Направления, отрасли музыкальной психологии

Опираясь на знаменитую «триаду» Б.В.Асафьева, композитор-исполнитель-слушатель, можно выделить следующие основные направления, отрасли музыкальной психологии: психологии творчества, психологии исполнительства, психологии восприятия, а также продолжить их в этом направлении: психологии образования, психологии музыкознания, психологии просветительства, психологии технического, функционального и психотерапевтического направлений.

Психология музыкального творчества. В основном, это касается деятельности композиторов, которая связана с воображением, фантазией, в итоге – рождением новых произведений музыкального искусства. П.И.Чайковский об этом процессе, о вдохновении, которое появляется в этот момент, говорил: «…когда приходит вдохновение, становишься просто ненормальным. Одна мысль погоняет другую. Не успеваешь записывать ноты. Рождаются все новые и новые музыкальные образы, это необъяснимое чувство вдохновения». Помимо кропотливой нотной записи композитору необходимо верно представлять того исполнителя, который точно донесет его произведение до слушателя.

Психология музыкального исполнительства. Музыкально-исполнительская деятельность – одна из основных в музыкальном искусстве. Когда мы слышим прекрасное исполнение, то испытываем чудесные чувства наслаждения, радости, вдохновения или как говорили древние греки, момент «катарсиса» - внутреннего и духовного очищения и обновления.

Исполнитель является связующим звеном между композитором и слушателем. Различия в музыкально-исполнительском искусстве связаны как со спецификой инструмента, сольными и коллективными видами исполнительства, жанровыми и формообразующими особенностями музыкального произведения, так и в первую очередь творческой индивидуальностью, уровнем профессиональной подготовки и мастерства самого исполнителя. Важно для исполнителя тонкое понимание и ощущение психологии слушателя, верное чувство эстетических запросов и настроений аудитории, точная передача авторского замысла, подчинение аудитории своей воле, пробуждение в слушателе прекрасных эстетических чувств, творческого настроя.

Психология музыкального восприятия. Восприятие музыки, слушание музыки, также как сочинение и исполнение музыки, следует считать основным видом деятельности в музыкальном искусстве. Так как без слушателя музыкальное искусство теряет всякий смысл и перестает существовать. Слушание музыки, ее восприятие – это тот вид музыкальной деятельности, который воспитывается и прививается человеку с детства. Как говорится, слушают музыку все, а слышат и воспринимают ее немногие.

Степень восприятия музыки при ее слушании адекватна, прямо пропорциональна уровню общей культуры и музыкальной подготовленности слушателя. Полнота и глубина восприятия музыкального произведения свидетельствует также и о мастерстве композитора и исполнителя. Таким образом можно сделать вывод, что слушание музыки неотделимо от воспитания, индивидуальных способностей и подготовленности слушателя.

Психология музыкального обучения, образования, воспитания. Эта ветвь музыкальной психологии теснее связана с музыкальной педагогикой, которая исходит из рекомендаций психологии, помогает найти индивидуальные методы работы с учениками, направляет в правильное русло их природные задатки и одаренность, способствует развитию музыкальных способностей. Помимо традиционных, – определения и проверки музыкального слуха, памяти, чувства ритма, – в музыкальной психологии разработаны тесты: определение музыкальных задатков, одаренности, способностей, разучивания и работы над произведением, подготовки к концертному выступлению, взаимоотношения педагога с учеником и концертным коллективом и др. (Тесты прилагаются)

Из истории мы знаем, что многие выдающиеся музыканты своими успехами обязаны в первую очередь своим учителям, давшим им в руки ключ для постижения глубин музыкального искусства. И весь этот богатейший опыт передается из поколения в поколение, постоянно, развиваясь и обогащаясь. На Востоке мы знаем уникальный пример «школы устозов», когда «шогирд» /ученик/ не только учился у учителя, но и проживал в его доме, постигая глубины музыкального искусства в единстве с бытовой, жизненной психологией. А затем, когда ученик достигал определенного уровня зрелости, сам организовывал подобные «школы устозов». Эти школы часто объединялись в большие корпорации, которые проводили общественные мероприятия, праздники и т.д.

Психология музыкального обучения и воспитания изучается в двух основных направлениях: в русле специального музыкального образования и общего музыкального воспитания.

Психология музыкознания, музыкальной пропаганды и просветительства. Музыковедческая научная и просветительская деятельность направлена на изучение и пропаганду музыкального искусства. Исследователи (историки и теоретики, критики, лекторы-пропагандисты, просветители) изучают, анализируют, обогащают, развивают науку о музыке, проводят культурно-просветительскую работу с массовой аудиторией в клубах, парках, домах отдыха, радио, телевидении, прессе и т.д.

Опираясь на прочный научный фундамент, музыкальное исполнительство и творчество совершенствуют свое искусство. А музыкальное просветительство помогает приобщиться слушательской аудитории к этому искусству, к мировым ценностям и достижениям музыкальной культуры. Важное место в музыкальной психологии отводится изучению интеллектуальной, мыслительной деятельности музыковеда и психологическим особенностям взаимосвязи композитора, исполнителя, слушателя, как единого целого музыкального искусства.

Психология технического обеспечения и технического оснащения музыкального искусства. Это еще один вид деятельности, без которого не мыслимо современное музыкальное искусство. Специалисты в области технического обеспечения и технического оснащения музыкального искусства, помимо специальных технических знаний должны иметь музыкальное образование и соответствующие знания, умения, навыки, необходимые при настройке, ремонте и изготовления музыкальных инструментов, в работе с записывающей и воспроизводящей музыку аппаратурой, постановкой и режиссурой музыкальных спектаклей, концертов, теле радиопередач и др… Современное музыкальное искусство все больше опирается на технику. И это совершенно иная психология, связанная как с технической, так и с творческой, исполнительской и слушательской деятельностью, сочетающая в себе комплекс как технического, так и художественного мышления.

Психология функциональной музыки. Использование музыки в прикладных целях мы видим в так называемой функциональной музыке, с помощью которой осуществляется эстетическое наполнение повсе-дневного быта, и особенно, в сфере производства, где такого рода музыка обеспечивает оптимальный ритм трудовых процессов в целях повышения производительности труда. Использование музыки в трудовых процессах имеет свои закономерности, связанные с особенностями протекания нервно-психических процессов в течение рабочего дня. И в этом большое значение имеет подбор музыки, которая помогает решению производст-венных проблем: установление необходимого ритма трудового процесса, повышение производительности труда, снятие накопившегося утомления.

Психология музыкальной психотерапии. Специальное использо-вание музыки в оздоровительных целях изучает музыкальная психо-терапия, которая предлагает для этого музыку для слушания и творчества. У нас эта область музыкальной психологии почти не исследована, ибо требует серьезных знаний как в области медицины, так и в области музыки.

Однако, в трудах великого ученого средневековья Востока Ибн-Сины мы находим важные исследовательские шаги в этой области. Возможность музыки влиять на здоровье, эмоциональное состояние человека, катарси-ческий эффект глубокого музыкального переживания в процессе его восприятия и исполнения – благодатная почва для научных исследований и в медицине, и в музыке.

Выводы. В последние десятилетия тенденция к всестороннему, интеграционному изучению приводит исследователей различных областей знания к пониманию необходимости их взаимодействия и сотрудничества для расширения (углубления) познания изучаемых явлений, выработки соответствующих методов исследования и практического применения полученных знаний. Подобное междисциплинарное сотрудничество на базе музыкальной психологии происходит во многих зарубежных странах с развитой системой профессиональных ассоциаций, научных обществ и других музыкально-психологических организаций, где считается, что данная научно-практическая область вносит значительный вклад в развитие современного общества, способствует его гармонизации и здоровью.


Общепсихологические термины и понятия

Психология \греч.\ - наука о закономерностях развития и функционирования психики.

«Психология» \греч.сл.\ - «психо», «псюхе»/душа/; «логия», «логос» \учение, наука\.

Предметом изучения психологии являются факторы, закономерности и механизмы психики.

Отрасли психологии: общая психология, возрастная, педагогическая, психология творчества, искусства, музыкальная, психофизика, психофизиология, парапсихология, психиатрия, социальная, этническая, медицинская, космическая.

– Основные психологические термины – душа, сознание, ощущения, внимание, восприятие, память, мышление, воображение, воля, чувства, темперамент, характер, способности.

Душа – понятие, отражающее внутренний мир человека.

Сознание – высший уровень психического отражения действительности в мышлении человека.

Ощущения – простейший психический процесс отражения в нашем сознании через органы чувств отдельных свойств предметов и явлений.

Внимание – сосредоточенность деятельности в определенный момент.

Восприятие - отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение накопленного опыта.

Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности.

Воображение или фантазия – элемент психической, творческой деятельности человека воссоздающего новое.

Воля – деятельность, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.

Чувства – эмоциональные переживания человеком происходящих явлений.

Темперамент – индивидуальная особенность человека, обусловленная динамическими проявлениями психики.

Характер - /отлич. черта, признак/ - индивидуальная особенность личности, проявляющаяся в особенностях поведения и отношения к чему-либо.

Способности – индивидуальные особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства / В кн.: Художественное творчество. Вопросы комплексного подхода / Отв.ред. Б.С.Мейлах. - Л., 1982, 234-245 с.

2. Андреева Г.А. Современная социальная психология на Западе. – М., 1978.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

4. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление. - М., 1993.

5. Бочкарев Л.Л. Исследование структуры музыкальности в современной психологии //Психологический журнал. - 1986 - №4.

6. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия // руководство по психотерапии. – М., 2009. – 354 с.

7. Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

9. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 1976.

10. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965.

11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. – М., 1966.

12. Гейнрихс И.П. Музыкальная память // Музыкально-педагогическая подготовка учителя. - М., 1972.

13. Гильбух Ю.З., Лоос В.Г. О воздействии музыки на работоспособность человека // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. - Т.III. Отрасли психологии. - М., 1968 - Вып. 1.

14. Гройсман А.Л. Психология. Личность. Творчество: Регуляция состояний. – М., 1992. –Ч. 3.

15. Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1980.

16. Музыкальная психология: Учебное пособие/ Р.Г. Кадыров; Отв.ред. Р.Ю.Юнусов; М-во по делам культуры и спорта Респ. Узбекистан, Гос. консерватория Узбекистана. - Т.: Мусика, 2005. - 80 с.

17. Мясищев В.Н, Готсдинер А.Л., Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. -Л.,1981. - С.14-29.

18. Леви В. Музыка и мозг // Знание-сила. – 2004. - №9.

19. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «ВЛАДОС», 1997. – С. 7-19.

20. Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 2006. – 315 с.

21. Сабанеев Л.Л. Психология музыкально-творческого процесса. - М., 2004.

- 291 с.

22. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. - М., 2007. – 361 с.

23. Социология и музыкальная культура. - М., 2007. – 220 с.

24. Тарасов Г.С. Музыкальная психология /Спутник учителя музыки. - М., 2006. – 324 с.

25. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М., 2008. – 254 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: