Предшественники и традиции

Введение.

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology – высокие технологии) – стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Основоположники и самые яркие представители – Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Норман Фостер.

 

 

История возникновения хай-тека.

Хай-тек - архитектурный и дизайнерский стиль конца XX начала XXI века, логическое развитие постмодернизма. Стиль хай-тек ориентирован на функциональность, научность, использование высоких технологий. Стиль хай-тек несет на себе отпечаток престижности хотя бы потому что все здания хай-тек очень дорогие.

Хай-тек на данный момент можно разделить на два этапа:

· Ранний хай-тек (1960-е - начало 1970-х)

· Современный хай-тек (середина 1970-х - по сегодняшний день)

Логичным продолжением хай-тек стали начавшие свое развитие в 1990-х гг. стили "био-тек" и "эко-тек", которые с одной стороны переняли от хай-тек тягу к высоким технологиям, с другой стороны в противоположность хай-теку, пытаются соединится с природой, не спорить с ней, но органично сосуществовать.

К концу 70-х годов постмодернистская культура распространила свое влияние и на эстетическое освоение техносферы. Новые технологии открыли возможности индивидуализации продуктов промышленного производства и сервиса. Хай-тек тяготеет к символизму и метафорическим высказываниям. Он ироничен в не меньшей мере, чем воплощения постмодернистской культуры, почти так же как они, стремиться отразить свой генезис в намеках на явления прошлого (правда, не более далекого, чем середина ХIХ века).

Термин хай-тек образован слиянием "high stile" - "высокий стиль" - и "technology". К числу первых принадлежит Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже (1977 г.). Его авторы - итальянский архитектор Ренцо Пиано и англичанин Ричард Роджерс - в качестве формообразующих выделили два аспекта: использование пространства, основанное на нерасчлененности площадей, и высокотехничные средства осуществления. Стальные конструкции трубчатого каркаса вынесены за пределы наружного ограждения наподобие строительных лесов.

Преклонение перед техникой сменилось игрой атрибутами технического века, зрелищем, полным намеков, рассчитанное не на почтительное созерцание, а на вовлечение в игру. Уровни в системе культурных ценностей сместились, место "храма культуры" заняла постройка, напоминающая производственное здание.

Хай-тек, казавшийся поначалу несерьезным, не только успешно развивался в 80-е, нои дал многочисленные импульсы архитектуре промышленных зданий, активно влиял на промышленный дизайн. В конце 80-х - начале 90-х, теряя игровое начало и ироничность хай-тек стал преображаться в гармоничное формообразование объектов, создаваемых с использованием высоких технологий

Одним из первых важных осуществленных сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа.

 

 

Основные черты направления.

>В использовании технологических решений в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.

>Основой стиля становится упор на функциональность.

>В максимальном ограничении использования декоративных элементов.

>В предпочтении стеклу, металлу, пластику, бетону и другим искусственным покрытиям. Стиль хай-тек в архитектуре противостоит направлениям, использующим натуральные материалы.

>В преобладании простых форм и прямых линии.Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).

>В экспериментах с освещением, что в сочетании с зеркальными поверхностями зданий создает эффектное мерцание. Децентрированное освещение создает эффект просторного, хорошо освещенного помещения.

>В высоком прагматизме в планировании пространства.

>В виде исключения жертвования функционалом в угоду дизайну.

Соответственно, требования к таким архитектурным сооружениям (к декоративно-художественному оформлению и объемно-планировочному решению) предъявлялись несколько другие, нежели к постмодернизму. Тут имеет место и минимализм в геометрии и преобладание прямых, правильных геометрических форм, минимальное количество или отсутствие напрочь декоративных (особенно монументальных) элементов-украшений. Неприглядные технические детали больше не прячут. В век высоких технологий они становятся, скорее, украшением (использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания). Вентиляционные шахты и трубопроводы декорируются, окрашиваются в разные цвета, а потому подобные конструкции не только не портят общего впечатления от сооружения, но и имеют эстетическую ценность.

 

Философские основы.

Философским основанием хай-тека были позитивизм и сциентизм. Начиная с 50-х годов XX в. в разных странах (особенно в США, в Японии, в западной Европе) в философском и художественном сознании возникает новая волна интереса к возможностям техники. При этом возникает необходимость гуманизации и эстетизации процесса технического и технологического развития и гуманизации самих новых технических идей1.

Начиная с 20-х гг. XX в. шла разработка "машинной эстетики" (Ф. Леже, Г. Матеззиус), способствовавшей возникновению и развитию хай-тека.

В общественном сознании Запада в 70-е годы формируется устойчивое убеждение, что техника - не только фактор развития цивилизации, но и в значительной мере фактор, формирующий новый образ жизни человека, его психологию, мировоззрение, культуру, и в частности, искусство.

 

 

Предшественники и традиции.

Еще в 20-х годов XX в. общественное сознание во многих странах уверовало в решающее значение техники, в художественной культуре возникла поэтизация технических образов.

"Конструирование архитектуры" начал немецкий архитектор и дизайнер П. Беренс. Это начинание продолжили его ученики - Ле Корбюзье, В. Гропиус и Л. Мис ван дер Роэ. Они заложили основы сочетания новых технических и эстетических идей, новой образной выразительности и хай-тека в архитектуре.

С конца 20-х годов развиваются и воплощаются в строительстве отдельных экспериментальных и эксклюзивных зданий идеи, подготавливающие концепцию хай-тека (главным образом это индивидуальные постройки - выставочные павильоны и собственные дома архитекторов).

 

Заключение.

Хай-тек – стиль, пропагандирующий эстетику материала, динамику и напор, это стиль для людей молодых душой. Для него характерно использование в отделке самых современных материалов, а максимально функциональная мебель имеет экстравагантную форму.

 

Источники.

Википедия

http://ency.info

https://studfile.net


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: