможности намного шире, чем у похожего маракас.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: