План урока для художественной школы

План урока для школы, 6 класс

Урок 1

Тема: Композиция как ЯЗЫК искусства

Цель: Введение в тему контраста и аналогии. Цветовой, линия-пятно.

Задачи:

1.Ввести в тему контраста через аналогичные и противоположные соотношения.

2.Дать основы понятия композиция, ее принципы.

3.Продолжить развивать творческое мышление и культуру речи.

Ход урока.   

Дети заходят в класс и видят на стенах плакаты с контрастными и аналогичными цветовыми сочетаниями, картины художников и абстрактные композиции.

-Здравствуйте, садитесь, пожалуйста, на места и проверьте готовность к уроку.

- Сегодняшняя наша тема Композиция: законы контраста и аналогии. Существует такое выражение- Композиция это ЯЗЫК искусства. Расшифруйте эту фразу

Ответы детей.

-Верно, получается композиция это «конструктор» для смысла.

-А кто создает композицию для картины?

Художник

-Верно, и к чему это ведет

ТО, что художник конструирует смысл в картине, который хочет донести.

Молодцы, зафиксируем это на доске. Сегодня мы с вами будем говорить о контрасте в композиции. Сейчас я вам буду говорить слово, а вы подбираете противоположное по значению.

Зима- Лето Круг- Квадрат Белый- Черный Большой- Маленький Вертикаль- Горизонталь и т.д.

Что мы сейчас с вами делаем? Верно, находим контрастные по значению смыслы. Таким образом, какие контрасты могут быть в картине? Белый-черный это какой? Цветовой Большой-маленький Контраст объема и т.д.

Разбор понятия аналогия принципом подбора слов.

Демонстрация и разбор примеров работ художников (Ван Гог, Матисс, Петров-Водкин и т.д)

У каждого на столе папка с репродукциями картин по цветовому контрасту и аналогии.

Сейчас я предлагаю вам выбрать из просмотренных работ ту, которая больше всего понравилась, и сделать коллаж-разбор картины, т.е. у вас должен получится разбор цветового контраста в картине и коллаж крупными, локальными цветами (цветовая копия работ). Старайтесь создавать коллаж линией либо пятном.

После выполнения работы собираются и начинается беседа.

-Посмотрите на эту работу (коллаж) какие ощущения у вас вызывает это сочетание цветов? Как бы вы назвали эту картину?

После того, как придумано название коллажу, учитель показывает оригинал работы с которой был сделан коллаж и разбирает точно ли цветовое отношение, объем определенного цвета на копии в сравнении с оригиналом и т.д.

Результатом создается небольшая выставка работ в кабинете с придуманными названиями для цветовых контрастов и аналогий.

Домашнее задание.

Вспомните свои любимые мультфильмы и на следующее занятие принесите распечатку главных героев одного из них.

 

Урок 2

Тема: Композиция - ЯЗЫК искусства.

Цель: Изучить контраст объема.

Задачи:

1. Ввести в тему объема от жизни через искусство к жизни

2. Дать примеры работ художников на тему контраста объемов

3.Продолжать развивать аналитические возможности, навыки грамотной речи учеников.

Ход урока.

-Здравствуйте, сегодня мы с вами продолжаем тему контраста. Давайте вспомним ваши любимые мультфильмы и их героев.

Том и Джери, Маша и Медведь, Корпорация Монстров и Ральф и т.д.

Учитель показывает распечатки с изображением этих героев. Следует беседа о том, что эти герой контрастные, как по объем, так и по характеру. Один маленький и хустрый, другой большой и медленный и т.д.

-Как вы думаете почему вас привлекают такие герои?

Они разные и дополняют друг друга, на это интересно смотреть

-Давайте посмотрим примеры работ по контрасту объема, как художник компонует маленькое с большим, широкое с узким. Просмотр и анализ работ.

Задание: В группах по 2 человека, у одного несколько крупных деталей, у другого чуть больше но более маленьких. Вам необходимо грамотно составить композицию из этих фигур.

Выполнение задания.

-Теперь давайте посмотрим на это изображение

               

-На каком из них слон больше? Почему?

На втором, потому что рядом с маленькой собачкой он выглядит огромным.

-Верно, это тоже работа контраста объема. Теперь у вас индивидуальное задание. Нужно придумать такую композицию в которой человек будет казаться очень большим и композицию в которой он будет выглядеть очень маленьким. Придумать за счет чего это будет выражаться.

 

План урока для художественной школы

Урок 1.

Тема: Цветовой контраст

Цель: Изучить особенности использования цветового контраста.

Задачи:

1. Изучить основы цветового контраста,

2. Дать представление о возможностях его применения.

Ход урока.

- Замечали ли вы когда-нибудь, что красные маки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении оранжевых или красных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его золотисто-оранжевая листва на фоне серых туч воспринимается менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба.

-Как вы думаете, о чем я хочу с вами поговорить? Верно о контрасте.

-Что такое контраст?

Противоположность

КОНТРАСТ (фр. — резкое различие, противоположность) —распространенный художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположных качеств, способствующее их усилению. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контрасты.

-Давайте вспомним, какой он бывает?

Цветовой контраст обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Где вы можете увидеть в кабинете его?

Тональный контраст — сопоставление светлого и темного. Служит приемом выделения главного и достигается большая выразительность и острота характеристики образов. Например? Для чего его можно использовать?

Контраст теплого и холодного — это один из главных контрастов в цветоведении.

Мы поговорим про цветовой контраст. Однако цвета бываютхроматические и ахроматические. Какие основные хроматические цвета?

Синий Желтый Красный

Верно, они и заложены в основу цветового круга.

Учитель объясняет принцип цветового круга.Если провести прямую линию через середину круга- можно определить его дополнительный цвет. К-З З-К Но не любой красный будет хорошо сочетаться с любым зеленым? Нет, если кр ближе к синему, то и зеленый будет ближе к желтому один теплее, то другой холоднее. Понятен принцип?

 

(1)При контакте двух красок, лежащих на «цветовом круге» друг против друга, взаимно усиливается их насыщенность. Сочетание хроматических


(2)Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость. Сочетание ахроматических

 

Так же хочется отметить. Если количе­ство красок в работе равное, то оно «распадается» на две части. Целостности колорита и в то же время мощной контрастности можно до­биться, усилив в композиции преобла­дание какого-либо цвета.

По-другому можно объединить допол­нительные цвета, поместив между ними белый, серый, черный, нейтраль­ные или ахроматические цвета.

 


Примером использования «тепло-холодных» отношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Весьма ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттенков желтого и красного (кроны деревьев) и зелено-синего (небо).

 

Задание: Вам необходимо написать пейзаж на основе сочетания контрастных цветов, только каждый ряд берет разное время года, первый- лето, второй-осень, третий-зима. Пейзаж должен выражать состояние.

В конце урока дети обмениваются работами и придумывают название работам, потом сверяют.



Домашнее задание.

На улице или дома, случайное сочетание предметов, мама поставила синий чайник на оранжевое полотенце.. Каждый найдите и сфотографируйте контрастное сочетание дополнительных цветов в жизни, старайтесь соблюдать принципы композиции.(3 фото от каждого)

 

Урок 2

Тема:  Движение и пространство картины.

Цель: Изучить средства выражения движения и пространства

Задачи:

1. Проанализировать и выделить особенности передачи движения через композицию в работах художника

2. Изучить способы и применить их на практике

Ход урока.

-Здравствуйте, давайте вспомним законы композиции

Законы и правила композиции 1)цельность 2) закон контраста и аналогии 3)ритм и симметрия асимметрия 4)понятие рамы-границы 5)Пространство и время, движение в картине 6)масштаб и размер мера

 

сегодня поговорим о таком моменте в создании композиции как передача пространства и движения.

Класс разделен на 2 группы, у каждой из которых есть папка с раздаточным материалом. Задача рассортировать картины художников в 2 кучи, первая- передача движения, вторая-статичные композиции.

-Давайте внимательно рассмотрим какие подборки у вас получились. Первая группа описывает особенности статичных композиций, вторая сравнивая с выступлением первой группы, рассказывает с помощью каких приемов художники добиваются передачи движения в своих работах.

Например: Сусанин «Боярыня Морозова» Для передачи движения, художник использует контраст движущихся саней и стоящей толпы. Усиливается движение самих саней за счет изображения мальчика, бежащего за ними.

Происходит разбор работ. Преподаватель помогает, задает наводящие вопросы при необходимости.

Задание. Необходимо изобразить движение в композиции, используя простые фигуры(круг, квадрат, овал, прямоугольник, линия, треугольник и т.д.) Первый вариант выполняется копируя выбранную работу художника в группе.

И итоговым заданием является индивидуальное выполнение композиции на передачу движения. На этапе эскиза дети обмениваются работами и в роли критика, дают советы по усилению движения, построению и идее. Парная консультация проводится при помощи учителя, по мере успеваемости детей. Возможные темы на выбор – «Я гуляю со своей шустрой собакой» «Я играю с друзьями во дворе» «Я утром бегу на учебу» «Я быстро катаюсь на велосипеде» и т.д. ученик может сам придумать сюжет.

Все практические задания (во время рисования) выполняются под музыку (марш, вальс, классические произведения) и с поддержкой преподавателя.

В конце занятия дети дискуссируют, рассматривая работы одноклассников), на тему какими средствами воспользовался автор и получилось ли передать движение в работе?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: